Тема “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели:
- познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
- обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
- выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
- формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
- участвовать в конкурсах;
- развивать артистические способности;
- воспитывать умение видеть красоту окружающего;
- работать над техникой чтения;
- расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
- воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Оформление кабинета.
Портрет А.С.Пушкина; родословная поэта; иллюстрации к сказкам. Цитата поэта “Что за прелесть эти сказки! Каждая из них-поэма”; “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”
Высказывания писателей и поэтов об основоположнике русской поэзии. Журнальный столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо, книги; реквизиты и костюмы для инсценировок; корзинка с орешками; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник “Маленькая дверь в большой мир” 1 часть (авт. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)
До звонка на урок звучит фонограмма “Как упоительны в России вечера”
Ход урока.
1. Организационный момент
Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
- Упражнения для языка (вращение, “маятник”)
- Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)
- “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)
Выполняем упражнения на развитие дикции:
произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).
2. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фонограмма “Как упоительны в России вечера”, на фоне музыки
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной. (Л.Преображенская)
Музыка продолжается громче
Выходят мальчик и две девочки в белых бальных платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя присутствующих. Дети садятся.
Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина.(Показывается портрет) Прочитайте тему урока.
3. Информация об авторе
Звучит “Вальс” Штрауса
Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
4. Конкурс
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним эти сказки.
Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.
*В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
Этими непростыми орешками поделилась с вами Белочка.
Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос Белочки.
Звучит “Вальс” Штрауса.
Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают на вопросы.
* Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)
* В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
* Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?
(“Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок”.)
* Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна.)
* Где встретились поп и Балда? (На базаре.)
Белочке очень понравилось, ребята, как вы отвечали на вопросы, и решила преподнести вам сюрприз (раздаются грец. орехи)
5.Чтение сказки А.С.Пушкина.
Итак, домовой Афанасий Федорович приглашает вас, ребята, к чтению.
Откройте, пожалуйста, стр. 30.
А) Работа с текстом до чтения.
У.- Прочитайте название произведения
Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”
У.- Из чего ясно, что это сказка.
Д.- Из заголовка
У.- Что еще можно узнать из заголовка?
Д.- О героях. Рыбак и рыбка.
У.- Кто изображен на иллюстрации?
Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.
У.- Где будут происходить события
Д.- Около моря
У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Чтение с комментированием
Читает учитель, дети отмечают карандашом ключевые слова по ходу чтения.
Звучит музыка.
1 ЧАСТЬ (стр. 30-31)
Словарная работа идет по ходу чтения.
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная
Откуп - плата
Простофиля - глупый, несообразительный человек
Вопросы после прочтения.
*** Где жили старик со своею старухой?
*** Как жили?
*** Сколько лет?
*** Чем занимался старик? А старуха?
*** Найдите, ребята сказочную примету
(Трижды закинул невод в море)
*** Еще есть сказочная примета?
(Золотая рыбка)
*** Где в ее словах обращение? Найдите.
(Отпусти ты, старче, меня в море)
*** Как разговаривает старик?
(Ласково, тепло)
*** А как он рассказывает о чуде старухе?
(С удивлением)
*** Как предстает море поначалу? Найдите.
(Как безбрежный синий простор)
*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?
(Она забранила)
*** Определите тон чтения.
(Спокойный)
2 ЧАСТЬ
Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”
Кликать - звать
Пуще - больше
Корысть - выгода
*** Что просила старуха в первый раз?
(Корыто)
Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.
Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет
*** Что заметил старик в этот раз?
(Море слегка разыгралось)
*** Что теперь захотелось старухе?
(Избы)
*** Как менялось море? Найдите.
(Помутилося синее море)
Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
*** Какими словами обращается старик к рыбке?
(“Смилуйся, государыня рыбка”)
*** Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во
второй раз?
(“Разбранила меня моя старуха…”
“ Избу просит сварливая баба…”)
6.ФИЗМИНУТКА
Чтобы старик не отчаивался, давайте мы его поддержим.
(Дети танцуют под песню “ Задумал да старый дед”) исп. Н.Кадышева
3 ЧАСТЬ
Чтение по ролям.
*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?
Найдите ответ в тексте.
(“ Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…”)
Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак
Старуха вздурилась.
Словарь. Чупрун- чуб
Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.
Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.
4. ЧАСТЬ.
Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.
*** Кем захотела теперь быть старуха?
(Вольною царицей)
*** Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)
5 ЧАСТЬ
Чтение вполголоса. Анализ содержания.
*** Как встретило море?
(Почернело синее море)
Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.
Но что было делать?
Знал, что все равно приведут его сюда силой.
Просмотр фрагмента из видеофильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”
Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:
“ Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!”
6 ЧАСТЬ
Громкое чтение. Обмен впечатлениями.
Властолюбие ненасытно.
И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей” - уселась на трон в роли царицы. На время.
*** А почему народ над старичком насмеялся и говорил
“Не садися не в свои сани!”
Когда так говорят?
(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)
Словарь. Невежа
7 ЧАСТЬ
Начало читают дети по учебнику
Далее просмотр фрагмента из видеофильма.
*** Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?
(Черную бурю)
Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
*** Почему?
(Потому что милость небезгранична)
Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
Чтение сказки завершено.
*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
(За жадность)
*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?
(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)
*** Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?
(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует ее на большее зло).
Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.
*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?
(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).
*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.
(Море)
А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.
А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания
На земле - от корыта до царского сана
На море - от синей безбрежности до черной бури.
*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?
(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)
7 Подведение итогов урока.
*** Какой же урок извлекли вы из сказки?
(Остался у разбитого корыта.
Все потерял, что было. Остался ни с чем.)
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки; работать над архаизмами. Написать мини сочинение(5-6 предл.)
Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили
Золотую рыбку?
Почему?
8.Заключительная часть урока.
Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах.
Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.
Финальная песня.
Сказки Пушкина. (сл. и муз. О.Ященко)
Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!
Благодарю всех ребят за активное участие на уроке, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего самого доброго. До встречи!