Использование кейс-технологий на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание “фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Краткая справка. Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Тема урока: Право на образование. Курс “обществознание”, 9 класс

Цели педагогической деятельности:

1. Подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, взаимосвязи права на образование и обязанности получить общее среднее образование;

2. Развивать умения:

  • организовать своих знаний и упорядочить их,
  • создавать свои собственные приёмы обучения,
  • принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;
  • отстаивать свои права.

3. Воспитывать:

  • способность брать на себя ответственность;
  • толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.

Основные понятия:

  • Право, обязанность, право на образование, права ребёнка.
  • Доступность образования, бесплатность образования.

Литература.

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Европейская конвенция о защите прав человека.
  • “Права человека”. Пермь. “Здравствуй”. 2000г.

Раздаточный материал:

  • кейс с вопросами – 25 штук;
  • листы, пронумерованные с характеристиками;
  • игровое табло (ватман А1)
  • жетоны для распределения по группам ;
  • маркеры – 4 шт.;
  • ватман А3 для экспресс-опроса.

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.

2. Экспресс-опрос “Права и обязанности”.

3. Цели урока (определяют дети).

4. Фронтальная беседа.

5. Работа с кейсом. Анализ.

6. Домашнее задание.

7. Ролевая игра “Приём в школу”.

8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн).

Ход урока

1. Организационные моменты.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.

Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой. Учитель определяет 2 человек (счётная группа) для контроля за временем работы и заполнением игрового табло.

2. Экспресс-опрос “Права и обязанности”. Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты заполняют лист, разделённый на 2 части: права – обязанности. Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь. Счётная группа подсчитывает количество ответов каждой группы и вносит их количество в игровое табло.

3. Цели урока.

Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока (записана на доске).

  • Какова актуальность заявленной темы?
  • Актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы?
  • Почему?
  • Есть ли у вас проблема в реализации данного права?

4. Фронтальная беседа.

Учитель:

  • Что вам известно о праве на образование?
  • Где, от кого вы узнали о своём праве на образование?
  • Где зафиксировано это право?
  • Кем?
  • Приходилось ли вам отстаивать своё право на образование?

Прошу послушать историю, которая произошла в г. Челябинске.

5. Работа с кейсом.

Подготовленный ученик рассказывает реальную историю.

Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…

  • Какое право нарушено?
  • На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
  • Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);
  • Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
  • Кто обязан это сделать?

Работа в группах с документами, разрешение поставленной проблемы, позиционный анализ. Во время беседы (дискуссии) учитель кладёт жетоны на стол. Счётная группа прикрепляет их на игровое табло.

Группа Количество индивидуальных ответов Характеристика работы группы
1    
2    
3    
4    

Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование? (Зачитывает реальное решение суда).

6. Домашнее задание.

Учитель: исходя из опыта работы на нашем уроке, определите своё домашнее задание? (Создать кейс).

7. Ролевая игра “Приём в школу”. На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.

Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.

В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона “Об образовании”.

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

8. Итоги урока. Данные игрового табло. Обратная связь в форме синквейна. Выполняют на отдельных листочках, при наличии времени можно озвучить.

Напишите:

1 строка: Существительное, обозначающее тему.

2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.

3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы.

4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки.

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.