Формирование начал исследовательской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятий: Развитие познавательной инициативы младших дошкольников.

Задачи:

  1. Стимулировать потребности познания окружающего мира у детей. 2. Заложить и совершенствовать первые представления и ориентиры о природном мире.
  2. Показать детям несложные взаимосвязи и закономерности природных объектов, явлений.
  3. Раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений.
  4. Развивать творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят.
Дидактические игры и упражнения Цели Оборудование Сроки
1. Выявить запас представлений детей о внешних свойствах воды, песка, камней и т.д. Определить на каком уровне находятся первоначальные знания и действия детей с предметами. Песок, вода, камни, стаканчики, игрушки-зверюшки, совочки, различные сосуды, краска, ситечко, салфетки. сентябрь
2. д/и “Песчаные художники” (смотри приложение №1). Закрепить свойства песка, умение манипулировать им. Стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей. Поднос, тёмная бумага, большой конус из картона, салфетки, фартуки. сентябрь
3. Постройка из камней домика для собачки. Закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с поролоном, что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Камни, поролон, стаканы с водой, собачка, салфетки,

фартуки.

октябрь
4. Занятие “Волшебница вода”. Познакомить со свойствами воды – прозрачностью, вкусом, запахом, растворяет или не растворяет вещества. Стаканы с водой, стаканы с молоком, чайные ложки, соломки для коктейля, песок, сахарный песок. октябрь
5. Занятие “Снежинка в гостях у ребят”. Закрепить знания свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок, в тёплых руках снег тает и превращается в воду, обсудить вопрос: как экономно расходовать воду. Бумажные снежинки, чашки с водой и снегом, стаканчики с кипячёной водой, большая снежинка из фольги. ноябрь
6. Игры со льдом. Д/и “Тает льдинка”. Д/и “Ледяные фигуры”.

Приложение №1.

Познакомить детей со свойствами льда, лёд бывает прозрачный, разной формы, холодный, в тепле лёд тает и получается вода. Из льда можно строить разные фигуры, скульптуры. Лёд, свеча, стеклянная кружка с горячей водой, различные формочки, пластиковые стаканчики. Ноябрь
7. Занятие – игра “Путешествие в страну шумов и звуков”. Учить определять природу звука, почувствовать его силу, разнообразие его свойств. Стаканы, вода, магнитная пленка, бутылка, кусок ткани, целлофановая упаковка. декабрь
8. Д/и со светом и тенями. а) Солнечный зайчик. б) Тени на стене. Приложение №1. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения и игр с тенями. Развивать самостоятельность, исследовательскую деятельность за счёт партнёрства со взрослыми и использование предметной среды. Зеркала, настольная лампа. декабрь
9. Игры – забавы с магнитом. Приложение №1. Познакомить со свойствами магнита, какие предметы притягивает, какие нет. Магниты, различные предметы сделанные из металла, пластмассы, дерева и т.д. январь
10. Д/и “ Кто играет ленточками?”

Приложение №1.

Учить детей устанавливать взаимосвязь: дует ветер- шуршат, шевелятся деревья, листья, султанчики. Когда ветер дует в лицо бежать трудно, а когда в спину , бежать легче. Султанчики, бумажные ленты, вертушки. январь
11. Игра – опыт с кошкой. Определить хорошее ли обаяние у кошки, выяснить, хорошо ли слышит кошка. Кошка, тарелочка с молоком, мясом. февраль
12. Игры с красками. Д/и “Смешиваем краски”. Д/и “Рисование на мокром листе”.

Приложение №1.

Познакомить детей со свойствами красок: смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Стаканы, краски, листы бумаги, вода. февраль
13. Д/и “Что вырастет из зёрнышка”. Показать детям, как растения вырастают из семян. Создать представление об условиях роста и развития растений. Небольшие горшочки с землёй, картинки растений, семена, совочки, салфетки. март
14. Д/и “Узнай на ощупь осязание”. Развивать сенсорные способности, обследовать различные виды материала и выявить их особенности и наиболее характерные признаки. Различные виды материала. март
15. Д/и “Почему плачет сосулька”. Подвести детей к мысли, что в тепле сосулька стала таять, а на улице сосульку согреет солнышко и она начнёт капать- плакать. Ситечко, ванночка, сосулька. апрель
16. Д/и “Кто нагрел предметы”. Приложение №1. Формировать у детей представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревать всё вокруг. Игрушка заяц. апрель
17. Д/и “Бумажные фантазии”. Познакомить со свойствами бумаги: бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, матовой, блестящей, гладкой, шершавой. С бумагой можно действовать по разному: мять, рвать, клеить и тем самым создавать разные формы. Разная цветная бумага. май
18. Занятие “Знайкины загадки”. Развивать наблюдательность, быстроту мышления, учить делать выводы из имеющихся знаний. Карточки для ответов на вопросы. май

Используемая литература:

1. К. Белая. “Первые шаги”, Москва 2002г. стр. 150, 158.

2. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия во II мл. группе детского сада. Воронеж 2002г. стр. 168.

3. Е. Топалова. “366 развивающих игр для дошкольников”, Москва 2002г. стр. 87

4. Е. А. Янушко. Журнал для самых- самых маленьких “Что-то будет”, 2004г.

5. Е. Синицына. Умные занятия. Занятие – игра “В страну шумов и звуков” стр. 50

6. Газета “Детский сад со всех сторон”, № 18 (102) май 2002г. Стина Ехансон. Среди пеньков и шишек. Стр.14

7. Газета “Детский сад со всех сторон”, № 41-42 (77-78) ноябрь 2001г. Научные забавы Шапиро.

8. Газета “Детский сад со всех сторон”, № 48 (84) декабрь 2001г. Кларина Л. М. знакомим детей с магнитами.

9. Джеки Силберг. “500 пятиминутных игр”. Стр. 401

10. Журнал “Дошкольное воспитание” №10 – 2004г. Л. Парамонова, “Творческое художественное конструирование” стр. 79

11. Журнал “Дошкольное воспитание” № 5 – 1996г. М. Михайленко, “Знайки, почемучки изобретатели”. Стр. 11.