Использование проектного метода на уроке немецкого языка с учетом регионального компонента

Разделы: Иностранные языки


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся”.

В профильном обучении ведущее место должно отводиться методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся и активизируют самостоятельную работу с различными источниками учебной информации.

Метод проектов как раз направлен на развитие познавательной и самостоятельной активности учащихся. Школьники должны уметь ориентироваться в потоке современной информации, а для этого им нужно научиться мыслить самостоятельно, привлекая знания из разных предметных областей и сфер деятельности, прогнозировать результаты решения проблемы. Метод проектов помогает сформировать у старшеклассников новый тип мышления – интегративное мышление.

При работе по этому методу на уроках иностранного языка акцент переносится с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащегося, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Именно в речи отражается уровень сформированности интегративного мышления: личностное видение мира, личностное его понимание, личностное осмысление и личностное отношение к нему.

С целью развития у школьников необходимых умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности, а также коммуникативной компетенции вне языкового окружения, необходима активная устная практика для каждого ученика. К тому же, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы школьники акцентировали внимание на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выполнял функцию формирования и формулирования этих мыслей.

При всестороннем обсуждении старшеклассниками темы “Проблемы молодежи”, учащиеся отметили отсутствие в учебной литературе информации по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа. Эта проблема заинтересовала нас особенно в связи с тем, что в последние годы, благодаря публикациям в российских и зарубежных средствах массовой информации, сложился негативный образ Калининградской области как ВИЧ-региона, поэтому мы провели “мозговой штурм” и поставили задачу: выяснить действительную эпидемиологическую ситуацию в нашем регионе. Для этого мы связались с Калининградским областным Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и его главным врачом Никитиной Т.Н.. После состоявшейся беседы, а также после ознакомления с литературой, предоставленной нам Центром, учащиеся решили сравнить пути и темпы распространения ВИЧ-инфекции у нас и в странах Европы (в частности в Германии), а также выяснить отношение старшеклассников к проблеме СПИДа.

Итак, тема проекта, выбранная нами,

  • личностно актуальна и социальна значима
  • дает возможность для расширения и углубления базовых знаний
  • отвечает образовательным потребностям учеников
  • обеспечивает формирование и развитие общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков учащихся.

Тип проекта “СПИД - наша общая проблема” мы определили как

смешанный – по доминирующей деятельности (объединяет исследовательскую, ролевую, информационную, практико-ориентированную, творческую деятельность)

межпредметный – по предметно-содержательной области (предусматривает не только определенный уровень владения иностранным языком, но и использование биологических знаний, медицинской информации, статистических методов обработки полученных результатов, навыков работы в публицистическом жанре интервью)

открытый – по характеру координации (при изучении теоретического материала и в ходе выполнения самого проекта учитель является экспертом, консультантом и координатором)

внутренний – по характеру контактов (внутри одной школы)

групповой – по количеству участников (учащиеся 9-11 классов, учителя-консультанты)

среднесрочный – по продолжительности (в рамках темы “Проблемы молодежи”)

Для работы над проектом на уроках и во внеурочное время учащиеся сформировали творческие группы (3-4 человека) и распределили роли, учитывая свои склонности и интересы, а также уровень обученности и коммуникативные навыки.

Были созданы

  • поисковая группа (готовила литературный обзор по проблеме, собран обширный материал на русском и немецком языках)
  • “переводчики” (помогали в переводе немецкоязычных текстов, перевели адаптированную анкету Центра с русского на немецкий язык, составили словарь активной лексики к теме проекта)
  • “корреспонденты” (подготовили и провели интервью с главным врачом Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, провели анкетирование старшеклассников нашей школы по данной проблеме)
  • “биологи” (на базе анкет Центра составили свою адаптированную анкету)
  • “статистическая группа” (обработала анкеты и проанализировала результаты)
  • “художники” (провели конкурс рисунков и плакатов по теме и оформили завершающий этап проекта – “круглый стол” “СПИД – наша общая проблема”: подготовили различные схемы, таблицы, графики и иллюстрации к текстам)

По ходу проекта участники творческих групп периодически отчитывались о своей деятельности, информировали одноклассников о результатах и промежуточных выводах. На этих занятиях снимались также многие языковые трудности, учащиеся работали над переводами иноязычных текстов, адаптировали их и делали краткие сообщения по проблеме, подготавливали выступления для “круглого стола”, аудировали, задавали вопросы, уточняли. В случае необходимости учащиеся обращались за помощью к учителю иностранного языка, а также к другим учителям-предметникам, выполнявшим роли экспертов и консультантов.

Промежуточное подведение итогов после каждого этапа и промежуточная оценка деятельности каждого участника проекта очень важны. Это помогает своевременно отследить все отклонения, отставания, скоординировать все виды деятельности, поставить новые вопросы, нацелить ребят на поиск ответов и создать в коллективе доброжелательную творческую атмосферу.

На последнем этапе работы над проектом ученики 9-11 классов на уроке немецкого языка провели “круглый стол” по проблеме калининградского ВИЧ-феномена, сравнив ситуацию в Калининградской области и в Германии. Конечный результат и его оценка были очень важны для участников проекта, так как они увидели, что смогли заинтересовать практически всех старшеклассников. Красочно оформленные плакаты, иллюстрации, социальная видеореклама, использование рефлексивных рисунков, вручение каждому участнику “круглого стола” красного бантика – символа солидарности с больными СПИДом, участие в диалоге приглашенных на занятие гостей (учителей иностранного языка, биологии и географии, сотрудников областного Эколого-Биологического Центра, врача Центра по профилактике и борьбе со СПИДом) – все это способствовало созданию приподнятой эмоциональной атмосферы на уроке. Особенно важно отметить, что на этапе презентации проекта учитель выполнял функцию скрытого координатора, а учащиеся оказались в ситуации активного иноязычного речевого общения.

Участниками проекта были сделаны следующие выводы:

  • данная работа способствует разрушению негативного образа Калининградской области как ВИЧ-региона
  • проект раскрывает ценностно-смысловые ориентации учащихся подросткового возраста, пропагандирует здоровый образ жизни, дает достоверную информацию и формирует у молодого поколения компетенцию по данному вопросу с тем, чтобы применить полученные знания в своей жизни – сделать свое поведение безопасным в отношении заражения ВИЧ-инфекцией.

Наш проект был выдвинут на международный конкурс “Балтийская звезда” (2002-2003 гг.), проводившийся к юбилею Санкт-Петербурга под патронажем Людмилы Путиной и занял там первое место в разделе “Социально- прикладной проект”.

В заключение следует отметить, что использование метода проектов повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит толерантности и создает комфортный психологический климат в ученическом коллективе.

Приложение. Тексты на немецком языке.