Урок по обучению грамоте на тему: "Большая буква В"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с заглавной буквой “В” в именах собственных;
  • расширение словарного запаса учащихся; воспитание интереса к чтению.

Оборудование:

  • тренажёры,
  • предметные картинки: сова, картинки для буквы “В”;
  • карточки со слогами.

Ход урока

1. Оргмомент.

1, 2 – выше голова,

3, 4 – плечи шире,

5, 6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Повторение изученного материала.

- А какой урок у нас начинается? Правильно, урок чтения.

- Проверьте, всё ли вы приготовили?

- Всё ль на месте, всё ль в порядке? Азбука, пенал, цветные карандаши, тренажёр. Хорошо!

- Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте?

- А зачем делать зарядку? Вот и я вам сейчас предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Сделаем зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

а) Речевая разминка.

Перед вами буквенный ряд г п т с м л у о р и к в н ы д а

- Делаем вдох и на каждой четвёртой букве – выдох.

- Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос, а выдох делаем не восьмой букве. (Перед этим над каждой 8 буквой поставить знак !).

- Какие группы вы могли бы выделить? (гласные и согласные)

- Назовите первую группу. Назовите вторую группу.

- Может быть, вы ещё какие-нибудь группы видите? (состоящие из одинаковых элементов).

- Что вы знаете о гласных?

Вот на эти знания мы и будем опираться на сегодняшнем уроке.

- Найдите среди этих букв спрятавшееся слово. (Подсказка – это название птицы).

- Молодцы! Действительно наша гостья – сова! (картинка совы)

- Какая схема из данных подойдёт нашей гостье? (работа с веерами) Докажите.

красный – О О О О синий – О О О О зелёный – О О О О

Рассказ о сове. (При рассказе пригласить ребят к доске, чтобы лучше было видно картинку совы).

С древних времён окружают сов легенды, навеянные их необычной внешностью, жутковатыми голосами, ночным образом жизни. У сов огромные круглые глаза. Они прекрасно видят и днём, и ночью, только мир им представляется чёрно – белым. Для успешной охоты совы неожиданно нападают на жертву. У сов развита способность летать практически бесшумно. Перья очень мягкие и при взмахе рассекают воздух беззвучно. Гнёзд совы не строят, предпочитают жить в дуплах.

- Вот какая наша гостья.

б) После нашего знакомства с этой птицей, она хочет проверить, как у вас развито чувство ритма. Сова простучит ритм клювиком, а вы его прохлопайте.

1) ! ! !! 2) !!! ! ! 3) ! !! !!

- Сове очень понравилось ваше чувство ритма.

в) Давайте поупражняемся в чтении слогов хором. (Учитель показывает слоги на карточках).

во вес
ве тер
ка гон
да вос
ва ход
ро рок

г) Положите перед собой тренажёры (заранее разложены на партах). Самостоятельно прочитайте слоги, сложите их и напечатайте полученные слова.

во+да=

вес+на=

вос+ход=

ве+тер=

ва+гон=

Во+ро+неж=

- Прочтём то, что получилось. Читаем хором, а я отстукиваю ритм по слогам.

- Читаем с убыстрением, ритм по словам.

- Что общего во всех этих словах? (Все начинаются с согласной буквы в).

- С ней-то мы на прошлом уроке и познакомились, что вы знаете про эту букву. (Буква “в” обозначает звуки (в) и (в,), эти звуки согласные, звонкие).

3. Формулирование новой темы.

- А какое слово будет лишним? (Воронеж). Почему? (С заглавной буквы, название города).

- Вот это слово и связано с нашей новой темой. Кто сможет сформулировать тему урока? (Тема нашего урока: “Заглавная буква “В”).

- Давайте поговорим об этой букве. Посмотрите на печатные буквы, чем они отличаются? (Размером).

Физминутка.

- Попробуем изобразить в воздухе большую букву “В”, которую ещё называют заглавной и прописной. Попробуем изобразить в воздухе маленькую букву “в”. Попробуем изобразить в воздухе двумя руками и большую букву, и маленькую.

4. Изучение нового материала.

- Найдите спрятавшуюся букву в картинках. (Бабочка, снеговик, очки, лягушка).

Вот мы и поработали немножко с этой буквой. А для чего же нужна заглавная буква? (Для написания имён собственных).

- Откройте учебник на странице 100 и в верхней части этой страницы найдите слова, написанные с большой буквы. Прочитайте, кто какие слова нашёл.

- Обратимся к первому столбику слов. Прочтём хором. Что общего у этих слов? (Это имена мальчиков, они написаны с большой буквы “В”, в этих словах по два слога, так как в них по 2 гласных).

- Давайте послушаем, как прочтёт ...

- А какое слово среди этих 3 лишнее? (Вова). Почему? (Все согласные твёрдые).

- Покажем это в учебнике. Какой карандаш возьмём? (синий)

- Что вы можете сказать о словах Вадим и Вадик? (Эти слова обозначают одно и то же имя).

- Вадим- это полное имя. Вадик – ласково называют мальчика. Найдём в этих словах мягкие согласные. Сколько их? (Два звука (д,). Что смягчает их? (Гласный звук и).

Переходим ко второму столбику слов.

- Здесь я хотела бы обратить внимание на то, что рядом стоят 2 согласные буквы, и первая буква будет читаться отрывно. Потренируемся в чтении таких сочетаний.

В – ла (дивосток);
в – до (гонку);
в – по (ру);
в – пе (рёд)

- Потренируемся в чтении второго столбика. (1 раз читает сильный ученик, 2 раз читает слабый ученик).

- Что можете сказать про эти слова? (Это имена мальчиков, начинаются с большой буквы).

- Как по-другому называют большую букву? (Заглавная, прописная).

- Что можно сказать про эти слова? (Это одно имя).

- Где же здесь полное имя? (Владислав). В дальнейшем к полному имени добавляют отчество. Как же назвать ласково Владислава? (Владик).

- Прослушайте рассказ, следя за текстом глазами. Для этого возьмите новую карточку. (Читают по предложениям хорошо читающие ученики у доски)

У мамы рос сын Владик.

Рос сынок, рос … и вырос.

Прошли годы, и стал Влад учителем.

Ученики зовут его Владиславом Ивановичем.

Вот так!

Беседа о прослушанном: Как звали мальчика, когда он пошёл в школу? Как стали его звать, когда он вырос?

Задания по прочитанному тексту: Подчеркните карандашом буквы “в”. Поставьте над именами “+”, а над отчеством “++”.

Проверка заданий: В каких словах подчеркнули букву “в” и какую (заглавную или строчную)? Над какими словами поставили 1 “+”, а над какими 2 “+”?

Переходим к третьему столбику слов.

- Прочитаем его. Что вы можете сказать про эти слова?

Власта – имя девочки, так называют девочек в Польше, в Болгарии.

- Возьмите в руки простой карандаш и разбейте слова на слоги. Проверим. Что общего в этих словах? (2 слога).

- Найдите лишнее слово? (Виктор – имя мальчика, Власта - нерусское имя, 2 буква согласная, Вика – меньше всего букв и т.д.).

Молодцы! Внимательны! Каждое слово по-своему может быть лишним.

- Что общего во всех 3 столбиках? (Это имена людей). Какая буква использовалась для написания имён? (Заглавная). Где ещё она может быть использована?

Хором:

Помни, пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря,
И фамилия моя.

- Поупражняемся в чтении имён собственных (с доски):

Волгоград (город)
Воронеж (город, река)
Волга (река)
Венера (планета)
Воронцовка (деревня, река)
Вятка (город)
Венгрия (страна)
Виктория (озеро в Америке)

Задания по прочитанному: Прочтите только города. Прочтите только реки. Прочтите название планеты.

- Итак, мы ещё раз сейчас убедились, что заглавная буква В используется для написания имён собственных.

- Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Кот Василий жил у нас. (шаги на месте)
Он вставал с лежанки в час. (потягивания)
В два на кухне крал сосиски. (на носочках крадутся)
В три сметану ел из миски. (изображение еды)
Он в четыре умывался. (умывание)
В пять по коврику катался. (повороты вокруг себя)
В шесть он ел и слушал сказки. (изображение еды)
В семь он шёл к лежанке спать. (шаги на месте, присесть, изображая сон)
Потому что в час вставать. (встать, потянуться)

5. Продолжение работы над новой темой.

- Как же звали кота? (Василий). Как вы напишите кличку животного? (С большой буквы).

- Значит, клички животных – это тоже имена собственные и пишутся с большой буквы.

- Давайте понаблюдаем за заглавной буквой “В” в тексте. Прочтём название текста. (Наша выставка).

- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чём будет текст. (Дети принесли на выставку разные поделки).

- Давайте проверим наши предположения. Обратите внимание, из скольких частей состоит наш текст. (Я думаю, что в тексте 3 части). Докажите. (3 раза встречается красная строка).

- Прочтём текст. (1 часть читает хорошо читающий ученик; 2, 3 – по слогам читающие дети.

- Кто хочет высказать свои впечатления по рассказу? Оправдались ли наши предположения? Какие слова вызвали у вас вопросы? (Вигвам – это жилище индейцев покрытое шкурой животных. На картинке в учебнике нарисовано).

- Обратите внимание на 3 часть. (В конце стоит многоточие). О чём оно нам говорит? (Текст нужно продолжить).

- Продолжите рассказ. (Родители остались довольны увиденным).

- Ребята, а выставка – это хорошо или плохо. (Хорошо. Родителям приятно, гостям. В классе красиво.)

- Давайте попробуем по нашему рассказу задать друг другу вопросы и проведём конкурс на самого лучшего “Почемучку”.

- Кто из ребят сам нарисовал и написал книгу? Или … др.

- Что сделал Павлик? Кто из ребят работал вдвоём? (Виктор и Владик). Что же они сделали для выставки? Зачитайте в тексте.

- Кто вышил коврик с вигвамом? (Вика).

- Что сделали Клава и Наташа? Зачитайте.

- Молодцы! С каждым днём в классе растёт всё больше и больше “Почемучек”.

- Вспомним, как называется наша тема? (Заглавная буква В). Подчеркните карандашом заглавные буквы в тексте.

- Где же вам встретилась заглавная буква В? (В именах, в начале предложения).

Давайте обобщим наши знания, для чего ещё нужна заглавная буква В?

(Для написания начала предложения).

Физкультминутка.

Если услышите имя собственное – хлопаете, если нет, то подпрыгиваете.

Виктор, ветер, Валя, ведро, витрина, Воронеж, вареник, Волгоград, Виктория, ворона, Василий, дверь, Вова, Владивосток.

6. Проверка полученных знаний.

- Раз вы справились на слух, где строчная буква, а где заглавная, то с заданием, которое вам приготовила сова, справитесь наверняка. Ваша задача – прочитать словосочетания, и на месте пропусков написать большую или маленькую букву в.

- Подойдите к доске (по рядам) и возьмите листочки у совы, работаем самостоятельно.

девочка .аля
железные .илы
город .оронеж
чистая .ода
конь .ерный
сильный .етер

Проверка задания: Прочитайте словосочетания, где вы напечатали заглавную букву В. Какие остались словосочетания с маленькой буквой?

- Сова предлагает вам ещё одно задание – найти слово, которое соответствует данной схеме: О О О О ? Докажите! (вилы).

Вы порадовали не только сову, но и меня.

7. Итог урока.

- Что на уроке вам сегодня запомнилось, о чём бы вы хотели рассказать дома? Какие новые слова узнали? (Власта, вигвам).