Раздел программы, посвященный здоровому питанию, очень важен.
Во-первых, пища – это единственная видимая часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает “частью себя”. Поэтому культура приготовления и поглощения пищи составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности. В настоящее время большинство родителей заботятся о качестве питания своих детей.
Во-вторых, питание тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 1000 случаев приходиться на 5-6 летний возраст и достигает пика к 8-12 годам. По данным академика А.А. Баранова распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:
- нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов;
- частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
- однообразное питание;
- еда в сухомятку;
- употребление в пищу некачественных продуктов;
- несоблюдение режима дня;
- малоподвижный образ жизни;
- вредные привычки.
Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15 %.
Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Раздел “Школа здорового питания” представляет собой один из путей совершенствования системы профилактики.
Цели раздела:
- сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
- выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергической ценности;
- научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления пищи.
Немаловажно также выработать у младших школьников определенные навыки и привычки:
- самостоятельно приготовить несложные блюда с учетом питательной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением элементарных правил гигиены и техники безопасности;
- правильно сделать покупку;
- следовать несложным правилам этикета;
- сознательно сокращать нежелательные продукты;
- понимать необходимость регулярного питания.
На первом году обучения предлагается игровая форма проведения уроков, например, используя персонажи романа-сказки Ю. Олеши “Три Толстяка”.
Дальше можно перейти от игры к постепенному усложнению подачи материала, максимально приближая его к условиям повседневной жизни.
В конце изучения раздела у учащихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
- чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;
- понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;
- ежедневное соблюдение правил гигиены и техники безопасности в процессе хранения и приготовления пищи;
- отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.
Тематическое планирование раздела “Школа здорового питания”.
Раздел | Тема | Класс, кол-во часов | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | ||
“Школа здорового питания”. | 1. Питание и эмоциональное состояние. | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. Пищеварение. Как это происходит. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. | 2 | 1 | 1 | 1 | |
4. Питание и индивидуальное здоровье. | 2 | 1 | 2 | 2 | |
5. Производство, хранение и распространение продуктов питания. | 2 | 2 | 1 | 2 | |
6. Приготовление пищи. | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Итого: | 10 | 8 | 8 | 8 |
Основные требования к знаниям умениям и навыкам учащихся 1-4-х классов по разделу “Школа здорового питания”.
1 класс.
- Учащиеся должны знать на какие группы и по каким признакам делятся продукты питания; знать о различии вкусовых предпочтений у людей и как это сказывается на выборе пищи.
- Иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных “опасностях” на каждом из них.
- Знать традиции русской кухни и её “этику”.
- Знать о вреде переедания, иметь навыки соблюдения режима питания. Знать этапы выработки хранения и рассортировки продуктов питания,. знать правила хранения основных продуктов в домашних условиях.
- Знать наиболее общие правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи и начальные правила этикета.
- Уметь по простейшим рецептам приготовить пищу.
2 класс.
- Школьники должны уметь правильно пережевывать и глотать пишу; соблюдать чистоту ротовой полости.
- Знать роль ротовой полости и надгортанника в процессе пищеварения; знать, какие продукты полезны для сердца, а какие нет, и почему; знать основные типы упаковки, её влияние на качество продуктов.
- Уметь обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, пользуясь данными на упаковках; уметь определять качество продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях.
- Знать традиции европейской кухни, современные предпочтения в еде.
3 класс.
- Школьники должны знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния.
- Знать правила домашней диеты, несоблюдение которых отрицательно сказывается на желудке.
- Иметь собственную позицию в выборе питания; сознательно соблюдать правила разнообразного питания и личной гигиены.
- Знать наиболее распространенные продукты – аллергены и уметь применять эти знания при соблюдении принципов разнообразного питания.
- Уметь составлять меню с учетом основных правил домашней диеты.
- Уметь находить на упаковке следующие данные: название, дату производства, срок хранения, ингредиенты и питательную ценность веществ, входящих в состав продуктов.
- Уметь следовать усложненному рецепту (с указанием времени приготовления).
4 класс.
- Дети должны понимать, что привычки и опыт влияют на выбор продуктов питания; сознательно относиться к незнакомым продуктам.
- Иметь общее представление о функциях основных органов пищеварения, о возможных опасностях (заболевания, травмы, отравления, путях их предотвращения).
- Иметь навык осознанного соблюдения правил здорового питания.
- Учащиеся должны знать симптомы отравления, способы его предупреждения, уметь организовать помощь при пищевом отравлении.
- Свободно ориентироваться в информации на упаковке продукта для безопасности его употребления.
- У детей должно сформироваться умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания.
Валеология. (Приложение)
Тема: “Путешествие по стране Здоровячков”.
Цели.
- Сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
- Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Повторим слова:
В путь дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся.
2. Объяснение материала.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Здоровячков. Мы познакомимся с жителями этой страны, они научат нас секретам здоровья.
Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок и на каждой нам предстоит узнать много интересного.
Один из древних философов и мыслителей сказал, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
“Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля”.
Как вы думаете, прав ли философ? Почему?
Итак, в путь!
Остановка “Пост Чистоты”.
В стране Здоровячков все знают дом доктора Чистюлькина. Он всегда придёт на помощь и даст совет.
Как вы моете руки?
Многие ребята не умеют правильно мыть руки. Придут с улицы – и к крану, кое-как ладошки потрут, грязь на них и останется.
Давайте посмотрим, как правильно мыть руки. (Два ученика показывают)
1. Закатай рукава.
2. Намочи руки.
3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
4. Потри не только ладони, но и тыльную их сторону.
5. Смой пену и проверь, хорошо ли вымыты руки.
6. Вытри руки.
7. Проверь, сухо ли вытер руки, приложи тыльной стороной к щеке.
Когда нужно мыть руки?
Пусть вашим правилом будет: мыть руки после игры, прогулки и обязательно перед едой.
Остановка “Движение - жизнь”.
У жителей страны Здоровячков есть девиз:
“ Если хочешь быть сильным – бегай,
хочешь быть красивым – бегай,
хочешь быть умным – бегай”.
Правилен ли этот девиз, как вы думаете? Как вы понимаете его смысл?
Игра “Слушай и исполняй”.
Я назову несколько движений, не показывая их. Вы слушаете и запоминаете, а потом повторяете их.
1. Руки в стороны, вверх, вперёд.
2. Присесть, встать, руки опустить.
3. Руки на пояс, наклон влево, наклон вправо.
Остановка “Весёлые поварята”.
Чтобы продолжить путешествие необходимо подкрепиться. У жителей страны Здоровячков, весёлых поварят, есть правила правильного и здорового питания. С ними мы подробно познакомимся на следующих занятиях.
Как вы думаете, ребята, зачем человек употребляет пищевые продукты. Весёлые поварята из страны Здоровячков дают нам советы:
- Воздержитесь от жирной пищи.
- Остерегайтесь очень острого и солёного.
- Сладостей тысячи, а здоровье одно.
- Овощи и фрукты – полезные продукты.
- Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности.
Поварята приготовили вам задание:
Продолжите сказку:
“Жил – был сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда …”
- Какая случилась беда с принцессой?
- Можете ли вы посоветовать королю, как вылечить
принцессу?
- Какие советы вы дадите?
Оздоровительная минутка.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Упражнение “Гора”.
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело, как гора. Одна половина горы говорит: “Сила во мне” и тянется вверх. Другая говорит: “ Нет, сила во мне.” И тоже тянется вверх. “Нет! –решили они. – Мы две половинки одной горы, сила в нас обеих.” Потянулись обе вместе сильно-сильно. Медленно опустите руки, улыбнитесь. Молодцы.
Остановка “Станем Неболейками”.
Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Остановка “Станем Неболейками” – последняя остановка. Мы сегодня много узнали о секретах здоровья, и сами можем стать Неболейками. Гость у нас Заболейкин. Жители страны Здоровячков хотят рассказать Заболейкину и нам ещё об одной составной части здоровья – закаливании.
Крепыш:
Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.
Утром – бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящий.
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет. Не послушались – болеют!
Куталки:
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться!
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной…
Крепыш:
Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно!
Поэтическая минутка.
Продолжи стихотворение “ Если хочешь быть здоров…”
Конкурс рисунков “ Я в стране Здоровячков”.
3. Итог урока.
Как вы думаете, какие слова подходят к нашему уроку: полезный, интересный, грустный, скучный, весёлый?
В страну Здоровячков мы обязательно вернёмся на следующих уроках валеологии. Вы узнаете, как нужно правильно питаться, для чего нужно закаливание организма и ещё много интересного.
До новых встреч в стране Здоровячков!