Цель:
1) Ознакомить с тем, что противоположные стороны прямоугольника равны, используя это свойство учиться находить периметр прямоугольника.
2) Закреплять знание таблицы умножения и табличного деления с числами 2 и 3.
3) Стимулировать познавательную активность и интерес к предмету. Воспитывать способности работать в партнёрском отношении.
Тип урока: совершенствование знаний и умений.
Вид урока: комбинированный урок.
Методы обучения: деятельностный.
Методы преподавания: стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, практический.
Методы воспитания: творческие задания, игра в парах.
Оборудование: сорбонки, геометрические фигуры (прямоугольники для каждого ученика), детали для «домика», математические выражения, перфокарты, дощечки, линейки, циркули, нитки или шнурки, формула: P = 2 Ч (a + b).
Методические ключи:
- Что нужно вспомнить учащемуся:
- Таблицу умножения.
- Умение измерять.
- Что такое периметр?
- Что нужно уметь учащимся:
- Находить P прямоугольника.
Уметь показывать противоположные стороны прямоугольника.
Применять знание таблицы умножения при решении задач и математических выражений.
Ход урока.
1.Создание психологического комфорта:
- Кто сегодня пришел в школу в прекрасном настроении?
Вы, наверное, все любите ходить в гости и принимать гостей. Мы все сегодня рады нашим гостям.
2. Мотивация.
Итак, начинаем работу нашей научной лаборатории математических наук. Сегодня каждый из вас может принять активное участие в исследовательской работе и сделать научные открытия по теме: «Прямоугольник и его свойства».
3. Актуализация знаний. Устный счет.
Для открытия новых знаний, нам необходимо вспомнить и повторить пройденные темы.
1) Прочитать математические выражения и вычислить значения этих выражений.
(9 + 3) : 4 =
(12 – 9) * 5 =
a * b =
Вместо букв a и b подставьте такие числовые значения, чтобы значение выражения было равно 12.
2) Известно, что 14 * 2 = 28, найдите 14 * 4 =
известно, что 13 * 7 = 91, 13 * 2 = 26, чему равно 13 * 5 =
известно, что 12 * 3 = 36, 12 * 2 = 24, чему равно 12 * 5 =
3) Найдите ошибку, объясните, как рассуждал ученик, в чем его ошибка. Исправьте ошибку.
У Володи было 9 марок, а у Саши в 2 раза больше. Сколько марок было у Саши?
9 + 2 = 11 (м.)
Какого вида эта задача?
Как решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
4) Работа в парах. Повторение таблицы умножения и деления на 2, 3. Работа с сорбонками.
5) «Строим дом».
Взяв деталь, нужно быстро решить пример, записанный на обратной стороне. С чего начинают строить дом?
Строим дом.
На пригорке за ручьём
Мы сейчас построим дом.
Начинаем строить дом:
Тут фундамент возведем.
Класть кирпич к кирпичу
Это нам по плечу.
Заберёмся мы повыше
И на дом поставим крышу.
А на крыше петушок
На нем шапка – гребешок.
По фасаду два окошка
На одном уселась кошка.
Печку мы кладем повыше
Вот уже труба на крыше.
Из трубы дымок кольцом
Дело только за крыльцом.
Стены мы поставили
Стекла в рамы вставили.
Приходите в светлый дом
Здесь мы славно заживём.
4. Совместное открытие новых знаний.
1) Из каких геометрических фигур мы построили дом? (квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник)
А какая геометрическая фигура у вас на столе? (прямоугольник).
Почему вы решили, что это прямоугольник? Докажите, проверьте.
Сколько у него углов, сторон, вершин?
Сегодня мы с вами займемся исследованием свойств прямоугольника.
2) Я утверждаю, что у прямоугольника противоположные стороны равны.
Назовите противоположные стороны прямоугольника АВСД.
Вы сейчас должны убедиться, верно ли мое утверждение.
Применяя инструменты, проверьте.
Какие инструменты вы применяли в своей работе?
Объясните, что вы выяснили.
Представьте, что у вас нет инструментов, как вы можете сравнить противоположные стороны и установить, что они равны?
Практическая работа.
Сравнить наложением (сгибая листок), ниткой или шнуром.
3) Вывод: Значит, о каком свойстве прямоугольника мы с вами узнали сегодня?
4) Работа по учебнику стр.80 Противоположные стороны прямоугольника равны.
5. Первичное закрепление.
Работа по учебнику № 361.
- покажите друг другу противоположные стороны прямоугольника.
- вычислите периметр, используя его свойство.
P = 6 + 6 + 3 + 3. P = 18 (см)
P = 6 * 2 + 3 * 2. P = 18 (см)
P = (6 + 3) * 2. P = 18 (см)
Записать разными способами, (желающие на доске записывают).
Кто-то, может быть, постарается вывести формулу вычисления периметра прямоугольника.
P = (a + b) * 2.
Физкультминутка. Упражнения для глаз. Ритмическая игра (счет до 30).
6. Закрепление пройденного.
Составьте задачу по краткой записи.
Длина прямоугольника – 8 см
Ширина прямоугольника - ?, в 2 раза меньше.
P - ?
- Какая это задача?
- Что нам надо найти?
- Можем ли мы узнать P?
- Почему?
- Что надо для этого узнать? Можем ли?
- Каким действием?
- Почему делением?
Решение задачи в тетради.
- 8 : 2 = 4 (см) ширина прямоугольника.
- (8 + 4) * 2 = 24 (см) периметр прямоугольника.
7. Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант № 362 18 : 6 = 3 (м.)
2 вариант № 363 4 * 3 = 12 (д.)
Проверка: за доской решают два ученика.
(у каждого ученика дополнительные дифференцированные задания.)
8. Контроль.
Работа по перфокартам.
Истинно или ложно мое утверждение ( верно +, нет -.)
1) Верно ли, что прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
2) Верно ли, что у прямоугольника все стороны равны.
3) Верно ли, что круг – это фигура, не имеющая углов и сторон.
4) Чтобы вычислить периметр прямоугольника достаточно измерить одну сторону. Верно ли
это?
9. Подведение итогов.
Подводя итоги работы нашей научной лаборатории, можно сказать, что все ребята справились с поставленными задачами. Молодцы!
10. Домашнее задание.
Приготовить карточку для соседа с заданием, вычислить периметр прямоугольника; повторить таблицу умножения и деления на 2, 3.