Прилагательные
Одной из важных задач обучения английскому языку является расширение словарного запаса учащихся. По этому нас заинтересовала тема - Прилагательные.
Практика показывает, что детям намного проще назвать предмет чем описать его признаки. Мы часто просим ребят в течение ограниченного времени записать по группам (существительные, глаголы, прилагательные) слова, которые у них ассоциируются с определенным понятием, темы, например travelling summer holidays, и т. д. и всегда группа прилагательных бывает самые малочисленной. Известно, что присутствии прилагательных делает речь более выразительной, красочной. Мы хотим поделится некоторыми упражнениями и заданиями которые используем в своей практике и который помогает детям обогатить словарный запас прилагательными, активно использовать их в речи. Все приведенные ниже упражнение и задание можно условно разбить на три группы. В заданиях первой группы прилагательные отрабатываются на уровне словосочетаний. Вторая группа включает упражнения и задания, где учащиеся используют прилагательные в предложениях. Третья группа позволяет учащимся использовать прилагательные в расширенных высказываниях и разнообразных ситуациях.
I
Подбери прилагательные. Пишем на доска три прилагательных
и просим детей учащихся назвать предметы, которые могут характеризоваться сразу всеми этими прилагательными. Например, expensive, important, heavy ( a car, a washing machine ? a TV tower),
fast, beautiful, dangerous ( a motorbike, tiger meteorite ).
Можно предложить учащимся в парах или группах записать свои тройки прилагательных и соответствующие им существительные. Затем учащиеся предлагают другим парам – группам подобрать существительные к этим прилагательным и сравнивают их с теми существительными, которые записаны у них.
Подбери пару. Учащиеся называют любые пары существительного с прилагательным, а учитель записывает их на доске в два столбика:
a funny a dirty a smart a little a hot a white |
cat dog woman boy day blouse |
После этого учащимся предлагается составить новые пары с этими словами, а учитель соединяет эти пары линиями.
Подбери к слову подходящее окружение. Учитель записывает на доске:
а) существительное, которое учащимся нужно «окружить» сочетающимися с ним прилагательными;
б) прилагательное, которое нужно «окружить» сочетающимися с ним существительными, например:
а) slow fast long quiet river cold warm dark dangerous
б) day hand food weather cold greeting river blood war
Можно предложить ребятам составить предложения или небольшой рассказ с полученными словосочетаниями.
Построй ступеньки из слов. Это упражнение помогает усваивать синонимичные ряды прилагательных и их антонимы, причем количество «ступенек» зависит от подготовленности учащихся. Учитель рисует на доске «ступеньки» и просит учащихся расставить на них прилагательные, которые, например, «горячее» или «холоднее» слова warm:
hot warm cool cold
Более подготовленные учащиеся могут добавить и другие «ступеньки» между этими словами, например freezing, chilly, mild. Такие же «ступеньки» можно строить и с другими прилагательными, например: beautiful -ugly, clever - dull, big - little, и т.д. Здесь я рекомендую коллегам обратиться за помощью к любому словарю английских синонимов.
Распредели слова по категориям. На бумаге учащиеся рисуют два столбика и озаглавливают их категориями, которые дает учитель, например:
ROUND SQUARE.
Далее учитель диктует ряд слов, которые учащиеся должны распределить по этим двум категориям: ball, moon, book, coin, door, desk, sun, videotape, pancake, etc. В книге Five-Minute Activities [3] автор предлагает следующие категории и слова:
Big, small: elephant, mouse, matchbox, house, flower, mountain, pencil, cigarette, egg, sea.
Для более подготовленных учащихся:
Sad, happy: smile, tears, laugh, miserable, tragedy, cheerful, pleasure, depressing, fortunate, celebration, weep, amusing, mourn, joke, delight.
Loud, soft: shout, scream, whisper, crash, murmur, rustle, roar, hum, bang, sigh, squeak, cheer, thunder, tick.
Good, bad: ethical, evil, wicked, virtuous, immoral, naughty, villainous, faulty, saintly, perfect, excellent, deplorable.
Sick, healthy: well, fever, fit, energetic, disease, pain, flourishing, sickness, invalid, blooming, collapse, coma, fine.
Учителя могут подбирать категории и слова в зависимости от изучаемого материала и подготовленности учащихся.
Придумай новые сравнения. Сначала учитель знакомит учащихся с уже известными устоявшимися сравнениями "as...as": as busy as a bee, as hungry as a hunter, as proud as a peacock, as white as a sheet, as cool as a cucumber, as fit as a fiddle, as poor as a church mouse, as strong as an ox, as blind as a bat, as deaf as a post, as fat as butter, as silent as the grave, as stubborn as a mule, as quick as a flash, as old as the hills, as hard as nails, as sweet as honey, as pretty as a picture, as good as gold, as fresh as a daisy, as cold as ice и др. Это можно сделать по-разному. Менее подготовленным учащимся можно раздать карточки, на одних из которых - начало сравнения, а на других - окончание. Ребятам предлагается найти пары. Более подготовленных учащихся можно попросить закончить сравнения самостоятельно, а потом познакомить их с оригиналами. Далее учитель предлагает учащимся придумать новые сравнения как с прилагательными, которые встречаются в вышеупомянутых сравнениях, так и с другими, например: beautiful, ugly, long, short, clean, dirty, rich, weak, clever, big, small, lazy и др.
II
Опиши соседскую кошку. Это упражнение, заимствованное из той же книги Five-Minute Activities, помогает учащимся повторить и закрепить известные им прилагательные, причем его можно использовать на любом этапе изучения языка. Учитель рисует на доске кошку и представляет ее учащимся, например: My neighbour's (brother's, friend's) cat is an angry cat. Он записывает слово angry на доске и под буквой а пишет в столбик все оставшиеся буквы алфавита. Далее учитель обращается к классу с вопросом What can you say about your neighbour's (brother's, friend's) cat? Учащиеся могут предлагать свои примеры с любыми прилагательными, а учитель записывает прилагательные рядом с буквой алфавита, на которую они начинаются, например: My sister's cat is a beautiful/kind/black/good... cat. Как правило, некоторые буквы остаются без прилагательных (чаще всего j, v, и, z, х). Предлагаю ребятам поработать дома со словарем и найти подходящие прилагательные, начинающиеся на эти буквы. Таким образом, учащиеся не только повторяют известные им слова, но и узнают новые. На следующем уроке это задание проверяется.
Изобрази прилагательное. Один ученик с помощью мимики старается «изобразить» прилагательное, а другие отгадывают его: Are you anxious / lazy / bored / thirsty / hungry /surprised/scared... ?
Подари комплимент. «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты», - пел Булат Окуджава. И действительно, комплименты делают людей добрее, а атмосферу в классе дружелюбней. Я предлагаю учащимся говорить друг другу комплименты, касающиеся внешности, одежды, способностей и т. д. Конечно, говоря комплименты, трудно обойтись без прилагательных: Olga, you look wonderful today; Rita, what a lovely blouse you're wearing today; Alex, you are very strong; Nadia, this beautiful green scarf matches your eyes; Dima, you've made such an interesting report at the lesson of History today, etc.
III
Играем в "Mad libs". [2]. Это шуточное название произошло от латинского "ad libitum" - как угодно, по желанию, по выбору, что отражает суть этой игры. Берется какой-то текст (см. А), из которого удалены некоторые слова. Чаще всего это прилагательные, но могут быть и другие части речи. Затем учащиеся, которые этот текст не видели, получают листок (см. В) и заполняют его произвольными словами нужной части речи в парах, группах или индивидуально. На следующем этапе учащиеся получают текст А и читают его, подставляя свои слова. У каждой группы получается свой забавный вариант. Потом можно предложить ребятам попробовать восстановить оригинальный текст, т.е. подобрать слова, действительно подходящие по смыслу.
A. BEAUTY ADVICE
If your skin is (adjective) or (adjective), you can cure this condition with the following care. Every morning, before washing your (noun), massage it gently with a/an (noun), that has been soaked overnight in a/an (a container) full of warm (a liquid). Then mix together some (a food) and some (a food) until the mixture becomes (adjective). Put this onto your (adjective) face for five minutes. Then remove, using a/an (noun) and wash your face with (adjective) water. Do not omit this (adjective) step or your skin will become (adjective). Do this (adverb) every day and you will soon be as (adjective) as (name of a person in the room)
B. BEAUTY ADVICE
ADJECTIVE:
ADJECTIVE:
NOUN: .
NOUN:
A CONTAINER:
A LIQUID:
A FOOD:
A FOOD:
ADJECTIVE:
ADJECTIVE:
NOUN:
ADJECTIVE:
ADJECTIVE:
ADJECTIVE:
ADVERB:
ADJECTIVE:
NAME OF A PERSON IN THE ROOM:
Как вариант этой игры можно предложить следующее задание. Учитель берет готовый текст, соответствующий уровню учащихся, и заменяет все прилагательные одним универсальным, например, nice. Ребятам предлагается заменить это прилагательное другими, подходящими по смыслу, и ни разу не повториться. Затем выбирается самый выразительный текст.
Выскажи свое мнение. Учитель просит ребят назвать пять-шесть любимых животных – школьных предметов – телевизионных передач, певцов, артистов, видов спорта, городов и т.д. Например: English, Maths, Literature, Sport, Physics. Далее учащиеся высказывают свое личное отношение к этим предметам, употребляя прилагательные в нулевой, сравнительной или превосходной степени: Sport is very exciting. Maths is easier than Physics. English is the most useful subject for me. I think Literature is more interesting than English, etc.
Учащиеся могут сравнивать себя со своим соседом по парте (You are taller than I am), одноклассников (Ann is the oldest in our class), домашних любимцев (My dog is smaller than Sasha's), страны, в которых они бывали (Turkey is cleaner than Egypt), улицы их города (Tverskaya Street is noisier than our street), кинотеатры (Tickets in ... are less expensive than in...), совершенно непохожие предметы (elephant - pencil: A pencil is thinner than an elephant. An elephant is bigger than a pencil. A pencil is silent and an elephant is noisy, etc.)
Для того чтобы облегчить задачу, учитель может предложить учащимся категории, по которым они могут сравнивать предметы, явления. Например, для напитков, продуктов: cheap, tasty, healthy, fattening, important to life; для животных: strong, intelligent, fast, beautiful, dangerous; для видов спорта: healthy, tiring, enjoyable, expensive, spectacular.
Сделать работу над прилагательными более интересной помогут картинки. Мы часто используем рекламные издания, в которых изображены различные марки машин, продукты, дома, мебель, бытовая техника, предметы одежды, обувь и т.д. и прошу ребят сравнить их. Увлекательно проходит упражнение, где учитель или один из учеников описывают вслух какую-нибудь картинку, а другой ученик должен как можно точнее воспроизвести на доске эту картинку, не видя оригинал (Picture Dictation). Например: There is a big square table in the picture. Under the table there is a little ball and a fat cat и т.д. Тот, у кого перед глазами картинка, может поправлять «художника», например: Your ball is too small, it's bigger, или The cat is not so fat, it's thinner.
С более подготовленными учащимися можно провести следующие игры:
Угадай, что я чувствую. Ребята работают в парах. Они должны внимательно посмотреть на своего партнера и угадать его чувства, например: I think you are angry/happy/sad/frustrated/cheerful, etc. Можно добавить слова-усилители rather, a little, a bit, very, extremely: I think you are a bit worried. Учащиеся либо соглашаются со своими партнерами и комментируют, почему он чувствует себя именно так (Yes, I'm angry because I'm hungry), либо возражают (I'm not very tired, just a bit).
Угадай предмет. Сначала учитель описывает какой-либо предмет, находящийся в классе, на картинке на стене, в его портфеле и т.д., не называя его, а учащиеся этот предмет должны отгадать. Описывая его, учитель старается употребить как можно больше прилагательных. Затем ребята в тетради описывают подробно, используя прилагательные, свой предмет. В качестве опоры можно дать следующий план:
It's (colour)
It's (size)
It's (shape)
It's made of (substance)
It's used for
It belongs to
Напиши стихотворение. Вниманию учащихся предлагается текст-модель, состоящий из 5 строчек (Cinquan poem):
Mother
kind, helpful
caring, loving, sharing
a special person in my life
a friend.
Затем ребята пробуют создать свои тексты по следующей схеме:
Line 1: Write a noun
Line 2: Write two adjectives describing this noun
Line 3: Write three words ending with -ing (active words) that describe what the noun on Line 1 might do
Line 4: Write a phrase describing the noun on Line 1
Line 5: Write a synonym of the word on Line 1
Вот один из текстов на тему New Year's Day, написанный моими учениками:
New Year's Day
happy, funny
entertaining, giving presents, smiling
the best time in the year
a holiday
Скажи, кем бы ты хотел стать...
Этот необычайно увлекательный материал я позаимствовала из книги, которая стала уже моей настольной, Creative Grammar Practice [1]. В занимательной форме ребята повторяют прилагательные, их сравнительную и превосходную степени, а после этого выполняют творческое задание - создают собственные тексты, включающие этот грамматический материал.
Работа включает несколько этапов:
- Учащиеся получают листочки со следующими существительными и внимательно их читают в течение 30 секунд:
butterfly snowman snowflake
sports car helicopter pizza pilot
teacher tiger elephant piano
mineral diamond ring wind eagle
friend flower insect knife
river pudding ice cream police officer
leaf fairy witch snake
ball tennis racket storybook word
shark rainbow surfboard cheesecake
(Учитель может подобрать существительные, учитывая интересы и подготовленность учащихся, а также изучаемый материал.)
- Не заглядывая в листочки, ребята должны вспомнить и записать как можно больше слов из этого списка. Эта работа может проводиться в парах или группах и на нее отводится 2-3 минуты. Затем ребята выкрикивают слова из своих списков, а учитель записывает их на доске.
- Каждая пара выбирает одно из существительных, записанных учителем на доске, и подбирает к нему не менее трех прилагательных, которые у них ассоциируются с этим существительным (associations), и, по крайней мере, одно прилагательное, которое они никогда бы не употребили с этим существительным (disassociation), например:
ice cream: cold, delicious, white (associations)/ hot (disassociation).
- Ребята вслух читают свои словосочетания, а учитель записывает на доске только прилагательные.
- Один из учащихся выкрикивает имя своего
одноклассника и одно из прилагательных,
записанных на доске. Тот, в свою очередь, должен
назвать сравнительную и превосходную степень
прилагательного.
Если это было сделано без ошибок, учитель стирает слово с доски. Так продолжается до тех пор, пока все слова не исчезнут с доски, т.е. пока учащиеся не назовут правильно степени сравнения всех прилагательных. - Учитель представляет учащимся следующий текст (на доске или на отдельных листочках):
The most colourful butterfly
The sweetest cheesecake
The most beautiful tiger
The smallest snowflake
The fastest caterpillar
and the most dangerous snowman.
These are what I would like to be.
Разумеется, учитель может составить свой текст.
- Учащимся предлагается самим написать аналогичные тексты на тему I'd like to be... Они могут пользоваться двуязычным словарем.
Придумай ассоциации. Учащимся предлагается записать словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, которые у них ассоциируются с предложенными понятиями и ситуациями, например:
- A scary story: strange noises, a dark night, a terrible scream....
- A birthday party: (in)formal clothes, delicious food, a decorated room, loud music, funny surprises...
- An unsuccessful visit to the cinema: a long queue, expensive tickets, uncomfortable seats, noisy neighbours, a boring film...
После этого ребята могут составить небольшой рассказ по этим ситуациям с использованием предложенных ими словосочетаний.
Для отработки сравнительной и превосходной степени прилагательных хорошо подходят различные викторины и интересные факты, которые, например, можно найти в Книге рекордов Гиннеса [5]. Некоторые интересные, на мой взгляд, материалы, которые можно использовать на уроке, даны в приложении к данной статье.
Литература
- Gunter Gemgross, Herbert Puchta Creative Grammar Practice. - Longman, 1999
- Roger Price, Leonard Stern The Original #1 Mad Libs. - Price Stern Sloan, Inc, New York, 1988
- Penny Ur Five-Minute Activities. - Cambridge, 1993
- Penny Ur Grammar Practice Activities. - Cambridge, 1996
- Guinness World Records 2000. - Guinness World Records LTD.
- Collins Dictionary. - Random House, New York, 1999