Тема: « Симметрия. Виды симметрии»
1. Вокруг нас много предметов, части которых располагаются особым образом.
Кленовый лист Снежинка Бабочка
Эти предметы обладают свойством симметрии.
2. Рассмотрим несколько геометрических фигур.
а) - Какие фигуры обладают симметрией?
б) - Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см.
- Проведем в нем вертикальную прямую через середины сторон.
- Какие части получились с разных сторон от прямой?(Одинаковые)
- Что будет, если мы перегнем лист по начерченной прямой?
(Части наложатся друг на друга и совпадут)
в) - Эта прямая называется осью симметрии.
г) - А можно провести другую прямую в прямоугольнике так, чтобы она была осью? Как это сделать? (Да. Горизонтально)
д) - Начертите горизонтальную ось прямоугольника.
- Сколько же всего осей симметрии у прямоугольника? ( Две)
е) - Давайте начертим все остальные фигуры и найдем у них оси симметрии, если это возможно.
ж) - Сколько осей симметрии вы нашли у фигуры 2? ( Много)
…………………………………………………. 3 ( Три)
………………………………………………….. 4 ( Одна)
..……..……………………………………………5 ( Нет осей)
……………………………………………………6 ( Четыре)
3. Давайте посмотрим, как располагаются точки симметричные относительно оси симметрии. Для этого используем перегибание листа:
- на листе поставьте точку;
- начертите прямую;
- перегните лист по прямой;
- проколите лист в точке и разверните его;
- поставьте точку на месте второй дырки;
- соедините точки отрезком;
- под каким углом расположены ось и отрезок? ( 90 0),
- измерьте длину каждого отрезка от точки до оси. Какие они?
(Одинаковые)
Вывод: Чтобы построить точку симметричную данной относительно оси, нужно:
- Провести из данной точки луч, перпендикулярно оси;
- Отложить отрезок, равной длины с другой стороны от оси;
- Отметить получившуюся точку.
4. Давайте построим фигуру, симметричную данной:
А) относительно вертикальной оси
Б) относительно горизонтальной оси
5. Кроме осевой симметрии, с которой вы познакомились, существуют
еще другие виды преобразований на плоскости:
а) Центральная симметрия б) Поворот
в) Параллельный перенос
Домашнее задание:
1. Найдите и начертите фигуры с осями симметрии.
2. Постройте треугольник, симметричный данному относительно вертикальной и горизонтальной оси.
Урок 2
Тема: «Симметрия в линейных орнаментах»
- Издревле люди стремились украсить все, что окружало их в быту. Они старались простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневную жизнь. Украшали дома и ворота, столы и сундуки, орудия труда, посуду и многое другое. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные, которые характеризуются ритмичным расположением элементов. В построении орнамента часто используются принципы симметрии, приёмы ритмичных повторов. Элементы орнамента могут близко воспроизводить действительность, но чаще мотивы и образы реального мира подвергаются переработке и обобщению, превращающие их в элементы узора.
- Демонстрация образцов различных орнаментов.
- Сегодня на уроке мы будем учиться создавать линейные орнаменты из геометрических фигур с помощью различных видов симметрии.
4. Домашнее задание:
1. Составьте дома орнамент, используя ромб и различные виды симметрии.
2. Нарисуйте бордюр, используя какую-нибудь букву русского или латинского алфавита.
Урок 3
Тема: «Составление линейных орнаментов (бордюров)»
На сегодняшнем уроке мы продолжим составлять орнаменты. Но это будут не геометрические орнаменты. Сегодня мы попытаемся создать узоры из растений и цветов.
Задание 1. С помощью симметрии относительно вертикальной оси достройте предложенное изображение до трафарета с вертикальной осью.
Задание 2. Составить орнамент из полученных трафаретов параллельным переносом.
Задание 3. Составим орнамент с помощью трафарета на рис. 1 , используя центральную симметрию.
Задание 4. Самостоятельно составьте орнамент, используя трафарет рисунка 3 и центральную симметрию.
Задание 5. А теперь нарисуем линейный орнамент с помощью трафаретов рис. 2 и рис. 3, чередуя их через 3 клетки.
Задание 6. А теперь попробуем выполнить сложный орнамент.
1) С помощью циркуля начертите окружность, затем треугольники вокруг неё, как показано на рисунке.
2) Теперь, отступив 2 клетки, нарисуйте месяц.
3) Отступив 2 клетки, начертите вертикальную ось и постройте симметричное изображение.
Домашнее задание :
1. Нарисуйте трафарет в виде снежинки составьте орнамент с помощью параллельного переноса.
2. Придумайте сами и составьте линейный орнамент из растений и цветов.