Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Руки – это лицо человека"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки, выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

Перед вами методическое пособие, посвященное воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Это пособие состоит из девяти основных тем, посвященных гигиене человека:

1. “Руки – это лицо человека” (гигиена рук)
2. “Расти коса до пояса” (гигиена волос)
3. “Дороже алмаза своих два глаза” (гигиена глаз)
4. “Здоровые зубы – здоровью любы” (гигиена полости рта)
5. “Ухо – это орган слуха” (гигиена слуха)
6. “Если сладко спится, сон хороший снится” (гигиена сна)
7. “Советы мастера портного” (гигиена одежды)
8. “Мой веселый башмачок” (гигиена обуви)
9. “Человек и его защита” (итоговая тема)

Весь представленный материал поможет спланировать работу в течение учебного года, каждую тему из девяти можно изучать в течение месяца, проводя разнообразные формы работы с детьми и родителями (чтение и разучивание стихов, загадывание загадок, игры, встречи и экскурсии, конкурс рисунков, сочинение сказок, рассказов). Итогом работы является занятие, конспект которого мы предлагаем. Имея большой объем практического материала, педагог может самостоятельно составить разные варианты занятий, встреч, викторин.

На итоговые встречи к детям приходят разные герои – доктор Ромашкин, Неряшечка, Дремушка, мальчик Егор, Лисенок, пес Барбос, которые не только повышают интерес к данным мероприятиям, но и помогают детям вспомнить, повторить культурно-гигиенические знания и навыки.

Хочется, чтобы наши дети росли активными, любознательными, выносливыми, побольше уделяли внимание своему здоровью, здоровью окружающих людей.

Мы надеемся, что сведения, изложенные в этом пособии, помогут и взрослым (педагогам, родителям), и детям понять многие секреты здорового образа жизни.

Воспитание культурно-гигиенических навыков
“ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗАЩИТА”

Следует соблюдать:

1. Систематичность обучения и воспитания с использованием для этого в течение дня (недели, месяца) всех основных режимных моментов, процессов.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
3. Действия всех взрослых должны быть согласованными. Поведение взрослых должно служить для ребенка примером во всех действиях и поступках.

Примерный план работы педагога по данной теме:

1. Выяснить навыки, умения детей своей группы (класса) по культурно-гигиеническим навыкам.
2. Подобрать и изучить литературу по данной теме.
3. Подобрать произведения детской художественной литературы, устного народного творчества по данной теме.
4. Оформить альбомы (тематические выставки) на тему “Человек и его защита”.
5. Разработать дидактические упражнения и игры по данной теме.
6. Разработать конспекты занятий (уроков), праздников и сценариев по теме “Человек и его защита”

Тема № 1.
“РУКИ - ЭТО ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА”

1. Задачи

1. Продолжать расширять знания детей о значении рук в трудовой деятельности человека.
2. Учить детей самостоятельно ухаживать за руками, регулируя физическую нагрузку на руки (во время трудовой, изобразительной деятельности), применяя физминутки, пальчиковую гимнастику.
3. Воспитывать уважение к людям труда, бережное обращение ко всем окружающим предметам (бумаге, игрушкам, одежде, обуви, мебели, посуде и др.)

2. Цитаты, изречения

Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера.

Д. Писарев

3. Полезные советы

1. Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7 – 10 дней.
2. Перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом.
3. Нужно быть внимательным во время работы с колющимися и режущимися предметами (ножом, молотком, иголкой и т.д.)
4. Осторожно открывать емкости с горячей водой (чайник, кастрюлю, водопроводный кран)
5. В ветреную и холодную погоду обязательно ходить в перчатках или варежках.

4. Это интересно знать!

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Тонкая моторика – это разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

5. Разработка и оформление памятки “Наши руки не знают скуки”

6. Встречи с косметологом, миникюрщицей, работниками аптеки. (Беседа о значении кремов для кожи – рук)

7. Составление рассказов, сказок на темы:

Сказка “Спор ни о чем”

Как – то раз пять пальчиков – пять маленьких братцев завели спор: кто же самый главный? Вообще-то они были дружными братцами и делали всю работу вместе. Вместе держали ложку или цветной карандаш. Вместе пришивали пуговицу. Вместе хлопали в ладоши и даже убирали квартиру. И никогда не спорили. Но вдруг поссорились. А причина-то была совсем пустяковая.

- Что это ты всегда бездельничаешь? – вдруг спросил Большой палец у Мизинца.

- Я работаю не меньше, чем другие, - обиделся Мизинец, - и иголку держать помогаю, и кружку. Да к тому же я самый красивый. Маленький, аккуратный, не то, что ты – толстый.

- Не-ет, - вдруг вмешался Безымянный палец, - самый красивый – это я. Стройненький, ровненький, даже колечко на меня надевают, чтобы подчеркнуть мою красоту!

- Подумаешь, воображала, - обиделся Средний палец, - и красивый ты, и стройный, зато я – самый главный!

- Это отчего же? – удивились все пальцы.

- Да потому, что я самый высокий!

- Ну, знаете ли, - вмешался в спор Указательный, если говорить о том, кто самый главный, то это, конечно, я!

- Ты? – захихикал Большой палец. – Вечно ты нам указываешь, что взять, куда смотреть. Выскочка ты самая главная – вот кто!

- Уж не ты ли хочешь быть самым важным? – все пальцы посмотрели на Большой.

- Я и так самый важный, - ответил большой, - я – самый сильный, без меня у вас ни одна работа не сладится!

- Ну, уж нет! – закричал Указательный, - это я самый работящий. Все вам показываю да объясняю. А вы, глупые, без меня и делать-то ничего не сможете!

- А ну замолчите, приказал Средний палец, - я с высоты своего роста всех вижу – кто как работает. И вывод сделать могу – я самый главный, самый важный, а вы лишь помогает мне всю работу выполнять.

Тут остальные братцы от возмущения даже дар речи потеряли. Отвернулись пальцы друг от друга, не разговаривают, надулись. А самое главное, что работа у них никакая не ладится – кто в лес, кто по дрова.

Взялся Большой воды налить, - кувшин выскальзывает. Только собрался Безымянный картину рисовать – карандаш удержать не может. Захотел Мизинец книжку с полки взять – сил не хватило.

….А в это время сидит Машенька на стульчике и удивляется, что же это у нее никакая работа не ладится? Рисунок не получается, веник из рук выскальзывает, даже бантик на косичке не завязывается.

- Устала я, наверное, сегодня, - подумала Маша, - пойду на улицу, погуляю, с горки на санках покатаюсь.

Оделась Маша потеплее, а на руки варежки меховые надела, чтобы пальчики не замерзли.

Сидят братцы в варежке, сердятся друг на друга. Да вдруг замерзать стали, каждый сам по себе – холодно. Прижался Мизинец к Безымянному:

- Ты уж прости меня, братец, ты – старше и выше. Согрей меня, а то я совсем замерз.

- Прижимайся крепче, - отвечает Безымянный и Среднему и Указательному говорит, - да и вы, братцы, тоже друг дружку грейте – замерзнем мы поодиночке.

- Ой, ребята, - вздохнул Большой – вам вместе тепло, а мне одному совсем пропадать придется.

В это время сняла Маша рукавичку, поднесла ручку к губам, подышала на пальчики, согрела их дыханием, в кулачок сжала и варежку обратно надела:

- Ух, как ручки замерзли, домой пойду!

А братцам всем вместе тепло в рукавичке – греются да радуются, что все вместе.

- Вот так, братцы, - говорит Большой, - выходит, что все мы здесь самые важные и самые главные! И работать только вместе можем и отдыхать поодиночке не получается.

А Маша пришла домой – пол подмела, воды принесла, цветы полила, бантик завязала и даже книжку прочитала.

- Ах, как я отдохнула хорошо! – радуется Маша. – Всю работу по дому переделала и сказку интересную прочитать успела!

Маше хорошо и братцам – пальчикам тоже. Сестричка Гримм

8. Конкурс детского рисунка “От добрых рук ничего не уходит”

9. Выставка гигиенических принадлежностей: маникюрный набор, крема для рук, резиновые перчатки, ножницы, лак для ногтей, лечебный лак, мыло и т.д.

Выставки произведений мастериц: швеи, вышивальщицы, художника, гончара, сапожника и др.

10. Конспект занятия:

НАШИ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ.

Цель: показать роль и значение рук в жизни людей.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно ухаживать за руками, регулируя физическую нагрузку на руки (во время трудовой, изобразительной деятельности), применяя физминутки, пальчиковую гимнастику.
2. Продолжать расширять знания детей о значении рук в трудовой деятельности человека.
3. Воспитывать уважение к людям труда, бережное обращение ко всем окружающим предметам (бумаге, игрушкам, одежде, обуви, мебели, посуде и др.)

Предварительная работа:

1. Тематические выставки в группе (гжель, хохлома, картины художников, скульптуры малых форм, произведения местных мастеров)
2. Увеличить картинки из игры “Чем можем – поможем” (автор С.Файнштейн. М. “Малыш”, 1983.) и использовать их в ходе занятия.
3. Подбор стихов, загадок, пословиц по данной теме.
4. Сбор и систематизация произведений народного творчества и стихов для пальчиковой гимнастики.
5. Экскурсии и тематические прогулки на предприятия города, по зданию детского сада, школы.
6. Изготовление атрибутов для украшения групповой комнаты.
7. Изготовление сувениров для детей младшей группы.
8. Выставка изделий из семейного архива (вышивка, плетение кружев, вязанье, игрушки самоделки и т.д.)
9. Встречи с людьми разных профессий.
10. Подготовка (разучивание ролей, изготовление элементов костюмов, декорации) к драматизации сказки “Спор ни о чем”
11. Составление конспекта.

Ход занятия:

Перед началом встречи дети вместе с родителями знакомятся с семейными экспонатами выставки. По мере необходимости юные экскурсоводы рассказывают о произведения мастериц (ов) своей семьи. На каждом участнике элементы рукоделья ( вышитый фартук, сделанная из бисера брошь, вязаный воротничок, бабушкина шаль, аппликация из ткани и т.д.)

Ведущий - Доктор Ромашкин обращается к детям: Дружат в нашей группе

Девочки (мальчики хлопают в ладоши)
и мальчики. (девочки хлопают)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. – все участники берутся за мизинцы своих соседей.

Один, два, три, четыре, пять, - хлопки об ладошки соседа

Пять, четыре, три, два, один. – хлопки о свои ладошки.

- Вот и встретились наши пальчики друг с другом. Давайте вспомним их имена.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный, и последний.

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

Большой пальчик спрятан в кулачке. Выставить.

Показать пальцы по очереди.

 

Стучат кулачок о кулачок.

Обхват пальцами ладошки.

Поглаживание рука об руку.

- Но всегда ли так дружно живут пальчики? Посмотрите, пожалуйста, какая история приключилась однажды с девочкой Машей.

Драматизация сказка “Спор ни о чем” (участвуют дети подготовительной группы и 1 класса школы (выпускники ДОУ).

В конце драматизации общая (со всеми детьми) хороводная игра (народная игра)

Доктор Ромашкин: - Ребята, вспомните, как вы ухаживаете за своими руками, чтобы у вас они не ссорились, как в этой сказке и не болели.

- Что можно сделать, если руки устали или кожа на руках обветрена? (сделать массаж для рук, теплые ванночки, помазать лечебным кремом)

- А вдруг у вас стали болеть ногти на руках (расслаиваться, ломаться). Есть специальный лечебный лак. В парикмахерской мы были, ногти лаком нам покрыли.

- Много составил русский народ пословиц и поговорок о труде и руках. Какие вы знаете о труде пословицы. (Ответы детей)

- А сейчас вам задание посложнее, вы должны разделиться на подгруппы. Я вам раздам конверты с разрезными пословицами, вы должны будите найти к одной части пословицы другую, чтобы они подходили друг к другу по смыслу, например: 1 часть Умелые руки – 2 часть - работы не боятся. И вместе получается пословица: Умелые руки – работы не боятся. На помощь к вам придут ученики 1 класса, так как они уже умеют читать.

Ребята выполняют задания, зачитывают пословицы.

У работящего в руках Не печь кормит, а руки.
Руки не протянешь дело огнем горит.
Работа да руки – так с полки не достанешь
С печи сыт не будешь. надежные в людях поруки

Правильный вариант.

У работящего в руках дело огнем горит.

Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

Работа да руки – надежные в людях поруки

С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.

Включить фрагменты видеофильма, в котором отображена трудовая деятельность взрослых. После просмотра спросить у детей, людей каких профессий они видели в видеоматериале.

Доктор Ромашкин – Ребята, вы тоже много трудитесь, когда дежурите по уголку природы, стираете кукольное белье, занимаетесь аппликацией, конструированием, на участке и огороде выполняете разные виды труда. В этом вам помогают ваши руки. Но какие правила вы должны соблюдать, о чем помнить во время труда?

Дети вспоминают (предложить иллюстрации из печатной игры “Чем можем – поможем”).

Ребенок читает стихотворение:

“Две сестрицы…….”

Две сестрицы, две руки – рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.

Месят тесто две руки левая и правая.

Воду моря и реки загребают, плавая. С. Маршак

Доктор Ромашкин - Но все же иногда случается, что на руках у вас появились мозоль, царапина, заноза залезла под кожу… Что нужно делать? (ответы детей.

Доктор Ромашкин - Конечно, сразу же нужно сообщить взрослому (родителям, бабушке или воспитателю) и придти ко мне, где я вам окажу первую помощь.

Подгруппа детей читают стихотворение Да здравствуют руки!

1 реб. : Да здравствуют руки, рабочие руки,

Те, что не терпят лени и скуки.

2 реб.: Да здравствуют руки, которые косят,

Пекут, обшивают, и почту приносят,

3 реб.: Ведут корабли в неизвестную даль

И варят в мартенах для спутников сталь!

4 реб.: Да здравствуют сильные руки, простые,

Которые к звездам подняли Россию,

Звучит музыка. Включить фрагменты видеофильма, в котором отображена трудовая деятельность людей.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Активизация словаря
7. Стихи и ситуации
8. Дополнительная литература