Цели: развитие умения решать задачи нового вида – комбинаторные задачи; развивать логическое мышление через нестандартные задачи; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карта страны “Эвристика”, фишки, воздушный шар, пеньки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Пришельцы с другой планеты приглашают нас на прогулку на воздушном шаре. Правда, заманчиво? Приглашение принимаем?
К дальней дороге надо подготовиться.
II. Разминка.
За каждый правильный ответ получаете фишку.
Пришельцы из космоса каждый день говорили по одному слову:
- Понедельник – ма
- Вторник – ма
- Среда – па
Какое слово скажут в четверг?
На этом рисунке спрятались треугольники. Сколько вы сможете найти?
Рисунок 1
Ответ: 9.
Переложив две палочки, разверните дом в другую сторону.
III. Гимнастика для ума
Зарядка для нашей головы. Будем учиться размышлять, учиться работать с информацией.
Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)
От крышки стола отпилили один угол. Сколько осталось углов? (5)
В город ехало 5 автомобилей, а навстречу им ехало 3 автобуса. Сколько машин ехало в город? (5)
Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? (40 км)
На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (Ни одного).
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
Что легче? Килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково).
Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?
IV. Объяснение нового
Теперь в путь! Полетим на воздушном шаре. Удобно рассаживаемся. Ну, а в путь возьмем нашу песню!
(Исполняем песню эвристиков).
Отправляемся в страну “Эвристика”
На воздушном шаре мы сейчас.
Трудные загадки и задания
Ожидают на уроке нас.
Припев:
Эврика! Эврика!
Архимед произнес!
Сделав открытие
Важное для нас.
Станем мы умными,
Сильными, смелыми
Новые открытия
Будут и у нас.
Сделаем остановку в комбинаторной чаще.
На поляне два пенька. Сколькими разными способами Альберт с Алиной смогут здесь посидеть? (Двумя)
Оказывается в стране пришельцев государственный флаг имеет три цвета: красный, синий, зеленый.
Рассмотрите все возможные варианты раскрасок этих полосок на флаге.
(Самостоятельная работа на листочках).
Сколько разных вариантов раскрасок у вас получилось? (Объяснение: фиксируем один цвет..)
Пришельцы рассказали, что в алфавите их сказочной страны всего три буквы: Т, К, О.
Составьте и запишите слова из трех букв, которые могут быть в речи инопланетян.
(Кот, кто, тко, ток, отк, окт).
- Какие слова употребляются в русской речи?
(Кот, кто, ток).
Ребята, пуговица …Никто не потерял? А как можно ее пришить разными способами?
(Для пуговицы с 4 дырками всего 4 способа).
Нужно за собой убраться. Сколько различных пар дежурных моно назначить из 6 учеников?
Решение: изобразим каждого из участников точкой от 1 до 6. Тогда число пар дежурных равно числу отрезков, соединяющих эти точки попарно. Всего получается 15 пар дежурных.
V. Закрепление изученного
Ну вот и настала пора прощаться. Инопланетянам нужно возвращаться домой и нам пора вернуться в класс.
Обменяемся рукопожатиями.
Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? (6).
Итоги путешествия.
Глазки закрыли… Мы в классе.
Ребята, вы сегодня убедились во время путешествия, что задачи могут иметь несколько решений. Поэтому всегда, и на уроках, и в жизни ищите выход из ситуаций.
Понравилось ли вам занятие?
VI. Домашнее задание
Заполните пустые квадраты. Рассмотрите закономерность расположения фигур в квадратах и зарисуйте фигуры в пустые клеточки.
VII. Итог
Подсчет фишек.
Кто лучший эврист этого занятия? Похлопаем!
Спасибо за урок.