Школа здорового питания. Урок валеологии "Путешествие по стране Здоровячков"

Разделы: Начальная школа


Раздел программы, посвященный здоровому питанию, очень важен.

Во-первых, пища – это единственная видимая часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает “частью себя”. Поэтому культура приготовления и поглощения пищи составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности. В настоящее время большинство родителей заботятся о качестве питания своих детей.

Во-вторых, питание тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 1000 случаев приходиться на 5-6 летний возраст и достигает пика к 8-12 годам. По данным академика А.А. Баранова распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

  • нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов;
  • частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  • однообразное питание;
  • еда в сухомятку;
  • употребление в пищу некачественных продуктов;
  • несоблюдение режима дня;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки.

Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15 %.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Раздел “Школа здорового питания” представляет собой один из путей совершенствования системы профилактики.

Цели раздела:

  1. сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
  2. выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергической ценности;
  3. научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления пищи.

Немаловажно также выработать у младших школьников определенные навыки и привычки:

  1. самостоятельно приготовить несложные блюда с учетом питательной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением элементарных правил гигиены и техники безопасности;
  2. правильно сделать покупку;
  3. следовать несложным правилам этикета;
  4. сознательно сокращать нежелательные продукты;
  5. понимать необходимость регулярного питания.

На первом году обучения предлагается игровая форма проведения уроков, например, используя персонажи романа-сказки Ю. Олеши “Три Толстяка”.

Дальше можно перейти от игры к постепенному усложнению подачи материала, максимально приближая его к условиям повседневной жизни.

В конце изучения раздела у учащихся должны быть сформированы приоритетные позиции:

  1. чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;
  2. понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;
  3. ежедневное соблюдение правил гигиены и техники безопасности в процессе хранения и приготовления пищи;
  4. отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

 Тематическое планирование раздела “Школа здорового питания”.

Раздел Тема Класс, кол-во часов
1-й 2-й 3-й 4-й
“Школа здорового питания”. 1. Питание и эмоциональное состояние. 1 1 1 1
2. Пищеварение. Как это происходит. 1 1 1 1
3. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. 2 1 1 1
4. Питание и индивидуальное здоровье. 2 1 2 2
5. Производство, хранение и распространение продуктов питания. 2 2 1 2
6. Приготовление пищи. 2 2 2 1
  Итого: 10 8 8 8

Основные требования к знаниям умениям и навыкам учащихся 1-4-х классов по разделу “Школа здорового питания”.

1 класс.

  • Учащиеся должны знать на какие группы и по каким признакам делятся продукты питания; знать о различии вкусовых предпочтений у людей и как это сказывается на выборе пищи.
  • Иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных “опасностях” на каждом из них.
  • Знать традиции русской кухни и её “этику”.
  • Знать о вреде переедания, иметь навыки соблюдения режима питания. Знать этапы выработки хранения и рассортировки продуктов питания,. знать правила хранения основных продуктов в домашних условиях.
  • Знать наиболее общие правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи и начальные правила этикета.
  • Уметь по простейшим рецептам приготовить пищу.

2 класс.

  • Школьники должны уметь правильно пережевывать и глотать пишу; соблюдать чистоту ротовой полости.
  • Знать роль ротовой полости и надгортанника в процессе пищеварения; знать, какие продукты полезны для сердца, а какие нет, и почему; знать основные типы упаковки, её влияние на качество продуктов.
  • Уметь обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, пользуясь данными на упаковках; уметь определять качество продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях.
  • Знать традиции европейской кухни, современные предпочтения в еде.

 3 класс.

  •  Школьники должны знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния.
  • Знать правила домашней диеты, несоблюдение которых отрицательно сказывается на желудке.
  • Иметь собственную позицию в выборе питания; сознательно соблюдать правила разнообразного питания и личной гигиены.
  • Знать наиболее распространенные продукты – аллергены и уметь применять эти знания при соблюдении принципов разнообразного питания.
  • Уметь составлять меню с учетом основных правил домашней диеты.
  • Уметь находить на упаковке следующие данные: название, дату производства, срок хранения, ингредиенты и питательную ценность веществ, входящих в состав продуктов.
  • Уметь следовать усложненному рецепту (с указанием времени приготовления).

4 класс.

  • Дети должны понимать, что привычки и опыт влияют на выбор продуктов питания; сознательно относиться к незнакомым продуктам.
  • Иметь общее представление о функциях основных органов пищеварения, о возможных опасностях (заболевания, травмы, отравления, путях их предотвращения).
  • Иметь навык осознанного соблюдения правил здорового питания.
  • Учащиеся должны знать симптомы отравления, способы его предупреждения, уметь организовать помощь при пищевом отравлении.
  • Свободно ориентироваться в информации на упаковке продукта для безопасности его употребления.
  • У детей должно сформироваться умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания.

Валеология. (Приложение)

Тема: “Путешествие по стране Здоровячков”.

Цели.

  1. Сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
  2. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Повторим слова:

В путь дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся.

2. Объяснение материала.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Здоровячков. Мы познакомимся с жителями этой страны, они научат нас секретам здоровья.

Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок и на каждой нам предстоит узнать много интересного.

Один из древних философов и мыслителей сказал, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

“Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля”.

Как вы думаете, прав ли философ? Почему?

Итак, в путь!

Остановка “Пост Чистоты”.

В стране Здоровячков все знают дом доктора Чистюлькина. Он всегда придёт на помощь и даст совет.

Как вы моете руки?

Многие ребята не умеют правильно мыть руки. Придут с улицы – и к крану, кое-как ладошки потрут, грязь на них и останется.

Давайте посмотрим, как правильно мыть руки. (Два ученика показывают)

1. Закатай рукава.
2. Намочи руки.
3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
4. Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.
5. Смой пену и проверь, хорошо ли вымыты руки.
6. Вытри руки.
7. Проверь, сухо ли вытер руки, приложи тыльной стороной к щеке.

Когда нужно мыть руки?

Пусть вашим правилом будет: мыть руки после игры, прогулки и обязательно перед едой.

Остановка “Движение - жизнь”.

У жителей страны Здоровячков есть девиз:

“ Если хочешь быть сильным – бегай,
хочешь быть красивым – бегай,
хочешь быть умным – бегай”.

Правилен ли этот девиз, как вы думаете? Как вы понимаете его смысл?

Игра “Слушай и исполняй”.

Я назову несколько движений, не показывая их. Вы слушаете и запоминаете, а потом повторяете их.

1. Руки в стороны, вверх, вперёд.
2. Присесть, встать, руки опустить.
3. Руки на пояс, наклон влево, наклон вправо.

Остановка “Весёлые поварята”.

Чтобы продолжить путешествие необходимо подкрепиться. У жителей страны Здоровячков, весёлых поварят, есть правила правильного и здорового питания. С ними мы подробно познакомимся на следующих занятиях.

Как вы думаете, ребята, зачем человек употребляет пищевые продукты. Весёлые поварята из страны Здоровячков дают нам советы:

  1. Воздержитесь от жирной пищи.
  2. Остерегайтесь очень острого и солёного.
  3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  4. Овощи и фрукты – полезные продукты.
  5. Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности.

Поварята приготовили вам задание:

Продолжите сказку:

“Жил – был сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда …”

- Какая случилась беда с принцессой?
- Можете ли вы посоветовать королю, как вылечить принцессу?
- Какие советы вы дадите?

Оздоровительная минутка.

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.

Упражнение “Гора”.

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело, как гора. Одна половина горы говорит: “Сила во мне” и тянется вверх. Другая говорит: “ Нет, сила во мне.” И тоже тянется вверх. “Нет! –решили они. – Мы две половинки одной горы, сила в нас обеих.” Потянулись обе вместе сильно-сильно. Медленно опустите руки, улыбнитесь. Молодцы.

Остановка “Станем Неболейками”.

Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Остановка “Станем Неболейками” – последняя остановка. Мы сегодня много узнали о секретах здоровья, и сами можем стать Неболейками. Гость у нас Заболейкин. Жители страны Здоровячков хотят рассказать Заболейкину и нам ещё об одной составной части здоровья – закаливании.

Крепыш:

Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.
Утром – бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящий.
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет. Не послушались – болеют!

Куталки:

Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться!
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной…

Крепыш:

Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно!

Поэтическая минутка.

Продолжи стихотворение “ Если хочешь быть здоров…”

Конкурс рисунков “ Я в стране Здоровячков”.

3. Итог урока.

Как вы думаете, какие слова подходят к нашему уроку: полезный, интересный, грустный, скучный, весёлый?

В страну Здоровячков мы обязательно вернёмся на следующих уроках валеологии. Вы узнаете, как нужно правильно питаться, для чего нужно закаливание организма и ещё много интересного.

До новых встреч в стране Здоровячков!