Урок музыки по теме: "Мир звука, цвета и слова"

Разделы: Музыка


Цели:

Подчеркнуть жизненную основу всех искусств, продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека;

Развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения, которые являются основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению вокально-хоровых навыков;

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Эпиграф.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

(Рыленков)

Ход урока.

Вступление.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть, и сегодня этот урок мне хотелось бы начать со стихотворения.

Стихия музыки – великая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе ото всех оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.

Но и сейчас, когда оркестр играет
Свою неимоверную игру,
Как нож с березы, он с людей сдирает
Рассудочности толстую кору.

(Е.Винокуров)

Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место, без нее не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.

Но в мире искусств музыка не одинока.

Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?

- Ответы детей предполагают живопись, литературу.

А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?

- Да.

В чем эта связь заключается?

- Дети называют музыкальные жанры, которые не возникли бы без литературы, литературные произведения о музыке, композиторах и музыкантах. Говорят об изобразительной способности музыки, о портретах великих композиторов и музыкантов.

Молодцы, замечательные ответы. А сегодня на уроке мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу, воедино.

Основная часть.

(На фоне музыки Сарасатти зажигаются свечи).

Сегодня я познакомлю вас с картиной «Сикстинская Мадонна» замечательного итальянского художника Рафаэля. В нашей беседе мы попытаемся приблизиться к этому шедевру, и мне бы очень хотелось, чтобы эта картина осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.

Перед вами это удивительное полотно.

img1.jpg (150674 bytes)

Всмотритесь в него внимательно и ответьте на следующие вопросы.

Кто является главным персонажем картины?

- Мадонна.

Что она делает?

- Держит на руках ребенка.

Что она при этом чувствует?

- Любовь, нежность, ласку и т.д.

А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?

- Чувство ласки, заботы, радости, любви и т.д.

Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?

- Нет.

Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?

- Живопись разговаривает на языке цвета.

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.

Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Данная картина висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него.

А теперь, давайте вспомним придание. Уже в момент рождения, Дева Мария знала о той страшной участи, которая ожидает ее сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.

Что она чувствует, о чем думает?

- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.

Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной. Он говорил: «Я хочу написать Мадонну – простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства». В его Мадонне чувствуется тоска человека, не знавшего материнской ласки.

Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, душевное умиротворение, она полна добра, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку.

Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине. Как вы считаете, какая она будет?

- Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия.

Вы замечательные композиторы, молодцы. А сейчас попробуйте выполнить следующее задание.

Вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот, который, по вашему мнению, своим характером наиболее близок картине Рафаэля.

Звучат фрагменты следующих произведений

-Григ Утро;

-Шуберт Ave Maria, инструментальное исполнение;

-Форе Элегия.

Дети выбирают музыку Шуберта. Другие фрагменты не подходят, так как Мелодия Грига очень светлая, безмятежная, а Форе – слишком мрачная, печальная.

Произведение, которое сейчас прозвучит, я очень люблю, мне оно бесконечно дорого. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина, а написал ее Франц Шуберт и назвал «Ave Maria».

img2.jpg (21160 bytes)

Слушание произведения Шуберта Ave Maria в исполнении Робертино Лоретти.

Скажите, ребята, а кто из вас слышал эту музыку сегодня не впервые?

Кто исполнял это произведение?

- Мужской голос в сопровождении оркестра.

А всегда ли музыка звучала одинаково?

- Нет, музыка постоянно изменялась и развивалась.

Как изменялась динамика, темп, тембр, характер?

Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами. И мне особенно приятно, что вы оказались замечательными композиторами, ведь вы рассказывали именно о такой мелодии – нежной, спокойной, светлой, и в тоже время, взволнованной. И может быть кто-нибудь из вас действительно в будущем станет композитором.

Франц Шуберт прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты, которая словно убаюкивает. Кажется, что она восходит к небесам и опускается на грешную земля, но вместе с тем, она полна строгости и величия.

Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?

- Нет.

Но ведь вы абсолютно правильно определили характер произведения. Какими же средствами Шуберт смог пробудить в нас эти чувства?

- Дети называют средства музыкальной выразительности, музыкальный язык – это язык звуков.

В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви. Вслушайтесь в эти строки внимательно, ведь они еще раз подтверждают правильность всех наших суждений.

Ave Maria! Пред тобой
Чело с молитвой преклоняю…
К тебе, заступнице святой,
С утеса мрачного взываю…
Людской гонимые враждою,
Мы здесь приют себе нашли…
О, тронься скорбною мольбою
И мирный сон нам ниспошли!
Ave Maria!

Ave Maria! Ночь пришла.
Измучены мы тяжким горем,
И ложем служит нам скала
Над этим вечным бурным морем.
Взгляни на нас!
Ты сновидений зловещий рой
Отгонишь прочь,
Прольешь в сердца успокоенье,
И быстро пронесется ночь…
Ave Maria!

Ave Maria! Не страшна
Нигде с тобою злая сила…
Не ты ли благости полна,
Гонимых нас в горах укрыла!
И в этот поздний час мольбою
К тебе взываю я: внемли!
Будь нам охраною святою
И тихий сон нам ниспошли!
Ave Maria!

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, в котором много общего с темой нашего урока.

Просмотр фрагмента мультипликации У. Диснея (на фоне музыки Ф.Шуберта «Ave Maria» на экране медленно движутся огоньки множества свечей, которые постепенно растворяются в первых лучах солнца).

Обсуждение увиденного фрагмента с детьми.

Ребята, сегодня мы стали свидетелями того, как библейские образы в разных странах и в разное время вдохновили художников на создание картин, композиторов на написание музыки, поэты посвятили им свои стихи. А замечательное произведение Шуберта не оставило равнодушным Уолта Диснея, который показал, как он его увидел, как он его почувствовал.

Скажите, ребята, а может ли песня передать те чувства, о которых мы сегодня говорили, когда смотрели на картину, когда слушали музыку и стихи. Давайте еще раз вместе назовем эти чувства.

Дети перечисляют чувства любви, нежности, ласки, материнства, скорби, тревоги…

Конечно, песня может рассказать нам о любви, о радости жизни, она может быть полна света и добра. Именно с такой песней я хочу вас сегодня познакомить. Она называется «Праздник детства».

Знакомство с песней, разучивание по фразам, работа над сложными мелодическими оборотами, работа над ритмическим рисунком, исполнение под фонограмму.

«Праздник детства».

Муз. А.Варламова
Сл. И.Паниной

Протяните детству руки,
Протяните, не боясь.
Красоту души и сердца
Подарите, не скупясь.
И на сердце будет радость,
И все сбудутся мечты,
И подарит вам надежду
Этот праздник красоты.

Припев:

А музыка опять
Подарит радость детям,
Пусть добрым будет день
И ярче солнце светит.
Пусть добрым будет день
И ярче солнце светит,
А музыка опять
Подарит радость детям.

Праздник детства – лучик солнца,
Нас согреет добротой.
Он наполнит душу светом
И волшебной красотой.
Верьте в детство, верьте в чудо,
Что сбывается всегда.
И в созвездии талантов
Вспыхнет новая звезда.

Вывод.

А теперь давайте подведем итог нашей работы.

Сегодня мы не только говорили о картине Рафаэля, о музыке Шуберта – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу. Ведь это сейчас так важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.

Я желаю вам, дорогие ребята, научится не просто слушать, а уметь услышать, не просто смотреть, а уметь увидеть и почувствовать. А урок я хотела бы закончить стихотворением, которое раскрывает весь смысл нашей беседы.

Художники в широком смысле –
Поэты, трагики, певцы.
Одни довольно быстро скисли,
Другие, право, молодцы.

На арфе, или же на лире,
Иль красками на полотне,
Но чтобы там не говорили,
Мы с вами родственны вполне.

Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.