Урок музыки по теме: "Что значит "современность" в музыке?" (Урок-размышление). 8-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 8


Цели:

  • Развивать самостоятельность творческих поисков, фантазию и способность к переживаниям.
  • Формировать личность учащегося, его нравственные убеждения.
  • Формировать духовную свободу.

Задачи:

  • Вооружать учащихся системой опорных знаний.
  • Эмоционально увлечь ребят музыкой, “ пробудить” желание думать о своём жизненном пути и о пути других.

Оборудование:

магнитофон, диски с произведениями Альбинони, “Машины времени”, “ДДТ”, картины художников разных поколений.

 Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И косо посмотрели вслед,
Или другой-
На много лет?

Леонид Мартынов

 (Звучит песня группы “ДДТ” “Это всё, что останется после меня”)

Прав солист группы ДДТ Юрий Шевчук: главное, что останется после человека -это память о нём. И каким же должен быть он и дела его, чтобы эта память о нём была светлой?

Сегодня у нас последний урок в первой четверти. Обычно на нём мы вспоминаем все произведения, которые слушали на предыдущих уроках, но сегодня мы не только вспомним об этом, но и попробуем поразмыслить над тем, ради чего живёт человек на земле и что в памяти наших знакомых, а может, и малознакомых людей оставит каждый из нас.

Давайте вспомним, как называется тема, над которой мы с вами работали всю четверть?

Надеюсь вы не забыли, что слово “ современность” имеет два значения: более узкое - то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое - музыка, независимо от эпохи, в которую она была написана, отвечающая нашим современным идеалам.

Помня об этом, думаю, вы понимаете, что композиторы прошлого, с творчеством которых вы познакомились, не памятники истории, а во многом наши современники, потому, что настоящее, высокое искусство вне времени, и я надеюсь, что наш урок поможет вам понять это.

С произведениями каких композиторов вы познакомились? (Ответ)

Они жили и творили очень давно, это вам известно, но почему же они наши современники? (Ответ)

Их музыка рождает в нас глубокие мысли и чувства! И мы с вами продолжаем учиться отличать настоящее большое искусство от плохой музыки, но, конечно же, не надо отказываться от лёгкой развлекательной музыки. Она нужна нам для танцев, отдыха, прогулок. Она, как улыбка, как шутка, как забавный рассказ.

А вот музыка, которая сейчас прозвучит - лёгкая или серьёзная?

(Зажигается свеча. Учитель исполняет песню “Свеча” А.Макаревича. Идёт разбор песни по исполнительскому плану)

1. Лад.

2. Жанр.

3. Форма.

4. Выразительные особенности музыки.

5. Изобразительные особенности музыки.

6. Ваше отношение к произведению.

(Ответы).

А можно ли назвать А.Макаревича нашим современником?

Как вы думаете, останется его след на земле? Какой? Главное в жизни - оставить добрую память о себе, будь ты музыкантом, поэтом, хлеборобом или водителем, кем угодно. Нужно только не забыть, что, прежде всего, ты человек! А это значит, что только добрый след должен остаться после тебя, в твоих словах, мечтах и главное, конечно, в делах.

(Звучит стихотворение “Вишня” Исаковского)

В ясный полдень на исходе лета
Шёл старик дорогой полевой,
Вырыл вишню полевую где-то
И довольный, нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: “Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!

Пусть растёт большая -пребольшая,
Пусть идёт и в ширь, и в высоту,
И дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету!

Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладной тишине,
И отведав сочных, спелых ягод,
Может, статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят, экая досада,-
Я об этом вовсе не тужу.
Не хотят - не вспоминай, не надо,
Всё равно я вишню посажу!”

А сейчас предлагаю вам рассмотреть несколько репродукций. Художники, написавшие эти картины, возможно не задумывались, вспомнят о них или нет. Они жили по совести и творили так, как подсказывало им сердце. Все они - представители разных эпох и поколений, разных творческих школ.

Билибин “Землепашец” XIX век

Гордиец “Хлеб пекут” XX век

Кугач “В семье” XX век

Дейнека “Первый летун” XX век

Кривоногов “Брестская крепость” XX век

- Так почему они, столь разные, представлены сегодня на нашем уроке? Что их объединяет?

Ответы:

- а объединяет их то, что на каждый из этих репродукций мы видим людей сумевших оставить добрый след на земле;

- человек пашет поле, чтобы на нём вырос хлебный колос;

- умелые женские руки пекут хлеб;

- заботливые, любящие матери растят детей;

- крылатый мечтатель пробуждает такие же прекрасные мечты в душах других людей;

- герой, ценою своей жизни отстоявший мир на земле, навсегда останется в благодарной памяти потомков.

Вот так же и в нашей жизни осталось творчество этих и многих других замечательных художников. Значит, не зря они жили на земле!

И ещё одна репродукция сегодня перед вами - Васнецов “Витязь на распутье”. Былинный богатырь в раздумье стоит перед камнем, выбирая свою жизненную дорогу. Каждому из вас тоже предстоит выбрать свой путь, пройдя который вы оставите свой след на земле. Каким будет этот след? Как прожить, чтобы о тебе помнили с теплотой в сердце? Поразмыслить над этим вам поможет “Адажио” композитора Альбинони и все эти репродукции с картин русских художников. А тема сочинения-миниатюры, которое вам сейчас предстоит написать, прямо перекликается с эпиграфом нашего урока (зачитать с доски)

Итак, запишите тему ваших сочинений “Какой я в жизни след оставлю?” Приглашаю поразмышлять вас…(Звучит музыка, ребята работают).

А теперь я попрошу вас озвучить свои мысли. Мне бы очень хотелось услышать, каким вы представляете свой след в будущем. Прочтите, пожалуйста, самое главное, на ваш взгляд, из сочинений. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы).

Да, сколько людей, столько и мнений о выборе своего пути. В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе множество вопросов, взвешивая то, что было и что ещё нужно ему успеть. Композитор и певец Крис Кельми в песне “Замыкая круг” собрал воедино эти вопросы, а ответы на них сводятся к тому , что в жизни, прежде всего нужно выбрать правильный путь. Давайте вспомним эту песню, возможно теперь несколько по-другому, осмысливая звучащие в ней вопросы и ответ, который даёт автор. (Распевание, пение)

А теперь мне бы ещё раз хотелось услышать от вас, какую музыку и каких композиторов мы считаем нашими современниками, оставившими след на земле.

Сейчас небольшая музыкальная викторина, которую обычно вы выполняете письменно, но сегодня я попрошу вас ответить мне устно: фрагмент, какого произведения звучит и кто композитор?

Бах “Токката и фуга ре минор”

Бетховен “Соната № 14”

Штраус “ Вальс”

Шуберт “В путь”

Чайковский “ Симфония №4”(скерцо)

Колмановский “Алёша”

Спасибо за работу на уроке, я благодарна…(Оценка работы учеников).

Перед тем, как сказать вам “до свидания”, я прошу вас прислушаться к словам Юрия Шевчука в песне, которая звучала в начале урока, и к своим совсем маленьким сердечкам, пытаясь понять,- на правильной ли дороге вы стоите?

(В записи звучит стук сердца и ДДТ “Это всё что останется после меня…”)