Цели:
- Формирование первоначальных представлений о наречии, как части речи.
- Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Решение создавшихся проблемных ситуаций.
- Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, умение слушать и слышать собеседника.
ХОД УРОКА
1. Создание положительных эмоций у уч-ся для работы на уроке.
2. Повторение изученного. Активная самостоятельная деятельность учащихся. Обсудить число, день недели. Числительное порядковое, сложное, пишется вместе. В слове пятнадцатое безударная гласная, проверяем словом пять. Четверг - четвертый по счету день.
3. На доске даны слова: конь, пень, яма, еж, соль, юла. Задание: сгруппировать по признаку. Доказать!
Варианты ответов
1) еж звуков больше чем букв. конь букв больше чем звуков яма пень юла соль
2) еж одушевленные предметы яма конь юла неодушевленные предметы. пень Соль
3) еж мужской род существ. яма женский род существ. конь юла пень соль
4. Письмо под диктовку учителя.
Дети по очереди (т.к. это делается на каждом уроке)
комментируют какая орфограмма в слове и как ее проверяем.
Лесной - лес, кружка - кружечка, летим - полет, шубка - шуба. Морской - море.
Дети после выполнения задания делают вывод. Повторили правописание безударной гласной в корне и парной согласной в середине слова.
5. Изучение нового материала.
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями. Развитие мыслительных способностей, состоящие в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и анализа.
На доске даны предложения.
Ребята громко разговаривали.
Ярко светит солнце, весело поют птицы
Вопрос. Что заметили?
Дети говорят о видах предложений. Простое, сложное, распространенное и доказывают.
Задание: Списать предложения с доски, определить части речи, которые знаете.
Громко, ярко, весело-? Что это.
На какой вопрос отвечают ? как?
Можно ли определить род и число?
Вывод делают дети: неизменяемая часть речи.
Физкультминутка.
Дети встают и хором читают стихотворение из учебника “ Живое слово” с.11
О. Высоцкой. “Веселая грамматика”
|
|
|
|
|
|
Из стихотворения узнали как называется это часть речи?
Наречие
Проверим по учебнику 1 ч. с 110
Читаем правило (хором)
Сообщение о языке (Читает учитель)
Слово “наречие” - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень Речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи “приглаголием”
Почему приглаголием?
Задайте вопрос к наречию, какое слово поясняет в предложении.
разговаривали | как? | громко, | |
поют | как? | весело | |
светит | как? | ярко. | Поясняет глагол. |
6. Эти предложения разобрать по членам предложения.
Дети подчеркивают главные члены предложения. И делают вывод, что наречие является второстепенным членом предложения.
А какими узнаем из учебника 2 часть русского языка с.17 Обстоятельство и подчеркиваем его _._._._._.
Дети делают вывод.
7. Записываем слова под диктовку:
Хороший, горячий, жгучий, певучий, неуклюжий, свежий - ? Что это.
Дети объясняют что это прилагательные.
Задание:
Образовать от прилагательных наречие, которое отвечает на вопрос как?
Записать парами, поставить ударение.
Дети записывают:
Хороший - хорошо
Горячий - горячо
Свежий - свежо
Жгучий - жгуче
Певучий - певуче
Неуклюжий - неуклюже
Учащиеся заметили и делают вывод, что наречие образовали от прилагательного, под ударением пишется О без ударение Е.
8. Систематизация полученной информации.
Итог деятельности. Учитель предлагает учащимся открыть дневники и поставить себе отметку за работу на уроке.
Дети разъясняют, какую отметку и за что поставили, анализируют, что они узнали на уроке нового, что повторили, какую работу выполняли и для чего.
Самоанализ урока.
Цели:
- Формирование первоначальных представлений о наречии, как части речи.
- Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Решение создавшихся проблемных ситуаций.
- Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, умение слушать и слышать собеседника.
Урок изучения нового материала запланирован с учетом выше перечисленных целей, которые реализовывались на протяжении всего урока.
На первом этапе урока шла активная самостоятельная деятельность учащихся - повторение ранее изученного материала. При изучении нового материала шло творческое овладение знаниями, навыками и умениями. Все дети были мотивированы и вовлечены в деятельность.
На протяжении всего урока шло развитие мыслительных способностей, состоящее в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и анализа. Взаимодействие было активным и продуктивным. Ход урока имел четкую структуру. Все задания урока были выполнены учащимися. Приемы обучения применялись в логической последовательности.
Поставленная цель урока была полностью достигнута. Проведена систематизация полученной информации. Дана самооценка деятельности учащихся.