Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Ухо – это орган слуха"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


Тема № 5
“УХО – ЭТО ОРГАН СЛУХА”

Содержание:

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы.
4. Это интересно знать.
5. Тема памятки для родителей “Если заболело ухо”.
6. Встречи с ЛОРом, медицинской сестрой
7. Темы рассказов и сказок “Мои ушки маленькие, но они помогают мне”
8. Тема детского рисунка “Что может повредить моему слуху”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

* Если ухо заболело
* Не забывай, к какому врачу ты направляешься..
* Не бойся врача
* Саша Черный Тише всех.
* Роман Сеф Тишина.

11. Загадки.
12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Нос – ухо”
- “Глухой телефон”
- “Угадай мелодию”
- “Громко – тихо”
- “Тихие – громкие звуки”

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия “Ухо – это орган слуха”
16. Активизация словаря:

* слух
* ЛОР

17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Расширять знания детей о значении органов тела в жизнедеятельности человека и животных, их взаимозависимость.
2. Показать роль слуха при выборе у людей будущих профессий (летчиков, музыкантов, водителей, медработников и т.д.)
3. Воспитывать культуру поведения (слушать спокойную негромкую музыку, спокойно разговаривать с окружающими людьми и др.) во время игровой, образовательной деятельности.

2. Цитаты, изречения

На то два уха, чтоб больше слушать.
Ухо – это орган слуха, есть у каждого два уха.

3. Полезные советы

Уши тоже надо беречь:

  • От слишком громких звуков устаешь:
    они мешают думать, мешают другим людям

    Выполняй ряд правил:

    * не ковыряй в ушах;
    * защищай уши от сильного ветра;
    * не слушай громкую музыку;
    * очень сильно не сморкайся;
    * не допускай попадания в уши воды.

4. Это интересно знать!

Слух – это способность воспринимать звуки.

5. Разработка и оформление памятки “Если заболело ухо”

6. Встречи с медицинской сестрой, врачом - ЛОРом.

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Мои ушки маленькие, но они помогают мне…”

8. Конкурс детского рисунка “Что может повредить моему слуху”

9. Выставка предметов: помогающие сохранять слух человека и мешающие - наушники, приемник, горн, труба, палочки для чистки ушей, капли для лечения ушей (их могут использовать только врачи или родители по назначению врача)

10. Конспект занятия:

УХО – ЭТО ОРГАН СЛУХА

Цель: учить детей бережно относиться к своему здоровью (через охрану слуха)

Задачи:

1. Закрепить с детьми знания о том, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки
2. Развивать у детей навыки и умения бережно относиться к слуху окружающих людей, учитывать их интересы и пожелания.

Предварительная работа:

  1. Посещение с детьми медицинского кабинета.
  2. Встречи с детским врачом, беседа с родителями, детьми.
  3. Изготовление (пополнение) атрибутов для сюжетно-ролевой игры “Больница”
  4. Проведение культурно-гигиенических процедур в группе и кругу семьи.
  5. Конкурс детского рисунка “Что может повредить моему слуху”
  6. Составление сказки “Мои ушки маленькие, но они помогают мне…”
  7. Подбор стихов, пословиц, загадок по теме занятия.
  8. Изготовление атрибутов для игры – драматизации “Не бойтесь врача”
  9. Составление конспекта занятий

Ход занятия:

Все участники спокойно сидят на стульях. Предложить детям закрыть глаза.

Звучит спокойная музыка, в которой слышно журчание воды, голоса птиц, смех детей и т.д. Через некоторое время дети открывают глаза, музыку выключить.

- Ребята, кто из вас что слышал? (Ответы детей)
- При помощи чего вы все это слышали?
- Что мы с вами можем услышать в комнате природы? На кухне, где повара готовят обед? На главной улице нашего города? В здании школы?

Предложить детям разделиться на две команды и встать друг против друга. По команде ведущего 1 команда ладошками закрывает уши, 2 команда (заранее договорившись) звукоподражанием произносят голоса домашних животных (для усложнения задания детям 1 команды можно предложить отвернуться, чтобы участники не выдели движения губ при разговоре) Нужно постараться отгадать, что произнесли участники 2 команды. Оказывается, если уши закрыты, то мы не слышим окружающие звуки, слова, музыку и т.д. Можно предложить детям игру “Громкие – тихие слова” (звуки).

Слух – это способность воспринимать звуки

В комнату входит Лисенок с перевязанным ухом, он морщится от “боли”, раскачивает головой.

Ведущий: Лисенок однажды к нам в садик пришел:

Было Лисенку нехорошо.

Что случилось с тобой, Лисенок?

Лисенок: Без шапки ходил я, советов не слушал,

И вот простудил свои рыжие уши.

- Ребята, вот оказывается, отчего у Лисенка заболели уши. Вспомните, пожалуйста, отчего же еще могут заболеть уши? (ответы детей) См. № 3

Ребенок:

Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.

Ведущий:

Как называется доктор, ребята,

Тот, кто лечил ваши ушки когда-то?

Плачет Лисенок, не знает, к кому

Нужно теперь обратиться ему?

Варианты ответов детей.

Входит врач – ЛОР, в руках у него разнос с инструментами.

- Здравствуйте, дорогие ребята, я услышал, что здесь нужна моя помощь. Кто в ней нуждается? (Все обращают внимание на Лисенка)

- И так, больной, рассказывайте, что у вас случилось, отчего же заболели ваши уши.

Лисенок рассказывает, говорит, что сейчас с больными ушами, он не может со зверятами в лесу ни прыгать, ни бегать, от резких движений в ушах появляется боль.

Врач осматривает больного, приговаривая:

Попал на прием и запомни с тех пор,

Что уши больные лечил доктор ЛОР

Вылечив “больного” врач снимает с него повязку.

- Ой, спасибо, доктор, я сейчас могу снова прыгать, бегать, играть. Давайте, ребята, поиграем с вами:

1. Игра “Дорожка препятствий”

2. Игры – эстафеты с мячами.

(см. Приложение)

Ребенок: Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Часто мыть, то, как нам быть?

Часто мыть или пореже?

 

Отвечает доктор: “Еже!” -

- Еже – еже- ежедневно!!

 

Доктор: - Ребята, а вы умеете правильно мыть уши?

Что вы будите делать, если в уши попала вода?

 

(Прыжки то на правой, то на левой ногах, с наклоном головы)

Доктор: А о том, как вы усвоили правила по охране слуха, мы с вами проверим, заполняя вот эту таблицу: (ситуации перечисляет врач, дети также могут спрашивать, записывать или закреплять готовые таблички)

Разрешается Запрещается
   

Игра – драматизация стихотворенияНе бойся врача”

Участники: ведущий, пес Барбос, врач – ЛОР

 

Атрибуты: элементы костюмов для Барбоса, белый халат, шапочка для ЛОРа.

Ведущий: ЛОР – особый врач, который лечит уши, горло, нос.

(за столом сидит врач, что-то пишет)

Собирался как-то к ЛОРу наш знакомый пес Барбос.

(к врачу подходит пес Барбос)

После чистил ватой уши, горло содой полоскал,

(врач выполняет имитирующие движения)

И при этом всем, кто слушал, он советы раздавал:

ЛОР - Не волнуйтесь и не бойтесь, дети, ЛОРа посещать.

Если рот открыть попросит, надо шире открывать.

(все участники раскрывают рот, врач заглядывает к ним в горло)

Ушки ЛОР проверить может, хорошо ли слышат?

( у некоторых детей проверяет уши)

Носик ЛОР посмотрит тоже – хорошо ли дышит?

(дети выполняют глубокий вдох и выдох)

Пес Барбос: Инструментов у врача очень много разных.

Вы не бойтесь их, друзья, - это безопасно.

И не больно. Ими ЛОР смотрит осторожно.

Очень помогает он там, где это можно!

 

Игра “Хвастунишка” Участники стоят по кругу, показывая на свои ушки, каждый говорит “Мои ушки маленькие, я их люблю, они помогают мне…” (что делать?) – слушать музыку, пение птиц, журчание воды, гудок паровоза и т.д.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Активизация словаря
7. Стихи и ситуации
8. Дополнительная литература