Даль степей сквозная,
Гор простор орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный!
(В. Подкопаев).
Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть одним из самых ярких впечатлений детства станет знакомство со своей малой родиной.
Интеллектуальная игра.
“Живешь ты в станице Кавказской”.
Цели: расширить знания учащихся по истории своей станицы, воспитывать патриотизм и любовь к своей малой родине.
1. Организация учащихся.
Класс делится на 3 команды. Каждая команда выбирает командира.
2. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Мы с вами живем в прекрасном уголке России – Краснодарском крае. Кубань – житница России, Кубань – здравница России. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей). А сегодня мы поговорим о нашей малой родине.
3. Детям предлагается кроссворд.
- Великий русский поэт, посетивший станицу 9 августа 1820 г.
- Имя царицы, приказавшей казакам поселиться на Кубани.
- Какое здание видно в любой точке станицы?
- Наш второй дом.
- Что угрожает жителям ближних к Кубани улиц?
- Кто по приказу Екатерины II заселил правый берег Кубани для несения пограничной службы?
- Великий русский полководец, который 1778 г. строил Кубанскую линию укрепления.
- Какую форму приказано было носить кубанским казакам с 1824 года?
- Река, давшая название всей территории Краснодарского края.
- Крутой берег, обрыв.
Ответы:
1. Пушкин
2. Екатерина.
3. Церковь.
4. Школа.
5. Обвал.
6. Казаки.
7. Суворов.
8. Черкеска.
9. Кубань.
10.Яр.
-Какое слово получилось? (Кавказская).
4. Исполняется песня “Кавказская юбилейная”.
I.
Буйный ветер гулял по курганам степным,
И взлетали орлы в облака
Расстилая костров пламенеющий дым,
Под горою шумела река.
Припев.
Кавказская – казачья станица,
Кубань, Кубань, родные берега.
Высокие хлеба, весенние зарницы
И славные походы на врага.
II
Два столетья за плечи станице легли
И растаяли дымкой во мгле.
Здесь фашистские орды могилы нашли,
На кубанской казачьей земле.
Припев: тот же.
III
От ударов копыт шлях дрожал и стонал.
Словно монолит, сабли в бою –
То казачий народ караулы держал,
Охраняя станицу свою.
Припев: тот же.
IV
Над станицею яркое солнце встает.
Ожидают поля казака.
Что же тебе пожелать, наш станичный народ.
Боже дай тебе мир на века!
Припев: тот же.
5. Когда же основана наша станица?
Ответить на этот вопрос вам поможет тест “Когда же это начиналось?”
A) На правом берегу Кубани существовало несколько крепостей, редутов. Когда они заселялись казаками?”
1- летом 2-зимой 3-осенью 4-весной
Б) Станица занимала четырехугольник, распланированный на 5-ти улиц, обращенных задами к спуску к Кубани, всего ...усадеб.
1-200 | 5 - 372 |
2-148 | 6 - 840 |
3-312 | 7-216 |
4-618 | 8-502 |
B) Самое большое однозначное число. 9
Г) Кубанские казаки обзавелись всем для домашнего обихода, привыкли к тревогам, но самым трудным для станичников было...
1- установить расположение улиц;
2- нападение на “голоухих”;
3- постройка вала;
4- снабжение водой из Кубани.
6. Игра “Третий лишний”.
-Из перечисленного убери то, что является лишним, и объясни:
а) хлеб, рыба, йогурт;
б) печь, кресло, лавка;
в) бревно, дрель, топор.
7. Конкурс “Кто больше?”
- Составьте слова из слова: поселенцы.
(Поле, село, солнце, осы, пел, сон, лес, цены, осел, сено, нос.)
8. Игра “Составь 10 имен из данных слогов и букв ”
(Каждая команда получает конверт со слогами и буквами.)
-Это все ваши товарищи, одноклассники, друзья. Они рядом с вами учатся, живут.
- А как учились раньше ребята в нашей станице Кавказской? Как обучали их?
[Работа с книгой Б. К. Устинова “Очерки истории станицы Кавказской” с.37]
-Прочитайте внимательно о станичной школе. Что вы узнали об этом?
Вывод: учили детей в первой станичной школе безрадостно и жестоко, дети учились чему-нибудь и как-нибудь.
Дети читают свои сочинения на тему: “Какую школу я хочу построить”.
9. Конкурс “Как я знаю свою станицу”.
-Напишите, какие улицы есть в нашей станице.
10. Выставка рисунков подготовленных учащимися дома к внеклассному занятию.
11. Подведение итогов.
12. Исполняется песня “Мастер дела своего”.