Тема № 5
“УХО – ЭТО ОРГАН СЛУХА”
Содержание:
1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы.
4. Это интересно знать.
5. Тема памятки для родителей “Если заболело
ухо”.
6. Встречи с ЛОРом, медицинской сестрой
7. Темы рассказов и сказок “Мои ушки маленькие,
но они помогают мне”
8. Тема детского рисунка “Что может повредить
моему слуху”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:
* Если ухо заболело
* Не забывай, к какому врачу ты направляешься..
* Не бойся врача
* Саша Черный Тише всех.
* Роман Сеф Тишина.
11. Загадки.
12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:
- “Нос – ухо”
- “Глухой телефон”
- “Угадай мелодию”
- “Громко – тихо”
- “Тихие – громкие звуки”
14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия “Ухо – это орган слуха”
16. Активизация словаря:
* слух
* ЛОР
17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.
1. Задачи
1. Расширять знания детей о значении органов
тела в жизнедеятельности человека и животных, их
взаимозависимость.
2. Показать роль слуха при выборе у людей будущих
профессий (летчиков, музыкантов, водителей,
медработников и т.д.)
3. Воспитывать культуру поведения (слушать
спокойную негромкую музыку, спокойно
разговаривать с окружающими людьми и др.) во
время игровой, образовательной деятельности.
2. Цитаты, изречения
На то два уха, чтоб больше слушать.
Ухо – это орган слуха, есть у каждого два уха.
3. Полезные советы
Уши тоже надо беречь:
- От слишком громких звуков устаешь:
они мешают думать, мешают другим людям
Выполняй ряд правил:
* не ковыряй в ушах;
* защищай уши от сильного ветра;
* не слушай громкую музыку;
* очень сильно не сморкайся;
* не допускай попадания в уши воды.
4. Это интересно знать!
Слух – это способность воспринимать звуки.
5. Разработка и оформление памятки “Если заболело ухо”
6. Встречи с медицинской сестрой, врачом - ЛОРом.
7. Составление рассказов, сказок на темы: “Мои ушки маленькие, но они помогают мне…”
8. Конкурс детского рисунка “Что может повредить моему слуху”
9. Выставка предметов: помогающие сохранять слух человека и мешающие - наушники, приемник, горн, труба, палочки для чистки ушей, капли для лечения ушей (их могут использовать только врачи или родители по назначению врача)
10. Конспект занятия:
УХО – ЭТО ОРГАН СЛУХА
Цель: учить детей бережно относиться к своему здоровью (через охрану слуха)
Задачи:
1. Закрепить с детьми знания о том, что слух –
это способность воспринимать окружающие звуки
2. Развивать у детей навыки и умения бережно
относиться к слуху окружающих людей, учитывать
их интересы и пожелания.
Предварительная работа:
- Посещение с детьми медицинского кабинета.
- Встречи с детским врачом, беседа с родителями, детьми.
- Изготовление (пополнение) атрибутов для сюжетно-ролевой игры “Больница”
- Проведение культурно-гигиенических процедур в группе и кругу семьи.
- Конкурс детского рисунка “Что может повредить моему слуху”
- Составление сказки “Мои ушки маленькие, но они помогают мне…”
- Подбор стихов, пословиц, загадок по теме занятия.
- Изготовление атрибутов для игры – драматизации “Не бойтесь врача”
- Составление конспекта занятий
Ход занятия:
Все участники спокойно сидят на стульях. Предложить детям закрыть глаза.
Звучит спокойная музыка, в которой слышно журчание воды, голоса птиц, смех детей и т.д. Через некоторое время дети открывают глаза, музыку выключить.
- Ребята, кто из вас что слышал? (Ответы детей)
- При помощи чего вы все это слышали?
- Что мы с вами можем услышать в комнате природы?
На кухне, где повара готовят обед? На главной
улице нашего города? В здании школы?
Предложить детям разделиться на две команды и встать друг против друга. По команде ведущего 1 команда ладошками закрывает уши, 2 команда (заранее договорившись) звукоподражанием произносят голоса домашних животных (для усложнения задания детям 1 команды можно предложить отвернуться, чтобы участники не выдели движения губ при разговоре) Нужно постараться отгадать, что произнесли участники 2 команды. Оказывается, если уши закрыты, то мы не слышим окружающие звуки, слова, музыку и т.д. Можно предложить детям игру “Громкие – тихие слова” (звуки).
Слух – это способность воспринимать звуки
В комнату входит Лисенок с перевязанным ухом, он морщится от “боли”, раскачивает головой.
Ведущий: Лисенок однажды к нам в садик пришел:
Было Лисенку нехорошо.
Что случилось с тобой, Лисенок?
Лисенок: Без шапки ходил я, советов не слушал,
И вот простудил свои рыжие уши.
- Ребята, вот оказывается, отчего у Лисенка заболели уши. Вспомните, пожалуйста, отчего же еще могут заболеть уши? (ответы детей) См. № 3
Ребенок:
Если заболело ухо, если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.
Ведущий:
Как называется доктор, ребята,
Тот, кто лечил ваши ушки когда-то?
Плачет Лисенок, не знает, к кому
Нужно теперь обратиться ему?
Варианты ответов детей.
Входит врач – ЛОР, в руках у него разнос с инструментами.
- Здравствуйте, дорогие ребята, я услышал, что здесь нужна моя помощь. Кто в ней нуждается? (Все обращают внимание на Лисенка)
- И так, больной, рассказывайте, что у вас случилось, отчего же заболели ваши уши.
Лисенок рассказывает, говорит, что сейчас с больными ушами, он не может со зверятами в лесу ни прыгать, ни бегать, от резких движений в ушах появляется боль.
Врач осматривает больного, приговаривая:
Попал на прием и запомни с тех пор,
Что уши больные лечил доктор ЛОР
Вылечив “больного” врач снимает с него повязку.
- Ой, спасибо, доктор, я сейчас могу снова прыгать, бегать, играть. Давайте, ребята, поиграем с вами:
1. Игра “Дорожка препятствий”
2. Игры – эстафеты с мячами.
Ребенок: Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Часто мыть, то, как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: “Еже!” -
- Еже – еже- ежедневно!!
Доктор: - Ребята, а вы умеете правильно мыть уши?
Что вы будите делать, если в уши попала вода?
(Прыжки то на правой, то на левой ногах, с наклоном головы)
Доктор: А о том, как вы усвоили правила по охране слуха, мы с вами проверим, заполняя вот эту таблицу: (ситуации перечисляет врач, дети также могут спрашивать, записывать или закреплять готовые таблички)
Разрешается | Запрещается |
Игра – драматизация стихотворения “Не бойся врача”
Участники: ведущий, пес Барбос, врач – ЛОР
Атрибуты: элементы костюмов для Барбоса, белый халат, шапочка для ЛОРа.
Ведущий: ЛОР – особый врач, который лечит уши, горло, нос.
(за столом сидит врач, что-то пишет)
Собирался как-то к ЛОРу наш знакомый пес Барбос.
(к врачу подходит пес Барбос)
После чистил ватой уши, горло содой полоскал,
(врач выполняет имитирующие движения)
И при этом всем, кто слушал, он советы раздавал:
ЛОР - Не волнуйтесь и не бойтесь, дети, ЛОРа посещать.
Если рот открыть попросит, надо шире открывать.
(все участники раскрывают рот, врач заглядывает к ним в горло)
Ушки ЛОР проверить может, хорошо ли слышат?
( у некоторых детей проверяет уши)
Носик ЛОР посмотрит тоже – хорошо ли дышит?
(дети выполняют глубокий вдох и выдох)
Пес Барбос: Инструментов у врача очень много разных.
Вы не бойтесь их, друзья, - это безопасно.
И не больно. Ими ЛОР смотрит осторожно.
Очень помогает он там, где это можно!
Игра “Хвастунишка” Участники стоят по кругу, показывая на свои ушки, каждый говорит “Мои ушки маленькие, я их люблю, они помогают мне…” (что делать?) – слушать музыку, пение птиц, журчание воды, гудок паровоза и т.д.
Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:
1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Активизация словаря
7. Стихи и ситуации
8. Дополнительная литература