Цели:
- Обобщение и закрепление знаний детей по математике и русскому языку полученных за время обучения;
- Развитие внимания, мышления, умения применить знания в нестандартной ситуации;
- Воспитание коллективизма, умения работать в команде.
Оборудование:
- Существительное, прилагательное, предложение, корень, суффикс, приставка, словосочетание, подлежащее, сказуемое, число, множество, разряд, задача, сумма, разность, плюс, минус, длина – карточки со словами прикреплены на стене;
- 1, 2, 3, 4, ....., 38 карточки с числами;
- кочки, кегли с прикрепленными на скотч карточками, на которых написаны цифры и знаки. 15Х5>100-30Х2; 10+5=16-6+5;
- геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, окружность;
- 4 обруча. 3 обруча зеленого цвета, 4 обруча
желтого цвета, резинки – 8 штук фразеологизмы с
объяснением:
- “Бить баклуши” – бездельничать;
- “Не в бровь, а в глаз” - верный ответ;
- “Зарубить на носу” - запомнить;
- “Спустя рукава” - выполнять дело медленно с неохотой;
- магнитная доска с прикрепленными карточки с перепутанными буквами слов: “сантиметр”, “миллиметр”, а на обратной стороне слово “сажень; 2 скамейки, 2 мешка;
Вступление
Учитель: Здравствуйте! Обычно люди говорят при встречи это хорошее, доброе слово, желая, друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми, а без движенья не может быть здоровья.
Учитель:
Быть здоровым, быстрым, ловким
Нам помогут тренировка,
Бег, разминка, физзарядка
И спортивная площадка!Здесь ученье – не в мученье,
Потому что день за днем
Мы отбросим все сомненья
И до финиша дойдем.
Учитель:
Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Ученик 3 класса:
Руки вверх, руки вниз -
Это - физ –
Крутим шею, словно руль, -
Это – куль –
Ловко прыгай в высоту –
Это – ту-
Бегай полчаса с утра –
Это – ра.
Учитель:
Занимаясь этим делом,
Станешь ловким, сильным, смелым
Плюс хорошая фигура.
Вот, что значит физкультура.
Учитель: Сегодня у нас пройдут соревнования, самых смелых и решительных, самых веселых и находчивых. В нашем состязании принимает участие команда “Искатели” и команда “Алфавит”.
Ваш девиз:
Все разведать,
Все узнать,
Легких тропок
Не искать.
Приветствие команд?
Ученик 2 класса:
Но соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет в ней.
Ученик 3 класса:
Побольше смелости во взоре
Не отступай! Будь духом тверд!
Вас ожидает троеборье,
Поставьте мировой рекорд
1 конкурс
/Существительное, прилагательное, предложение, корень, суффикс, приставка, словосочетание, подлежащее, сказуемое, число, множество, разряд, задача, сумма, разность, плюс, минус, длина – карточки со словами прикреплены на стене./
Учитель: Сегодня у нас будут проходить соревнованья сразу в трех областях. Вам встретятся задания по русскому языку, математике и физкультуре. 1 конкурс покажет, чья команда выберет быстрее нужные термины. 1 группы команд выстраиваются в колону по одному. На первый, второй рассчитайтесь. Вторые номера переходят в команду другого класса. Все остальные будут зрителями. Объясняю условия игры: ваша задача добежать до стены, снять одну нужную табличку и вернуться бегом назад. Таблички остаются у игроков.
1 команда выбирает слова – термины по русскому языку,
2 команда выбирает слова – термины по математике.
К выполнению задания готовы? На старт, внимание, марш!
Итоги подводят зрители.
1 команда поднимите свои карточки. Правильно ли они справились с заданием?
2 команда, поднимите свои карточки. Правильно ли они справились с заданием?
Победила команда ….
Вернулись команды на свои места. В следующем конкурсе будут принимать участие все ребята. Встаньте около своих мест.
2 конкурс
/1, 2, 3, 4, ....., 38- карточки с числами лежат в виде круга на полу между командами./
Учитель:
А вот задача для разминки.
Перед тобой лежат картинки.
От одного до тридцати.
Все числа должен ты найти.
Учитель:
Отправляясь за добычей
Отыщите группу чисел
Четные.
Учитель: Нечетные.
Учитель: С нужным числом возвращаетесь на свое место.
Учитель:
Но, чтобы было веселей
Устрой соревнования.
Кто с делом справиться быстрей,
Итак, на старт, внимание!
Подведем итог: 1 команда, поднимите ваши числа. 2 команда, вы согласны, что все эти числа четные?
Проверим выполнение задания 2 команды. Поднимите свои числа. 1 команда, вы согласны, что все эти числа нечетные?
Учитель:
Ну, как задачка? Что, легка?
Теперь смотри внимательно.
И разделитесь вы сейчас
По цвету обязательно.
Каждая команда разделитесь по цвету.
А как еще могли бы вы разделиться?
3 конкурс
/На полу лежат кочки, между ними посередине зала в ряд стоят кегли с прикрепленными на скотч карточками, на которых написаны цифры и знаки. 15Х5>100-30Х2; 10+5=16-6+5/
Учитель:
А сейчас мы поиграем,
Ловкий кто из вас узнаем!
Приглашаем поучаствовать учеников 2 групп.
Учитель:
Надо терпенья набраться
Думай, считай, не спеши,
От одного до шести.
В клеточки цифры впиши.
Только внимательным будь.
Ни одного не забудь.
Учитель:
Вам нужно, чтоб равенства были верны,
Знаки и числа на кеглях даны.
Учитель:
А оставшиеся знаки
Вы в неравенство составьте.
Учитель:
Чтоб задачку для вас усложнить,
Все в водоем надо нам превратить.
Вы превратились в лягушек.
Быстро по кочкам дорогу найди,
Нужную цифру с собой прихвати!
Итак, на старт, внимание, марш!
Учитель: Капитаны прочитают полученные записи. Все ли верно? Команды вернитесь на места. Так какие же выражения называются равенства, а какие неравенства?
4 конкурс
/У детей в руках геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, окружность./
Ученик 3 класса:
“Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо, прежде всего, геометрию знать!
Ученик 2 класса:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его ...(квадрат).
Учитель:
Возьмите за руки друг друга
И собери квадрат.
Да повнимательней следи,
Чтоб был не кривоват.
Ученик 3 класса:
Четыре палочки сложил,
Прямоугольник получил.
Прямоугольник квадрата длиннее
Фигуру попроще рисуем смелее.
Учитель: Ребята, перестройтесь в заданную фигуру.
Ученик 2 класса:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется ... (окружность).
Учитель: А теперь покажите эту фигуру. Какая фигура была лишней? Почему? Молодцы! Займите свои места.
5 конкурс
/На полу лежат 4 обруча. 3 обруча зеленого цвета, 4 обруча желтого цвета. У детей на ногах надеты резинки – 8 штук. В третьем обруче лежат фразеологизмы, а в четвертом объяснения. “Бить баклуши” – бездельничать; “Не в бровь, а в глаз” - верный ответ; “Зарубить на носу” - запомнить; “Спустя рукава” - выполнять дело медленно с неохотой./
Учитель:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым.
Был он только словом.
Очень интересно гулять в саду словесном.
Давайте отправимся в этот сад и вновь узнаем, кто справиться этим задание быстрее? 1 группа команд займите свои места. На первый второй рассчитайтесь! Вторые номера перейдите в противоположную команду. А теперь участники каждой команды встаньте парами.
Ваша задача: 1 пара со связанными ногами добегает до обруча и пропускает его через себя. Затем в зеленом обруче выбирает фразеологизм, и бегут дальше до флажка, останавливаются и поворачиваются лицом к команде. Сразу после этого бежит вторая пара, добегает до обруча, пропускает его через себя, бежит дальше до желтого обруча. Там берет объяснение фразеологизму, который в руках у 1 пары и становятся рядом.
Учитель:
Мы исследуем глубины
Мудрости народной.
Чтоб богаче был язык
Данный от природы.
Подведем итог. Зрители, верно ли выполнено задание у первой команды? А вторая команда справились с заданием?
Учитель: А знаете ли вы, откуда пошло выражение “На лбу написано”?
Ученик 3 класса:
Даже у самых невинных и часто употребляемых в нашей речи выражений бывает страшная и жестокая история. Говоря “у него на лбу написано”, мы подразумеваем: все ясно по выражению лица. А произошел этот фразеологизм от зверского обычая клеймить лицо или лоб беглых крестьян, воров раскаленным железом. Таким образом, у несчастных и в самом деле всегда было на лбу написано их горькое прошлое.
6 конкурс
/Игра на внимание/
Учитель:
Отдохнуть уже пора,
Начинается игра!
Вам вопрос хочу задать,
Ваше дело – отвечать
Если вы со мной согласны,
Отвечайте хором, братцы:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Если не согласны вы,
То в ответ молчите.
Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым стройным веселым?
.................................................
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица?
Это я, это я, это все мои друзья!
Ну, а кто начнет обед
Со жвачки импортной, конфет?
.....................................................
Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто поел и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
..........................................
Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?
Это я, это я, это все мои друзья!
Молодцы! Хорошо отдохнули!
7 конкурс
/ На магнитной доске прикреплены карточки с перепутанными буквами слов: “сантиметр”, “миллиметр”, а на обратной стороне слово “сажень”/
Учитель:
Снова в дверь стучат слова,
Молотки, взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка,
Мы, слова из русской речи,
Из родного языка.
Учитель:
Но в словах согласья нет
Нужно вам найти их след.
В этом конкурсе принимают участие команды 2 группы. Займите свои места. Перед вами зашифровано слово. Участники, посовещайтесь и решите, какое слово зашифровано перед вами? Команды готовы?
Вам нужно проползти по скамейке, в мешке добежать до доски, выбрать нужную букву и прикрепить ее. Затем вернуться бегом назад, положив мешок на место. В конце у каждой команды должно получиться свое слово.
Учитель: Подведем итоги. Что вы можете сказать об этих словах? А вот здесь есть еще одно слово. Кто знает его значение?
Ученик 2 класса:
Сажень – это старинная мерка. Раньше не было линеек. Поэтому все измерялось при помощи ног и рук. Вот и придумали название САЖЕНЬ, которое обозначает расстояние от кончиков пальцев одной руки, до кончиков пальцев другой руки. А еще есть КОСАЯ САЖЕНЬ, то есть расстояние от кончиков пальцев правой руки, до кончиков пальцев на левой ноге. Вот так раньше измеряли длину.
Заключение
Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча. Все задания, которые мы вам приготовили, уже закончились. Но мы не прощаемся. Впереди нас ждут новые соревнования, новые открытия и, конечно же, новые знания. Знания, которые вы получите только в нашей школе.
Учитель:
Ну, теперь вы убедились,
Вы в лицей не зря явились.
Здесь смекалка и уменье
В полной мере проявились.
Учитель:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.