Мысли вслух об управлении…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Хочется поделиться своими мыслями и опытом работы в управлении дошкольным учреждением с коллегами, высказать несколько слов вслух…

Я работаю заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения

“ Детский сад № 1” п. Емельяново пятый год, в педагогике с 1986 года. До назначения на должность отработала в этом же детском саду музыкальным руководителем 4 года и знала, куда иду, знала всех педагогов детского сада, на кого из них я могу опереться, знала разные стороны нашей детсадовской жизни: и хорошие, и плохие.

Часто спрашиваю себя, что значит для меня моя работа, мой детский сад? Я хочу, чтобы наше учреждение имело свое лицо, свое имя, чтобы оно всегда было наполнено детскими голосами, счастливым смехом, улыбками, чтобы каждый ребенок рос и развивался в соответствии с его потребностями и желаниями родителей, чтобы каждый член коллектива чувствовал себя личностью. Если работаешь с душой, со знанием дела, преодолевая все преграды, когда твои успешно реализованные дела помогают тем, кто идет за тобой, – это смысл моей работы.

“Идти вперед – значит потерять душевный покой. Остаться на месте – значит потерять себя”.

Самое важное условие моей успешной работы – это надежный, сплоченный коллектив педагогов и сотрудников д/сада, на который я в любую минуту могу опереться.

Моя основная формула работы, которой я придерживаюсь всегда и везде, заложена в словах французского просветителя, правоведа, философа и писателя Шарля Луи Монтескье: “Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением, не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними”. Чтобы не делал мой коллектив: будь то текущий ремонт, высадка рассады в цветнике или покраска оборудования на участке, я всегда и всюду с ним. Люди чувствуют это, и ко мне идут со своими бедами и радостью, успехами и неудачей. Мы всегда вместе.

Семь нот лежат в основе творчества любого композитора. Из них создаются и этюды, и пьесы, и арии, и симфонии. Зачаровывая слушателя, бесконечно льется мелодия, в основу которой положены всего семь нот. Так в основу моей формулы успеха заложены “семь нот”:

До – надежность и устойчивость (стабильность управления при различных воздействиях внешней и внутренней среды);

Ре – оперативность и гибкость (быстрота разрешения организационных проблем);

Ми – экономичность (рациональное использование ресурсов – материальных, финансовых, людских);

Фа – целеустремленность (ориентация на достижение целей организации);

Соль – ориентированность в будущее (ориентация на развитие организации);

Ля – стиль и характер (влияние управления на коллектив);

Си – самосовершенствование компетентности (психологическая, педагогическая, организационная).

Этот прочный фундамент дает хорошие, положительные плоды.

 Всколыхнуть мыслью-искоркой умы подчиненных, увлечь нужной и интересной идеей весь коллектив – это особая роль лидера в учреждении. Для нашего д/с последние два года работы были рывком. За этот период практически каждый педагог прошел несколько курсов повышения квалификации. Детский сад прошел аттестацию, получил государственную аккредитацию. Из шести педагогов – трое заочно обучаются в Красноярском государственном педагогическом университете. Расширяется поле деятельности, возрастает уровень профессиональных интересов. Хочется отметить у педагогов высокий уровень мотивации и повышенную степень взаимопомощи друг другу.

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование вообще, и дошкольное образование, в частности. В процессе социально-экономического переустройства России идет постоянное изменение и обновление законодательной и нормативно-правовой базы. Система образования как составная часть социальной сферы должна адекватно реагировать на постоянно обновляющуюся совокупность законов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Сегодня, в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, характер управления процессами функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения определяют положенные в основу его деятельности важнейшие принципы демократизации и самостоятельности. В пункте 6 статьи 2 Закона “Об образовании” предусматривается самостоятельность ДОУ в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, определении организационной структуры управления, научной, кадровой, финансовой и хозяйственной политики. Дошкольное учреждение вправе самостоятельно создавать не противоречащие законодательству России локальные акты и правовую базу для своей деятельности, устанавливать необходимое количество локальных нормативных актов, исходя из разных типов, видов, статуса учреждения, других организационно-правовых форм, а также сложившейся практики работы.

Руководитель учреждения, играющий ключевую роль в организации управленческой деятельности дошкольного учреждения, ее документировании, обязан обеспечить нормативную основу его функционирования в соответствии с современными требованиями. Успешность этого процесса во многом зависит от профессионализма руководителя, его знания законодательной и нормативно-правовой базы дошкольного образования, психологии управления, маркетинга, менеджмента, экономики, умения обеспечивать организационно-правовое функционирование и развитие учреждения и разрабатывать документы определенной направленности и назначения, ведения делопроизводства.

В процессе формирования нормативной основы функционирования дошкольного учреждения каждый руководитель в своей управленческой деятельности должен руководствоваться следующими документами организационной направленности:

1) решением вышестоящих организаций о создании дошкольного образовательного учреждения (приказ);

2) договором между Учредителем и образовательным учреждением (статья 11 Закона “Об образовании” №194-ФЗ);

3) свидетельством о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения;

4) уставом учреждения (статья 13 Закона РФ “Об образовании” №194-ФЗ);

5) свидетельством о государственной регистрации (статья 12 Закона РФ “Об образовании” №194-ФЗ, Федеральный закон “О государственной регистрации” №129-ФЗ);

6) лицензией на право ведения образовательной деятельности;

7) контрактом и свидетельством на право оперативного управления земельным участком и зданием (статья 48, 51 ГК РФ);

8) свидетельством о присвоении ИНН (статья 19 НК РФ);

9) свидетельством о регистрации территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ (ПРФ), Фонда социального страхования РФ (ФСС).

В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка локальных документов и их оформление является одним из аспектов управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

“Локальный” (книжн.). Местный, не выходящий за определенные пределы. (“Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова)

В литературе по управленческой деятельности дано следующее определение локального акта – это документ, который:

- разрабатывается и принимается к исполнению администрацией и коллегиальным органом самоуправления в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами в рамках учреждения;

- содержит нормы трудового права;

- направлен на обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения.

Локальные акты юридически обеспечивают упорядоченность всей деятельности учреждения, придают юридическую силу органам самоуправления и дают возможность развитию Управляющего коллектива.

В соответствии со статьей 8 ТК РФ руководитель вправе принимать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции, которые не противоречат законам или иным нормативно-правовым актам. Любой локальный нормативный акт, принимаемый в учреждении, подлежит правовой экспертизе. При подготовке локальных актов соблюдаются требования, обеспечивающие юридическую силу документов. Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:

- его компетенцией и функциями;

- кругом управленческих действий;

- порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)

- характером взаимодействия между образовательным учреждением и другими организациями.

Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.

В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.

Очень много литературы по данному вопросу. Предлагаю список литературы, который может быть полезен как для начинающих руководителей, так и для опытных, у которых возникают проблемы при разработке и формировании нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование ДОУ. Использование готовых образцов локальных актов позволит им сократить время на их разработку и в основном сосредоточить внимание на деталях и нюансах, связанных с управлением конкретного учреждения.

В литературе предложены образцы и варианты базовых локальных актов ДОУ, регламентирующих его деятельность:

- Устав;

- договор с Учредителем;

- приказы и распоряжения заведующего;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- коллективный договор;

- положение о премировании, надбавках и доплатах;

- трудовой договор;

- договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями);

- положение о Попечительском совете;

- положение о Педагогическом совете;

- положение о родительском комитете;

- положение об аттестационной комиссии;

- инструкция об охране жизни и здоровья детей;

- штатное расписание.

Сегодня руководитель встает перед необходимостью осуществления целого ряда новых функций управления – разработки стратегически необходимых для учреждения документов.

Современный руководитель должен уметь создавать факторы эффективного развития своего учреждения в ходе совместной творческой деятельности в коллективе и использовать уже сполна имеющийся опыт работы коллег. Опыт работы по этому направлению управленческой деятельности предлагаю вашему вниманию в данной литературе:

  1. “Базовые локальные акты дошкольного образовательного учреждения” сборник документов и материалов. Авт.-сост.: Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, М.Б.Зуйков, Т.С.Ладога.
  2. “Практическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений” образование в документах и комментариях. Авт.-сост. Г.Л.Фриш.
  3. “Делопроизводство в образовательном учреждении” справочник.
  4. Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко. “Управление дошкольным образованием”.
  5. Л.Н.Погребняк. “Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты”
  6. Г.Л.Фриш “Устав ДОУ”.
  7. “Дошкольное образование России в документах и материалах” редактор-составитель Т.И.Оверчук.
  8. Н.А.Копылова, Н.В.Микляева. “Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ” методическое пособие.
  9. Л.И. Лукина. “Номенклатура дел и приказы в ДОУ”.
  10. Л.И.Лукина. “Локальные акты в ДОУ”.
  11. В.В.Маскин. “Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации” (сборник документов и материалов).