ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов в соответствии с требованиями средней школы.
Этап начального физкультурного образования охватывает 1-4 классы, решает задачи приобщения младших школьников к физической культуре, привитие интереса к уроку “физическая культура”, создание основы двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
В практике начальной школы акробатические упражнения используются почти во всех разделах учебного материала по физической культуре. Следовательно, акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спота. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки младших школьников, способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов.
Далее, в начальной школе, как правило, для развития физических качеств используются, в основном, общеразвивающие упражнения, а средства акробатики применяют лишь для формирования двигательной культуры младших школьников. Таким образом, физическая подготовка, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре, основанная на акробатических упражнениях, является актуальной.
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка учебной программы начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-4 классов становится современной.
Определена цель учебной программы – всестороннее гармоничное развитие личности учащихся младшего школьного возраста.
Поставлены следующие задачи:
- Сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, создавать основу для дальнейшего совершенствования двигательной культуры.
- Развивать основные физические качества.
- Приобщать школьников 1-4 классов к физкультурным знаниям, прививать интерес к уроку “Физическая культура”, формировать добрые взаимоотношения, особенно при выполнении парной или групповой акробатики.
- Укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильного зрения, осанки, свода стопы, повышать работоспособность и решать другие оздоровительные задачи.
Данная программа начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-4 классов основывается на прежних принципах сложившейся системы физического воспитания и учитывает современные требования, интересы и возможности учителя и учащихся.
Отличительными признаками данной программы является следующее:
1) в процессе обучения двигательным элементам различных видов спорта, на этапе совершенствования сформированных движений, для закрепления двигательного навыка используются акробатические упражнения;
2) физическая подготовка во всех разделах учебного материала реализуется средствами акробатики, к ним относятся традиционные упражнения: группировка, перекаты, стойка на голове и руках, гимнастический “мост”, стойка на лопатках, равновесие “ласточка” и другие; 3) в разделе “Акробатика” учебный материал включает парные и групповые акробатические упражнения: хваты, стойки, поддержки, пирамиды и так далее; 4) в процессе развития физических качеств младших школьников применяется дифференцированный подход, при котором с учетом разноуровневой физической подготовленности варьируется интенсивность и объем физической нагрузки; 5) в программе начального физкультурного образования разработаны контрольные упражнения и “домашние) двигательные задания по физической и технической подготовке для учащихся 1-4 классов.
Распределение программного материала
Виды деятельности |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Базовая часть |
||||
Легкая атлетика | 14 |
12 |
12 |
12 |
Подвижные игры | 12 |
12 |
12 |
12 |
Гимнастика | 6 |
6 |
6 |
6 |
Лыжная подготовка | 10 |
10 |
8 |
8 |
Плавание | 12 |
12 |
14 |
14 |
Вариативная часть |
||||
Акробатика | 14 |
16 |
16 |
16 |
Итого: | 68 |
68 |
68 |
68 |
Разработанная программа включает в себя учебный материал, содержащий общегосударственный стандарт по физической культуре, предусматривающий освоение школьниками двигательных умений и навыков из различных видов спорта, а так же развитие основных физических качеств. Существенным дополнением к общегосударственному стандарту является углубленное изучение элементов акробатики. В разделе “Акробатика” программа расширена дополнительным арсеналом акробатических упражнений. Кроме традиционных упражнений: группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, стойки на лопатках, на голове используются упражнения из основной и средней школы: кувырок назад, стойка на руках, переворот боком “колесо”, гимнастический “мост” и другие. Также используются упражнения из парно-групповой акробатики: хваты, поддержки, полуколонны, пирамиды и другие. Материал по акробатике включает изучение комплекса “вольных” упражнений (индивидуальная форма выполнения). Также содержит программу упражнений парно-групповой направленности, которые изучаются в виде отдельных акробатических комбинаций и соединений. Причем первоклассники выполняют индивидуальные и парные акробатические упражнения, а второклассники и четвероклассники – полную программу по акробатики: индивидуальные, парные и групповые акробатические упражнения.
Из вышесказанного следует, что данная программа по физической культуре с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся начальной школы содержит базовый компонент (государственный стандарт) и вариативную часть, где осуществляется распределение учебного времени на углубленное изучение техники акробатических упражнений за счет уменьшения его количества в разделах по лыжной подготовке и гимнастике. В разработанной программе предлагаются силовые и скоростно-силовые упражнения, в связи с этим в учебном процессе по физической культуре существуют благоприятные условия для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей младших школьников. Средствами парно-групповой акробатики эффективно развиваются статическая и динамическая выносливость, повышаются аэробные возможности организма детей младшего школьного возраста.
Следует отметить, что на уроках акробатики в первую очередь обеспечивается акробатическая подготовка, где осуществляется развитие тех физических качеств, которые необходимы для изучения элементов индивидуальной и парно-групповой акробатики. Однако следует подчеркнуть особо, что уроки акробатики в школе несколько отличаются от тренировочных занятий в акробатической секции.
Акробатические упражнения, включенные в разделы учебной программы по физической культуре, способствуют реализации общих задач, обеспечивают выполнение стандартных норм и требований по физической подготовке, они не искажают сущность уроков по легкой атлетике, спортивным играм, плаванию, лыжной подготовке, а как бы дополняют арсенал используемых средств
Вариативная часть программы для учащихся 1-4 классов
Содержание учебного материала |
Форма выполнения | Количество часов |
|
Теория |
|||
Массовые виды гимнастики как средство физической культуры и укрепления здоровья |
В процессе раздела |
||
Акробатика и ее направления | |||
Осанка и походка | |||
Запрещенные движения на занятиях акробатикой | |||
Элементы акробатики |
|||
Группировка (присев, сидя, стоя) | Индивидуальная |
3 |
|
Перекаты в группировке (назад, вперед) Кувырок боком Кувырок вперед |
|||
Стойка на лопатках Стойка на голове и руках Стойка на руках Переворот боком “колесо” |
Индивидуальная |
4 |
|
Равновесие на одной “ласточка” Гимнастический “мост” “Шпагат” |
Индивидуальная |
3 |
|
Кувырок назад Вольные упражнения |
|||
Парно-групповая акробатика |
|||
Поддержки Полуколонны Стойки Равновесия Пирамиды с опорой на ступни “Нижней” Пирамиды с опорой на руки “Нижней” Пирамиды на бедра “Нижней” Упражнения в парах Упражнения в тройках |
Парная
Групповая |
6 |
|
Итого: |
16 |
Содержание учебного материала уроков физической культуры по разделу “Акробатика” для учащихся 1-4 классов
Название и содержание учебного
Графическое изображение Материала |
Вольные упражнения (выполняются индивидуально) 1-4 класс Акробатические упражнения в парах:
Акробатические упражнения в тройках: 3-4 класс а) с опорой на ступни “Нижней”, б) с опорой на руки “Нижней”, в) поддержки на бедрах “Нижней” и “Средней”, г) полуколонна со стойкой “Верхней” на полу, д) равновесия, е) стойки. Вольные упражнения в тройках. |
Учебный материал по акробатике включает изучение комплекса “вольных” упражнений (индивидуальная форма выполнения). Также содержит программу акробатических упражнений парно-групповой направленности, которые изучаются в виде отдельных комбинаций и акробатических соединений- композиций. Причем, 1-2 класс выполняют индивидуальные и парные акробатические упражнения, а 3-4 класс полную программу по акробатике: индивидуальные, парные и групповые упражнения.
Вольные упражнения (индивидуальные).
Исходное положение (И.п.) – основная стойка (о.с.)
1-2 – шаг правой, руки в стороны;
3-5 – равновесие “ласточка”;
6-7 – кувырок вперед в сед, руки в стороны;
8-9 – взмах прямой ногой, хлопок руками под ногой;
10-11 – то же, другой ногой;
12-13 – сед согнувшись до касания грудью прямых ног (“складка”);
14-17 – перекат назад в стойку на лопатках с опорой руками под спину;
18 - лечь на спину, руки вверх;
19-23 – “мост” из положения лежа;
24 – лечь на спину, руки вверх;
25 – перекат через левое плечо на живот;
26 – упор лежа;
27 – упор присев;28-30 – “колесо” (вправо, влево);31-32 – прыжок, прогнувшись с поворотом на 900 .
Упражнения в парах
Упражнение для учащихся с низким уровнем физического развития
И.п. – боком друг к другу.
1. Обе – в кувырок боком в разные стороны, встать на одно колено, разноименные ноги в стороны.
2. Обе – полушпагат, повернувшись, лицом друг к другу.
3. “Нижняя” (Н.) – сед на пятках; “Верхняя” (В.) – встать на бедра партнерши, прогнуться (хват глубокий).
4. В. – согнуть ногу назад.
5. Встать на обе ноги и отпустив одну руку, повернуться.
6. То же, на другую руку.
7. Соединяя руки, соскок.
8. Обе – став на колени, наклон назад до горизонтального положения, руки вверх – в стороны.
Упражнения для учащихся со средним уровнем физического развития
И.п. – лицом друг к другу в 2-3 шагах.
1. Н. – кувырок назад на колено, руки вперед-вверх.
В. – одновременно кувырок вперед на одну.
2. В. – встать на впереди стоящую ногу и соединяя руки лицевым хватом с Н., равновесие – “ласточка”, поднимая ногу не ниже плеч.
3. Н. – встать на колени и наклон до опоры о голени;
В. – выпрямиться с поворотом кругом и, “мост” наклоном назад с опорой руками о бедра партнерши.
4. Выпрямиться.
5. Н. – сесть на пятки; В. – взявшись за руки с Н. глубоким хватом, стать на ее бедра (спиной к Н).
6. В. – сход на одну и поворот кругом;
Обе – стать на колено, соединив руки лицевым хватом;
соединяя ноги, встать и прогнуться (руки выпрямить).
7. Обе сесть, не разрывая хвата; разогнуть ноги в высокий угол, ступни ног соединены.
8. Обе – согнуть ноги и встать (носки ног соединены, руки выпрямлены).
9. Обе – отнести одну руку в сторону и согнуть одну ногу назад.
И.п. – В. за Н.
1. Обе – кувырок назад на колени.
2. Обе – наклон назад до горизонтального положения.
3. Обе – выпрямиться, кувырок вперед, встать.
4. Синхронно 2-3 шага вперед и прыжок со сменой ног спереди.
5. Н. – лечь, согнув ноги; В. – опираясь руками о колени, а бедрами о руки партнерши, прогнуться, сгибая одну ногу к голове.
6. В. – встать на пол у плеч партнерши и через упор на руках, прыжок через нее.
7. Н. – перекатом назад, с помощью партнерши встать на колено;
В. – проходит вперед с поворотом кругом.
8. В. – с 2-3 шагов, толкаясь с бедра Н., прыжок вверх, опираясь на руки партнерши (без разрыва хвата)
Упражнение для учащихся с высоким уровнем физического развития
И.п. – лицом друг к другу на расстоянии 9-10 шагов.
1. Обе – “колесо” и поворот лицом друг к другу.
2.Обе – равновесие “ласточка”, взявшись лицевым хватом, с доведением ноги до плеч.
3. Обе – выпад; В. – стойка махом с поддержкой Н., ноги вместе;
Н. – отпустить одну руку.
4. В. – сойти, соединить руки лицевым хватом с Н. и стать на бедра партнерши, стоящей в полуприседе.
5. В. – согнуть ногу назад.
6. В. – стать на обе ноги; Н. – перехватить партнершу за бедра;
В. – прогнуться до горизонтального положения.
7. В. – продолжая прогибаться, опирается руками о пол и через стойку на руках опускается на колени.
8. Обе – стоя на коленях, прогнуться до горизонтального положения.
Групповые упражнения (тройка).
Упражнение для учащихся с низким уровнем физического развития.
И.п. – Н. за В., С. за Н. на расстоянии шага, богом к основному направлению.
1. Все – кувырок назад в стойку на колено, руки в стороны.
2. Н. – наклон назад, С.- равновесие “ласточка”, держась за руки Н.
В. – наклон назад до касания руками колена Н.
3. Выпрямиться. Н. – лечь на спину, согнув ноги; В. – махом стойка в полушпагат плечами на руках Н., с опорой о ее колени; С – выпад, поддерживая В. носок или голень.
4. В. – сход. С. – “кольцо” в упоре на коленях и руках Н. В. – равновесие с опорой руками о плечи С.
Упражнение для учащихся со средним уровнем физического развития
И.п. – Н. за В. правым боком к основному направлению, С лицом к В., хват глубокий или лицевой.
1. В. – стать на бедра Н. с ее поддержкой и опорой на руки С., стоящей в выпаде.
2. С. – стойка махом с поддержкой В. за ноги.
3. С. – сход и соединить руки В., В – соскок и шпагат скольжением с помощью С.
4. Н. и С. – равновесие, держась руками за руки В. (В. – одну руку вверх - вперед, другую вверх - назад).
5. Переход: В. – в сед согнув ноги, Н. и С. – в упор присев (С. с поворотом кругом);
Все – перекатом назад стойка на лопатках с поддержкой руками под спину.
- Все – перекат вперед в группировке и прыжок выпрямившись с поворотом на 900 лицом к основному направлению.
Упражнения для учащихся с высоким уровнем физического развития
И.п. – Н. и С. Лицом друг к другу в стойке на колене, В. – лицом к основному направлению и партнерам.
1. Н. и С. – наклон назад; В. – равновесие, держась за руки партнерш.
2. Н. и С. – выпрямиться, соединив свободные руки спереди; В – прыжок, согнув ноги через соединенные руки партнерш, опираясь на руки лицевым или глубоким хватом.
3. В. – кувырок назад между партнершами.
4. В. – прыжок стать на колени партнерш, опираясь на их руки.
5. В. – соскок вперед с поворотом на 900 и встать рядом с Н; обе – выпад, С. Стойка махом с поддержкой Н. и В. Одной рукой.
И.п. – Н. за В., С. за Н., правым боком к основному направлению.
1. Все – кувырок вперед на одну и шагом вперед высокое равновесие “ласточка”.
2. Все – “мост” наклоном назад: С. – на пол, Н.- на бедра С., В. – на бедра Н.
3. Все – встать с “моста”.
4. Н. – лечь на спину, согнув ноги, В. – стойка полушпагатом плечами на руках Н. с опорой руками о колени; С. – в выпаде, поддерживая В. за ступни или голень.
5. С. – удерживая В. в стойке, сесть в шпагат.
Заключение
Учебная программа начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся начальной школы содержит базовый компонент (государственный стандарт) и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических упражнений, а также использование элементов акробатики в физической подготовке младших школьников при освоении изучаемых видов спорта на этапе совершенствования и закрепления. При развитии физических качеств учащихся используется дифференцированный подход, варьируется величина физической нагрузки с учетом высокого, среднего и низкого уровней физической подготовленности детей младшего школьного возраста.