Использование информационных технологий на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, проверить уровень знаний учащихся по данной теме;
  • Развивающие: продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы обучения: индивидуальная.

Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Имя существительное”.

Методы: частично-поисковый, словесный.

Оборудование урока:

  • Компьютеры
  • Тест
  • Дидактический материал

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя:

Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвистика, где Язык является могущественным, храбрым королем. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. В ее подчинении находятся разные маленькие страны: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие. Мы с вами совершим путешествие в чудное место, в удивительную страну. Но чтобы туда попасть, нужно угадать ее название, и тогда ворота будут для нас открыты.

Создание проблемной ситуации.

Отгадай “Кто я?”

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике.

Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Я обозначаю предмет и отвечаю на вопросы кто? что?
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Обзорная экскурсия по стране Существительное.

Всех гостей страны ждут интересные задания. Во время путешествия вы сможете посетить города Одушевленных и Неодушевленных, а также Нарицательных и Собственных существительных; побывать на острове Синтаксис; с пользой провести время в Морфологической области, переплыть море Орфограмм. В добрый путь!

Работа на компьютере (приложение 1)

4. Физкультминутка (специальные упражнения для снятия напряжения и отдыха для глаз). (2 мин.)

В конце путешествия посещение великолепного замка. Это замок-тест, в котором каждого гостя ждет подарок. Но подарки все получат разные. Чтобы получить отличный подарок, надо хорошо постараться выполнить все задания.

Тест на компьютере (приложение 2).

1) Имя существительное - это:

  1. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?
  2. часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?
  3. часть речи, которая отвечает на вопрос какой? чей? который?
  4. слова, которые в предложении являются подлежащими

2) Имена существительные изменяются:

  1. по родам, числам и падежам
  2. по числам и падежам
  3. по лицам и числам
  4. по родам, падежам и лицам

3) Нарицательные существительные - это те, которые:

  1. называют единичные предметы
  2. отвечают на вопрос кто?
  3. называют однородные предметы
  4. отвечают на вопрос что?

4) Собственными являются существительные, которые:

  1. отвечают на вопрос что?
  2. называют единичные предметы
  3. называют однородные предметы
  4. отвечают на вопрос кто?

5) Одушевленным существительным является:

  1. дерево
  2. народ
  3. снеговик
  4. небо

6) Неодушевленным существительным является:

  1. (воздушный) змей
  2. кукла
  3. дуб

мертвец

7) Собирательные имена существительные имеют форму:

  1. только единственного числа
  2. только множественного числа
  3. единственного и множественного числа
  4. не имеют числа

8) В каком ряду все существительные 3 склонения:

  1. окно, стекло, театр
  2. меч, рощ, задач
  3. ночь, дочь, часть
  4. дом, тетя, сын

9) В каком ряду все существительные общего рода:

  1. кошка, змея, птица
  2. теленок, слоненок, козленок
  3. неряха, соня, обжора
  4. окно, рева, дом

10) Эти существительные имеют форму только единственного числа:

  1. невежество, легкомыслие, певучесть
  2. кактус, ромашка, пальма
  3. устройство, утверждение, соглашение
  4. общежитие, ножницы, бумага

В каком ряду все имена существительные 1 склонения:

  1. в небе, около окна, от стола
  2. без лошади, от матери, около площади
  3. В толпе, с дядей, от папы
  4. с тетей, от дяди, около дома

12) Укажите разносклоняемое существительное:

  1. с армией
  2. под зданием
  3. над пламенем
  4. над крышей

13) Суффикс -чик- пишется после согласных:

  1. д, т, з, с, ш
  2. д, т, з, с, ж
  3. д, п, з, с, ж
  4. д, т, з, с, в

14) В каком ряду во всех словах перед суффиксом надо писать ь:

  1. угол...щик, кровел...щик
  2. угон...щик, времен...щик
  3. заговор...щик, набор...щик
  4. разнос...чик, доклад..чик

15) В каком ряду у существительных в окончании пишется буква е:

  1. по дорог..., жить на чужбин.., записать в тетрадк...
  2. через трудност..., после ноч..., в песк...
  3. указать в заявлени..., сошел с пристан..., от ночной сырост...
  4. по алле..., к стен..., от ненавист...

 16) Во множественном числе этих существительных надо писать букву а (я) :

  1. бухгалтер..., торт...
  2. офицер.., слесар...
  3. голос..., сторож...
  4. шофер..., помидор... .

17) В суффиксе этих существительных надо писать букву ч:

  1. пилорам...ик, барабан...ик, камен...и
  2. бетон...ик, гон...ик, бан...ик
  3. смаз...ик, рез...ик, разнос...ик
  4. груз...ик, бан...ик, докдад..ик

18) В каком ряду в суффиксах существительных надо писать букву и:

  1. мешоч..к, ключ..к, василеч..к
  2. росточ...к, уголоч...к, ореш...к
  3. цветоч...к, кулеч...к, пирожоч..к
  4. рубч...к, зубч...к, колокольч...к

19) В каком ряду в суффиксах существительных пишется буква о:

  1. бараш...к, реч...нька, дорож...нька
  2. руч...нка, смыч...к, флаж..к
  3. овраж...к, голубоч..к, ореш...к;
  4. зайч...нок, бельч...нок, платоч...к.

20) В каком ряду не пишется с существительными слитно:

  1. (не) правда, а ложь; показал (не) терпение, а слабость
  2. (не) удовлетворенность итогами; горькая (не) воля
  3. (не) друг, а враг; (не) вежда
  4. (не) погода; (не) горе, а радость

21) В каком ряду во всех существительных после Ц пишется Ы

  1. птиц..., ц...ленок, огурц...
  2. ц...рк, синиц..., ц..ркуль
  3. леденц..., ц...ц, ц...нк
  4. ц...ган, на ц...почках, ц...новка

После того, как выполнены все задания, на экране монитора появляется отметка и процентное соотношение.

5. Итог урока.