Урок-путешествие по теме: "Путешествие в страну тысячи солнц". Математика. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток в пределах 100.
  • Познакомить учащихся с разнообразием небесных тел, пробуждать интерес и довести до сознания учащихся о неразрывной связи человека с космосом.

Оборудование: “Звездное небо” (доска), индивидуальные перфокарты, мозаика “звезды”.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

Звучит музыка группы “SPACE”.

– Сегодня мы отправляемся в страну тысячи солнц. В путь отправятся самые внимательные, самые активные и знающие космос ученики.

II. Составление картины звездного неба

Задание 1. Найти многоугольники, которые встретятся в “стране тысячи солнц”.

 

Задание 2. Все небо разделено на 88 созвездий. Запиши число 88 суммой десятков и единиц (один ученик у доски).

– Можно ли число 88 записать суммой двух двузначных чисел? Приведи примеры.

– Наиболее яркие звезды в созвездии обозначены греческими буквами.

Задание 3. Вспомнить написание греческих букв (альфа, бетта, гамма – обозначить символами в порядке убывания яркости), а менее яркие звезды – латинскими символами.

– А теперь взгляните на едва заметную светлую полосу, которая протянулась через все небо. Это – Млечный путь.

– Почему он называется Млечный? (Потому что он молочного цвета и состоит из многих миллионов звезд, которые сливаются в светлую полосу.)

Игра “Мозаика” (конверты со звездочками, листы синего цветного картона)

Задание 4. Составить узор из звезд на индивидуальных картах звездного неба.

III. Составление ковша. Работа с доской

– Посмотри на часть неба, найди самые яркие звезды.

– Соедини их с помощью линейки. Какой предмет может иметь такую форму? (Ковш.)

– Обведи этот предмет глазами. Из скольких звезд он состоит? (Из семи.)

– Это и есть “Большая Медведица”.

IV. Работа в индивидуальных картах звездного неба

Задание 1. Найти среднюю звезду ручки ковша.

– Это звезда “Мицар”, по-арабски обозначает “Конь”.

Задание 2. Найти чуть заметную рядом с “Мицаром” звездочку.

– Это звезда “Алькор”, по-арабски это значит “всадник”. Считалось, что если человек видит эти две звезды, он может научиться метко стрелять из лука.

V. Закрепление изученного материала

– Продолжим путь, который указывают звезды. Решив выражения, вы узнаете, какая звезда называется компасом.

Задание 1. Реши выражения и запиши ответы в порядке возрастания.

Ответы: 28, 43, 63, 64, 66, 68, 89, 100 – П О Л Я Р Н А Я звезда.

Задание 2. Определи, куда она указывает. (На север)

– Если я буду стоять лицом к Полярной звезде, то …

  • за спиной – (юг);
  • слева – (запад);
  • справа – (восток).

VI. Самостоятельная работа

– Так повелось у нас, что каждому родившемуся человеку соответствует свое созвездие. Решите выражение и узнайте сколько всего созвездий? (12)

Показ написания цифры 12 “в воздухе”. Обвести носом и подбородком эту цифру.

– Назовите свое созвездие, под которым вы родились.

VII. Физминутка

Гаснет свет, в руках у учителя лазерная указка, звучит музыка группы “SPACE”.

– На нашем пути еще одна фантастическая звезда.
– Навели телескопы (На доске – слово “УДАЧА”).
– Назовите эту звезду!
– Пусть, ребята, она всегда будет с вами!

VIII. Закрепление изученного материала

– Люди каких профессий занимаются изучением звезд и других небесных тел? (Астрономы)

– Какими качествами должен обладать астроном? (Точностью)

Задание 1. Называется имя ученика, а руки поднимают ученики слева и справа.

Задание 2. Написать цифры в тетрадях от 10 до 100 в порядке возрастания, а произносить в порядке убывания.

IX. Самостоятельная работа

Ученикам выдаются перфокарты на сложение и вычитание до 100 с разными по сложности заданиями.

  • Красные перфокарты – первой сложности.
  • Желтые перфокарты – средней сложности.
  • Белые перфокарты – повышенной сложности.

Задание. Решить выражения и обменяться перфокартами. Проверить, и если все правильно, обвести звезду:

  • красным цветом – если нет ошибок;
  • желтым цветом – если одна ошибка;
  • белым цвеом (остается без изменения, не обводится) – если более двух ошибок.

Вывод: Звезды на небе разного цвета, потому что имеют разную температуру:

  • Красная звезда – “Альдебаран”, она находится в созвездии Тельца.
  • Желтая звезда – “Капелла”, она примерно такая же, как наше Солнце.
  • Белая звезда – “Сириус”, она горячее Солнца.

Х. Продолжим космический путь

Задание 1. Выполнить вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой.

а = 0, 1, 3, 4, 7, 10

Ответы: х = 18, 24, 36, 6, 24, 42

– Как называются эти числа? (Четные)

– Что вы знаете о четных числах?

Задание 2. Подумай и нарисуй стрелку, которая укажет направление пути к планете Земля.

Ответ:

XI. Задача

На планету Земля отправились ученики 2А класса. Из них 9 мальчиков, а девочек в два раза больше. Сколько всего ребят в классе?

а) Разбор задачи, запись краткого условия.
б) Самостоятельное решение задачи.

– Мы с вами на планете Земля! Как вы думаете, что ближе к Земле, планеты или звезды? (Звезды)

– Что такое звезда? (Звезда – громадный раскаленный газовый шар.)

XII. Игра

Задание 1. Распредели по группам и назови:

  • 1-й ряд – спутники;
  • 2-й ряд – планеты;
  • 3-й ряд – звезды.

(Солнце, Земля, Луна, Юпитер, Полярная, Марс, Андромеда, Венера, Вега, Плутон, Мицар, Алькор …)

– Прекрасное волшебное путешествие в мир далеких солнц закончено.

Задание 2. Если вы успешно поработали и удачно побывали в Стране тысячи солнц, то встаньте …

XIII. Итог урока

– Где мы с вами побывали? (В Стране тысячи солнц.)

– А что же это за тысячи солнц? (Тысячи солнц – это звезды.)

– А с числом 1000 мы познакомимся на следующем уроке!