Цели урока:
- обобщить знания детей о транспорте;
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- повторить понятия “бусины в цепочке”, “ложно”, “истина”, “не имеет смысла”.
Оборудование: фотографии, рисунки различных видов транспорта, игрушечные машины, учебник информатики (авторы: А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко), учебник “Мир вокруг нас” А.А. Плешакова.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
– У вас на столе лежат фотографии и картинки с различными видами транспорта. Для чего люди придумали эти машины?
– Какие машины перевозят людей?
– Какие машины перевозят грузы?
– Мы пользуемся автобусом, трамваем, метро, чтобы в городе добраться до нужного нам места; едем поездом, плывём на пароходе, летим самолётом в другие города. А сколько приходится перевозить различных грузов по железным, шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам! В больших городах много разных видов транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? (Троллейбусы, такси, трамваи, автобусы, грузовые и легковые автомобили.)
– А чем мы пользуемся для передвижения между городами, посёлками? (Пригородные и дальнего следования пассажирские поезда, товарные поезда, междугородние автобусы.)
– Назовите воздушный транспорт.
– Назовите морской, речной транспорт.
На доске схема:
Комментирую каждый вид транспорта, дети приводят примеры, находят картинки с этим видом транспорта.
- Наземный транспорт – этот транспорт передвигается по земле (автобус, троллейбус, различные машины и т.д.).
- Водный транспорт – транспорт по воде (морской, речной – катера, теплоходы).
- Воздушный транспорт – транспорт для передвижения по воздуху (самолёты, вертолёты).
– А что такое подземный транспорт? (Транспорт для передвижения под землёй – метро.)
Комментирую и дополняю ответы детей.
– Одни виды транспорта перевозят людей, другие – грузы. Потому транспорт можно также разделить на пассажирский, который служит для перевозки людей, и грузовой, который служит для перевозки грузов. Ещё есть специальный транспорт. О нем мы прочитаем в учебнике на стр. 115.
На доске появляется схема:
Дети приводят примеры всех видов транспорта, выбирают картинки и фотографии этих видов.
– А сейчас посмотрите на схему в учебнике на стр.114. Как же Серёжа разделил весь транспорт? (На личный и общественный.) Что это значит?
III. Закрепление изученного
– Откройте тетради по информатике на стр. 23, задание 1. Какие машины изображены на картинке? К каким видам транспорта относятся эти виды транспорта? Прочитайте задание. Какие понятия нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Бусины в цепочке, истинные и ложные утверждения.) Попробуйте выполнить это задание.
Разбор выполненных заданий, работа над ошибками, допущенными в задании.
IV. Итог урока
– С какими видами транспорта мы познакомились
на уроке?
– На какие группы можно разделить транспорт?
V. Домашнее задание
Стр.114–117 прочитать и пересказать.