Цели:
- Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток в пределах 100.
- Познакомить учащихся с разнообразием небесных тел, пробуждать интерес и довести до сознания учащихся о неразрывной связи человека с космосом.
Оборудование: “Звездное небо” (доска), индивидуальные перфокарты, мозаика “звезды”.
ХОД УРОКА
I. Организационное начало урока
Звучит музыка группы “SPACE”.
– Сегодня мы отправляемся в страну тысячи солнц. В путь отправятся самые внимательные, самые активные и знающие космос ученики.
II. Составление картины звездного неба
Задание 1. Найти многоугольники, которые встретятся в “стране тысячи солнц”.
Задание 2. Все небо разделено на 88 созвездий. Запиши число 88 суммой десятков и единиц (один ученик у доски).
– Можно ли число 88 записать суммой двух двузначных чисел? Приведи примеры.
– Наиболее яркие звезды в созвездии обозначены греческими буквами.
Задание 3. Вспомнить написание греческих букв (альфа, бетта, гамма – обозначить символами в порядке убывания яркости), а менее яркие звезды – латинскими символами.
– А теперь взгляните на едва заметную светлую полосу, которая протянулась через все небо. Это – Млечный путь.
– Почему он называется Млечный? (Потому что он молочного цвета и состоит из многих миллионов звезд, которые сливаются в светлую полосу.)
Игра “Мозаика” (конверты со звездочками, листы синего цветного картона)
Задание 4. Составить узор из звезд на индивидуальных картах звездного неба.
III. Составление ковша. Работа с доской
– Посмотри на часть неба, найди самые яркие звезды.
– Соедини их с помощью линейки. Какой предмет может иметь такую форму? (Ковш.)
– Обведи этот предмет глазами. Из скольких звезд он состоит? (Из семи.)
– Это и есть “Большая Медведица”.
IV. Работа в индивидуальных картах звездного неба
Задание 1. Найти среднюю звезду ручки ковша.
– Это звезда “Мицар”, по-арабски обозначает “Конь”.
Задание 2. Найти чуть заметную рядом с “Мицаром” звездочку.
– Это звезда “Алькор”, по-арабски это значит “всадник”. Считалось, что если человек видит эти две звезды, он может научиться метко стрелять из лука.
V. Закрепление изученного материала
– Продолжим путь, который указывают звезды. Решив выражения, вы узнаете, какая звезда называется компасом.
Задание 1. Реши выражения и запиши ответы в порядке возрастания.
Ответы: 28, 43, 63, 64, 66, 68, 89, 100 – П О Л Я Р Н А Я звезда.
Задание 2. Определи, куда она указывает. (На север)
– Если я буду стоять лицом к Полярной звезде, то …
- за спиной – (юг);
- слева – (запад);
- справа – (восток).
VI. Самостоятельная работа
– Так повелось у нас, что каждому родившемуся человеку соответствует свое созвездие. Решите выражение и узнайте сколько всего созвездий? (12)
Показ написания цифры 12 “в воздухе”. Обвести носом и подбородком эту цифру.
– Назовите свое созвездие, под которым вы родились.
VII. Физминутка
Гаснет свет, в руках у учителя лазерная указка, звучит музыка группы “SPACE”.
– На нашем пути еще одна фантастическая
звезда.
– Навели телескопы (На доске – слово “УДАЧА”).
– Назовите эту звезду!
– Пусть, ребята, она всегда будет с вами!
VIII. Закрепление изученного материала
– Люди каких профессий занимаются изучением звезд и других небесных тел? (Астрономы)
– Какими качествами должен обладать астроном? (Точностью)
Задание 1. Называется имя ученика, а руки поднимают ученики слева и справа.
Задание 2. Написать цифры в тетрадях от 10 до 100 в порядке возрастания, а произносить в порядке убывания.
IX. Самостоятельная работа
Ученикам выдаются перфокарты на сложение и вычитание до 100 с разными по сложности заданиями.
- Красные перфокарты – первой сложности.
- Желтые перфокарты – средней сложности.
- Белые перфокарты – повышенной сложности.
Задание. Решить выражения и обменяться перфокартами. Проверить, и если все правильно, обвести звезду:
- красным цветом – если нет ошибок;
- желтым цветом – если одна ошибка;
- белым цвеом (остается без изменения, не обводится) – если более двух ошибок.
Вывод: Звезды на небе разного цвета, потому что имеют разную температуру:
- Красная звезда – “Альдебаран”, она находится в созвездии Тельца.
- Желтая звезда – “Капелла”, она примерно такая же, как наше Солнце.
- Белая звезда – “Сириус”, она горячее Солнца.
Х. Продолжим космический путь
Задание 1. Выполнить вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой.
а = 0, 1, 3, 4, 7, 10
Ответы: х = 18, 24, 36, 6, 24, 42
– Как называются эти числа? (Четные)
– Что вы знаете о четных числах?
Задание 2. Подумай и нарисуй стрелку, которая укажет направление пути к планете Земля.
Ответ:
XI. Задача
На планету Земля отправились ученики 2А класса. Из них 9 мальчиков, а девочек в два раза больше. Сколько всего ребят в классе?
а) Разбор задачи, запись краткого условия.
б) Самостоятельное решение задачи.
– Мы с вами на планете Земля! Как вы думаете, что ближе к Земле, планеты или звезды? (Звезды)
– Что такое звезда? (Звезда – громадный раскаленный газовый шар.)
XII. Игра
Задание 1. Распредели по группам и назови:
- 1-й ряд – спутники;
- 2-й ряд – планеты;
- 3-й ряд – звезды.
(Солнце, Земля, Луна, Юпитер, Полярная, Марс, Андромеда, Венера, Вега, Плутон, Мицар, Алькор …)
– Прекрасное волшебное путешествие в мир далеких солнц закончено.
Задание 2. Если вы успешно поработали и удачно побывали в Стране тысячи солнц, то встаньте …
XIII. Итог урока
– Где мы с вами побывали? (В Стране тысячи солнц.)
– А что же это за тысячи солнц? (Тысячи солнц – это звезды.)
– А с числом 1000 мы познакомимся на следующем уроке!