Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Если сладко спится, сон хороший снится"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


Тема № 6
“ЕСЛИ СЛАДКО СПИТСЯ, СОН ХОРОШИЙ СНИТСЯ”

Содержание:

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы.
4. Это интересно знать.
5. Тема памятки для родителей “Сон – лучшее лекарство”.
6. Встречи с работниками прачечной, со швеёй постельного белья
7. Темы рассказов и сказок “Сны моей подушки”, “Однажды, однажды во сне я летал (а)”
8. Тема детского рисунка “Волшебные сны”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

* И. Токмакова “Тихо – тихо”
* А. Сиджах “Волшебный сон”
* К. Женэ Руки человека
* Е. Кныш “Темноту я стерегу”
* Э. Котляр “Спи, моя любимая”
* Колыбельная
* С. Маршак Вот тебе под спинку..
* В. Нестеренок Хитрая подушка
* Ф. Пестряков За окном шумят метели…
* Считалка
* Элеонора Фарджен Река засыпает
* Не спится колючке.
* В. Лунин Что я вижу?
* И. Жуков Киска
* С. Капутикян Жучка тявкнула во сне….
* С. Баруздин Это ежик…..

11. Загадки:

  • Кровать
  • Подушка
  • Сон
  • Ковер
  • Диван

12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Какие предметы помогают тебе сладко спать”
- Доскажи словечко…”

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия “Если сладко спится, сон хороший снится”
16. Активизация словаря:
17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Расширять знания детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению здоровья детей.
2. Продолжать учить детей бережно обращаться с окружающими его предметами, следить за их чистотой
3. Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к труду взрослых.

2. Цитаты, изречения

“Сон – лучшее лекарство

3. Полезные советы

Перед сном: Не наедайся;

Не играй в шумные игры;

Не смотри долго телевизор;

Не ложись поздно;

Проветри комнату;

Умойся;

Сложи одежду;

Задерни занавески;

Не откладывайте отход ко сну, если чувствуете, что начинаете дремать. Дремота – естественный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в свой организм.

4. Это интересно знать!

В одном исследовании особенностей сна во время полярного лета, когда солнце практически не заходит, люди спали около 10 часов в сутки. Ученые предположили, что именно такая продолжительность сна составляет потребностям человека.

5. Разработка и оформление памятки “Сон – лучшее лекарство”

6. Встречи с работниками прачечной, со швеёй постельного белья.

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Сны моей подушки”, “Однажды, однажды во сне я летал (а)”

8. Конкурс детского рисунка “ Волшебные сны”

9. Выставка гигиенических принадлежностей: комплекты белья для кукол, взрослые комплекты, мыло, стиральный порошок

10. Конспект занятия:

ЕСЛИ СЛАДКО СПИТСЯ, СОН ХОРОШИЙ СНИТСЯ

Задачи

1. Расширять знания детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению здоровья детей.
2. Продолжать учить детей бережно обращаться с окружающими его предметами, следить за их чистотой
3. Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

1. Знакомство с постельными принадлежностями.
2. Проведение культурно-гигиенических навыков, закаливающих процедур.
3. Подбор стихов, произведений устного народного творчества по теме.
4. Оформление памятки для взрослых “Сон – лучшее лекарство”
5. Шитье постельного кукольного белья для кукол (работа с родителями)
6. Посещение прачечной в детском саду.
7. Экскурсия в магазин ткани, отдел “Постельное белье”.
8. Игры детей с куклами.
9. Изготовление атрибутов к костюму Дремушки.
10. Подбор народны колыбельных песен; песня “Спят усталые игрушки” (сл. З.Петровой, муз. А.Островского)
11. Составление конспекта.

Ход занятия.

В комнате стоят кукольные кроватки, на которых лежат постельные принадлежности, сшитые руками родителей. Звучит спокойная мелодия, дети с игрушками заходят в зал.

Ведущий:

Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит.

У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки.

Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон) Правильно, это загадка о сне.

В комнату заходит Дремушка. (идет на цепочках, осторожно)

Ведущий: - Тихо – тихо, в наши двери входит - Дремушка,

Не аукать, не кричать, а баюкать и качать.

Тихон песенку поет, сны ребятам раздает:

Дремушка: “В этом сне – воздушный шарик, в этом сне – собака Шарик.

В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят”.

- Здравствуйте, мои милые друзья! Я каждый вечер прихожу в ваши дома, неслышно, не видно. Но в некоторых домах мне не хочется долго задерживаться. Как вы думаете, почему? (громко играет музыка, члены семьи по телевизору смотрят страшные фильмы, капризничают и громко разговаривают дети и т.д.)

Дремушка: - Как вы думаете, в каких квартирах по вечерам перед сном мне комфортно и уютно?

Ребенок: Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

И у скомканной подушки кулачком задвинуть ушки.

(Подходит к кроватке и согласно тексту выполняет движения,  кладет в кроватку “спать” свою игрушку)

Ребенок: (с игрушечной кошкой, читает строчки стихотворения и выполняет действия, согласно тексту) Вот тебе под спинку, мягкую перинку…

Сверху на перинку – чистую простынку.

Вот тебе под ушки – белые подушки,

Одеяло на пуху и платочек наверху….. С. Маршак

Звучит песня “Спят усталые игрушки”, дети подпевают, покачивая свои игрушки.

Ребенок: Так привыкли мы к порядку: ровно девять!

Все в кроватку. На бочок и молчок.

(Дети укладывают спать в кроватки свои игрушки)

Ребенок:

Наши детки, наши детки, крепко спят.

Наши детки, наши детки, потихонечку сопят.

Дремушка: - Ребята, расскажите и покажите, что вы делаете каждый вечер перед сном.

Дети по очереди показывают имитирующие движения, остальные повторяют:

- чистят зубы; - полощут рот; - моют ноги; - одевают пижаму.

Дремушка: - Ребята, перед сном обязательно нужно проветрить комнату, где вы будите спать, нужно, чтобы к вам в комнату залетел свежий ветерок.

Дремушка проводит с детьми физминутку:

С бугорка на бугорок ловко прыгал ветерок. – прыжки на мете то на правой ноге, то на левой

По дорожке он бежал - бег по кругу ( на месте)

В лужу весело упал - лечь на спину, упражнение “жуки”

Только вовсе не намок этот ловкий ветерок. – хлопки в ладоши.

Игры

1. “Кто быстрее наденет на подушку наволочку”

2. “Готовимся ко сну” - с одного столика на другой переносим только те предметы, которые нам нужны перед сном (зубная паста, карандаши, пижама, банты, расческа, кувшин с водой, мыло, полотенце, прищепки, ложка и т.д.)

3. Стихи и ситуации.

Темы

1 часть стихотворения

1 половина задания

2 часть стихотворения

2 половина задания

Гигиена сна

Всем пора ложиться спать, ждет уютная кровать.

Мама с папою зевают,

рот ладошкой прикрывают.

Выключают верхний свет, мне причин бояться нет!

Прочитать строчки стихотворения. Как дети готовятся ко сну? Бывает ли им страшно оставаться одним в сальной комнате Посажу в дверях щенка, вход пусть стережет пока.

Мишка, зайка на ночь спать

улеглись в мою кровать.

Спят уже все, лишь я не сплю, темноту я стерегу.

Что можно посоветовать детям, которые боятся темноты?

Дети читают стихи:

Колыбельная.

Стали звездочки ясней – засыпай-ка поскорей!

Может быть, тебе приснится яркое перо жар-птицы,

Или аленький цветочек, иль конечек-горбунок.

В темном небе месяц светит, словно цветик-семицветик,

Звездный хор поет: “Бай-бай! Спи, Танюша, засыпай!”

Хитрая подушка.

Просит вечером подушка: - Положи меня под ушко.

Очень хочется, Антон, посмотреть твой первый сон. В. Нестеренок

За окном шумят метели…

За окном шумят метели, горы снега намело.

А в кроватке, на постели, так уютно, так тепло. Ф. Пестряков

Звучит спокойная музыка, детям предлагают закрыть глаза и послушать музыку. Через некоторое время дети открывают глаза.

 

Ведущий: - к сожалению, наша встреча подошла к концу.

Тихо – тихо, тихо – тихо, сумрак и покой.

Дети спят. Уходит Дрема, в тихий домик за рекой.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Стихи и ситуации
7. Дополнительная литература