Рейтинг — один из методов повышения мотивации учащихся к обучению

Разделы: Администрирование школы


Рейтинг – довольно-таки распространённая в последние годы система позволяющая осуществлять контроль результатов процесса обучения, систематизировать информацию об успехах учеников.

В нашей школе первоначально рейтинг осуществлял организующую функцию: помогал сделать результаты учебно-воспитательного процесса открытыми и доступными для всех желающих, являлся показателем учебной деятельности детей для родителей, ну и, конечно же, служил инструментом повышения мотивации для самих ребят.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Проанализировав различные подходы к повышению учебной мотивации учащихся, в школе была создана рейтинговая система оценивания. На начальном этапе - это средний балл успеваемости учащегося по всем предметам за неделю (предметы не выделяются), а также средний балл успеваемости класса за неделю. С одной стороны, ученики имели возможность сравнить свои результаты успеваемости с остальными результатами по школе, увидеть свое местоположение относительно других. С другой стороны, учащиеся сравнивали себя с собой.

Как это происходило. Результаты рейтинга были представлены на информационном стенде каждую неделю. Причем, информация подавалась в различных видах: таблица, график. Итоги рейтинга за неделю обновлялись, а график динамики успеваемости каждого ученика и класса достраивались с учетом новых данных по рейтингу. Еженедельно в школе проводилась линейка, на которой объявлялись результаты рейтинга за прошедшую неделю, после чего всю информацию учащиеся могли увидеть на стенде.

Интерес учеников к рейтингу был очевиден. Они подходили к стенду, сравнивали свою позицию, высказывали свое мнение.

Влияние учебного рейтинга на повышение мотивации к обучению было отмечено педагогами. Учащемуся создавалась зона успеха: он мог повысить свой рейтинг, получая хорошие оценки по различным предметам. Но не только с другими учениками мог сравнивать себя учащийся. Одна из таблиц не стенде отражала личное продвижение каждого в учебном пространстве школы (отмечалось определенным цветом в таблице).

Результаты рейтинга оказались важными и для родителей. Придя в школу, каждый родитель мог увидеть все оценки своего ребенка за неделю, динамику его учебного рейтинга, и местоположение на фоне успеваемости всей школы.

Анализируя результаты работы по введению рейтинга, можно отметить его положительное влияние на мотивацию учащихся к обучению (о чем говорит повышение коэффициента качества знаний), а также считать рейтинг одним из инструментов управления учебно-воспитательным процессом, т.к. картина успеваемости каждого ученика очень прозрачна.

Но, несмотря на повышение учебной мотивации учащихся, было отмечено, что только учебных результатов не достаточно, воспитание также является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В связи с этим педагогический коллектив школы решил продолжить работу с рейтингом, разработав дополнительные составляющие и критерии оценивания учащихся и в эту работу включить как педагогов, так и самих учащихся.

В процессе работы с рейтинговой технологией возникло множество вопросов и проблем. Например, есть ребята, которым тяжело даётся учебная деятельность, даже при большом желании они не смогут занять ту нишу в рейтинге, на которую им хотелось бы претендовать. А есть такие, которые без проблем справляются с учёбой, но их поведение или равнодушие к делам школы вызывает негодование. По результатам учебной деятельности в выигрыше всегда одни и те же. В таком случае рейтинг сам себя дискредитирует, становится никому не интересным.

После долгих поисков, обсуждений, мы приняли следующее решение. Рейтинг должен стимулировать учащихся к постоянному росту их достижений, стать одним из основных инструментов в формировании и развитии познавательной мотивации, чувства успеха. Таким образом, решили изменить критерии составления рейтинга.

С понедельника, придя в школу, каждый ученик имеет по 10 баллов за поведение и 10 баллов за прилежание. С правилами прилежания и поведения дети знакомы с начала учебного года (подписывают соответствующий договор об их соблюдении). Бесспорно, это момент доверия каждому, задача ученика – сохранить эти баллы до конца недели. И здесь уже кто как проявит себя. Каждый учитель оценивает учебную деятельность ребят, их поведение и прилежание за неделю, заполняя соответствующие таблицы. Затем информация обобщается, и результаты доводятся до сведения детей. Классные руководители составляют по своим классам графики повышения или понижения рейтинговых результатов детей, используют эту информацию на классных часах, в процессе индивидуальных бесед с ребятами, родителями

Но в любом случае, учитывая не только учёбу, но и другие показатели (участие в общественной жизни школы, отношение к одноклассникам, взрослым, поведение), каждый имеет шанс подняться в рейтинге. Мотивационный эффект налицо.

В конце года мы планируем подвести итог рейтинговой деятельности и внести изменения в критерии. Хотелось бы отразить общественную деятельность учащихся шире, поощрять их инициативу, может быть, введём систему бонусов.