Проект содружества детских общественных объединений СШ № 162 г. Минска "Дорогою добра"

Разделы: Внеклассная работа


1. Описание работы содружества детских общественных объединений СШ №162.

Содружество детских общественных объединений СШ №162 г. Минска объединяет пионерскую дружину “Солнышко”, первичную организацию ОО “БРСМ”, волонтерский клуб “Забота”.

Целью содружества детских общественных объединений школы является содействие развитию детей и подростков для достижения ими полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, ответственных граждан. Эта цель отражает определенную воспитательную парадигму, основанную на том, что развитие различных аспектов личности – духовного, интеллектуального, социального, физического и эмоционального (чувственного) происходит путем интеграции, в процессе жизнедеятельности человека. Ребенок или подросток, участвуя в деятельности детского общественного объединения, усваивает и реализует систему общечеловеческих ценностей в соответствии с социальными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования, воспитания, деятельности и общения. Участие в работе детских объединений школы помогает ребенку, подростку (члену объединения) стать гражданином с хорошим характером, физически сильным, интеллектуально развитым, морально стойким.

Деятельность детских объединений школы направлена на содействие процессу социализации ребёнка, подростка с помощью методов волонтёрской, благотворительной работы, коллективных творческих дел, обучения через действие (интерактивных методик), через подключение к решению серьёзных и важных проблем в социуме, а также через содействие развитию и реализации личных инициатив и творческого потенциала.

Работа в системе детских объединений СШ №162 ведётся по следующим направлениям:

  • гражданско-патриотическое;
  • нравственное воспитание – проект “Дорогою добра”;
  • экологическое – экологический проект “Эврика”;
  • социальная помощь – проекты “Содружество”, “На пути к Олимпу”;
  • правовое – проект “Законный взгляд”;
  • повышение эффективности функционирования детских объединений школы – проекты “Мы – за БРСМ”, “Вместе с лидером – к успеху”;
  • школьные традиции;
  • информационное.

Проект “Дорогою добра” реализуется содружеством детских объединений СШ №162 г. Минска совместно с районным комитетом ОО “БРСМ”, ГУО “Академия последипломного образования”, территориальным центром социального обслуживания населения Заводского района г. Минска.

2. Обоснование проекта “Дорогою добра”.

Проблемы.

  • Недостаточная информированность лидеров и участников детских общественных объединений о нравственных ценностях, об особенностях проявления нравственных ценностных ориентаций.
  • Низкий уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций детей и подростков, равнодушие большинства школьников к нравственным ценностям.
  • Недостаточная эффективность деятельности детских объединений.

Для решения этих проблем необходимо:

  • дать участнику детского объединения знания о нравственных ценностях и качествах нравственного человека;
  • помочь ребёнку или подростку организовать свою деятельность и общение на основе принципов нравственности и гуманизма;
  • создать условия для реализации интересов и потребностей, способностей и возможностей каждого участника;
  • содействовать созданию и сплочению коллектива участников детского объединения.

Каждый участник детского объединения может и должен стремиться обладать качествами:

  • нравственной личности (бескорыстием, благородством, великодушием, верностью, добротой, мужеством, порядочностью, потребностью творить добро, ответственностью, совестью, справедливостью, трудолюбием, честностью, чувствами долга, чести, щедростью);
  • гуманной личности (добротой, любовью к людям, милосердием, способностью к сопереживанию, уважением человеческого достоинства, ответственностью и справедливостью);
  • миролюбивой личности (открытостью, терпимостью, толерантностью, уважением прав другого человека, способностью решать проблемы в процессе сотрудничества, диалога);
  • активной гражданской позицией и патриотизмом;
  • чувством собственного достоинства;
  • коллективизмом.

Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм, гражданские качества без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Для организации эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения необходимо использовать ценностный подход. Именно ценности ребенка, подростка должны лежать в основе деятельности детской организации.

Проект “Дорогою добра” направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций детей и подростков в условиях детских общественных объединений, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни района, города, страны, на содействие социализации членов детских объединений школы, привлечённых к реализации данного проекта.

3. Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций лидеров и участников детских общественных объединений школы.

Задачи.

  1. Исследование и анализ ценностных ориентаций лидеров и участников, а также личностно-групповых ценностей, которые находятся в основе функционирования детских общественных объединений школы.
  2. Организация эффективной и целесообразной деятельности детских объединений на основе ценностного подхода.
  3. Разработка программы социально-значимых мероприятий, коллективных творческих дел с учётом существующих социальных проблем и местных особенностей микрорайона школы.
  4. Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
  5. Проведение обучающих семинаров и практических занятий для членов детских объединений по нравственному просвещению и навыкам эффективной работы в коллективе.
  6. Работа по организации детей, педагогов и родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.
  7. Организация и проведение социально-значимых мероприятий.

4.  Длительность проекта “Дорогою добра”.

Проект рассчитан на 2 года (2005–2006 г.г.). Возможно продление сроков реализации проекта.

5. Участники проекта.

Планируется охватить: 170 человек – членов детских общественных объединений школы (пионерской дружины “Солнышко”, первичной организации БРСМ, волонтерского клуба “Забота”).

В случае успешности данного проекта волонтёрские группы активистов содружества детских объединений школы смогут использовать этот опыт для более широкой деятельности и рекомендовать работу по проекту волонтёрам и активистам детских общественных объединений других школ, а также общественным организациям.

6. Распределение обязанностей и полномочий в рамках проекта.

  • Руководители и члены рабочей группы организаторов проекта проводят исследование ценностных ориентаций членов организаций и систем личностно-групповых ценностей детских общественных объединений.
  • Педагоги-организаторы обеспечивают связь с организациями и учреждениями, которые являются партнерами по проекту, могут оказать информационную, социальную или материальную помощь и поддержку, организовать мероприятия по плану проекта.
  • Социально-педагогическая служба СШ №162 г. Минска обеспечивает организацию практических занятий и обучающих семинаров для членов детских общественных объединений.
  • Лидеры и члены волонтёрской группы активистов детских объединений несут ответственность за подготовку и проведение социально-значимых мероприятий по плану проекта.
  • Администрация СШ №162 г. Минска обеспечивает помещения и необходимые технические средства и оборудование.
  • Районный комитет ОО “БРСМ” оказывает содействие и поддержку в реализации проекта.
  • ГУО “Академия последипломного образования оказывает информационно-методическую помощь в подготовке лидеров и организаторов, в процессе планирования и информационно-методического обеспечения образовательной деятельности в рамках проекта.
  • Территориальный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Минска совместно с социально-психологической службой школы организует психологические и юридические консультации.

7. Этапы работы.

  1. Информационный.
  2. Организационно-методический.
  3. Диагностический.
  4. Этап подведения итогов.

Проект “Дорогою добра” подразумевает как групповую, так и индивидуальную работу и даёт возможность ребятам реализовать свои индивидуальные качества, потребности и интересы, проявить себя, получить определённые знания и навыки самовоспитания, самообразования. Образовательные программы помогут ребятам развивать свои творческие способности, лидерские качества, навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

8. Основные направления деятельности в рамках проекта.

  1. Исследование и анализ ценностных ориентаций детей и подростков и систем личностно-групповых ценностей детских общественных объединений.
  2. Нравственное просвещение.
  3. Организация эффективной и целесообразной работы детских общественных объединений школы на основе ценностного подхода.
  4. Организация и проведение социально-значимой коллективной творческой деятельности.
  5. Проведение образовательных программ по гражданско-патриотическому, нравственному и правовому воспитанию (с учетом социальных проблем и объектов оказания социальной помощи в процессе реализации проекта).

Таким образом:

  • происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников проекта;
  • члены детских объединений включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания;
  • обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детских общественных объединений на основе ценностного подхода;
  • оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.

9. Методы реализации проекта:

  • анкетирование, диагностики;
  • беседы, интервью;
  • наблюдение;
  • интерактивные методики;
  • обучающие семинары;
  • практические занятия, тренинги;
  • коллективные творческие дела и акции;
  • игры и игровые программы.

10. Рабочий план проекта:

Задача 1. Исследовать и проанализировать ценностные ориентации членов детских общественных объединений и системы личностно-групповых ценностей, которые находятся в основе функционирования объединений.
1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.

Исследование ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (I этап).
Исследование личностно-групповых ценностей детских объединений.
Предварительный анализ ценностных ориентаций и личностно-групповых ценностей детских объединений.
Диагностика ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (II этап).
Исследование ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (III этап).
Мониторинг эффективности деятельности.
Результирующий этап исследования.
Март – апрель 2005г.

Март – апрель 2005г.
Май 2005г.

Сентябрь –октябрь 2005г.
Ноябрь 2005г.– январь 2006г.
Март 2006г.
Май – июнь 2006

Задача 2. Организовать эффективную и целесообразную деятельность детских объединений на основе ценностного подхода.
1.

2.

3.

4.

5.
6.

Проведение общего собрания членов детских объединений, разработка концепции развития детских объединений.
Разработка и апробация модели детского общественного объединения, основанного на нравственных ценностях его членов и участников.
Проведение обучающих семинаров по организации эффективной работы общественного объединения, динамике группы и созданию коллектива.
Формулировка миссии, целей деятельности детских объединений школы с учетом результатов исследования.
Стратегическое планирование деятельности детских организаций школы.
Проведение отчетно-выборных сборов детских общественных объединений.
Апрель 2005г.

Апрель – май 2005г.

Май – июнь 2005г.

Сентябрь 2005г.

Сентябрь 2005г.
Сентябрь 2005г.

Задача 3. Разработать программу социально-значимых мероприятий, коллективных творческих дел с учётом существующих социальных проблем и местных особенностей микрорайона школы.
1.

2.

3.

Изучение и анализ социальных проблем, существующих в микрорайоне школы.
Разработка плана социально-значимых мероприятий, оказания посильной помощи в решении социальных проблем.
Разработка коллективных творческих дел, акций, образовательных программ и других групповых и индивидуальных мероприятий.
Октябрь – ноябрь 2005г.
Ноябрь 2005г.

В течение сроков реализации проекта.

Задача 4. Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
1.
2.

3.

4.

Проведение агитационно-разъяснительной работы.
Проведение встреч и консультаций с педагогами и родителями детей, изъявивших принять участие в проекте.
Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
Распределение обязанностей и поручений среди участников рабочих групп.
Январь – сентябрь 2005г.
В течение сроков реализации проекта
Октябрь 2005г.
Ноябрь 2005г.
Задача 5. Проведение обучающих семинаров и практических занятий для членов детских объединений по нравственному просвещению и навыкам эффективной работы в коллективе.
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.

Семинар “Ценности как основа духовного развития”.
Практическое занятие “Мотивации участия в деятельности общественных организаций”.
Творческая мастерская “Подарок другу”.
Семинар “Терпение и толерантность”.
Семинар “Нравственный выбор и смысл жизни”.
Семинар “Организаторское мастерство или искусство добиваться цели”.
Практические занятия по овладению техникой и методикой проведения интерактивных методик, игр.
Семинар “Устами Цицерона. Навыки эффективной коммуникации”.
Дискуссия “Выбор лидера: свобода и ответственность”.
Тренинг “Защита идей и построение партнерства”.
Семинар “Воспитание гуманных, социально-активных и информированных граждан”.
Октябрь 2005г.
Ноябрь 2005г.

Декабрь 2005г.
Декабрь 2005г.
Январь 2006г.
Январь 2006г.
Февраль 2006г.

Март 2006г.
Апрель 2006г.

Май 2006г.

Задача 6. Работа по организации детей, педагогов и родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.
1.
2.
3.

4.

Индивидуальная работа с детьми, педагогами и родителями.
КТД “Один за всех, и все за одного!”.
Групповые занятия по подготовке к проведению социально-значимых мероприятий.
Консультации специалистов (психологов, педагогов, юристов и др.)
В течение сроков реализации проекта
Сентябрь 2006г.
Сентябрь – май 2006г.
В течение сроков реализации проекта
Задача 7. Организация и проведение социально-значимых мероприятий.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.

 

Акция “За здоровый образ жизни!”
Информационная программа “Добро и зло”.
Благотворительная акция для детей-инвалидов
“Разные равные”.
КТД “Права и обязанности человека глазами детей”.
Акция “Милосердие” (для детей-сирот и детей из неблагополучных семей).
Акция “Доблесть, мужество и честь”.
КТД “Любовь всему причина”.
Волонтерские акции “Весенняя неделя добра”.
Экологические акции “Наш двор”, “Чистый лес”.
Акция “Наша забота – ветеранам”
Военно-спортивные эстафеты, игровые программы “Герои среди нас”.
Фестиваль детских общественных объединений “Костер дружбы”.
Акция “Защита и справедливость!”, посвященная Дню защиты детей.
КТД, посвященные Дню освобождения Беларуси.
Шефская работа, оказание социальной помощи нуждающимся (инвалидам, сиротам, пожилым людям и др.).
Исследовательская, краеведческая деятельность (сбор материалов для создания музея детских общественных объединений).
Ноябрь 2005г.
Ноябрь 2005г.
Декабрь 2005г.
Январь 2006г.
Январь 2006г.
Февраль 2006г.
Март 2006г.
Апрель 2006г.
Апрель 2006г.
Май 2006г.
Май 2006г.
Май – июнь 2006г.
Июнь 2005г.
Июль 2006г.

В течение сроков реализации проекта

В течение сроков реализации проекта

11. Мониторинг.

Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:

  • анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов детских объединений (в ходе проекта и по окончании);
  • беседы, интервью с членами детских объединений, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации проекта;
  • социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце проекта);
  • включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий;
  • включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках проекта, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
  • метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации проекта;
  • проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
  • рефлексия;
  • контент-анализ документации по проекту, программных документов детских объединений;
  • метод игры.

12. Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций участников;
  • воспитание чувства долга, ответственности и патриотизма у участников детских объединений;
  • организация эффективной и целесообразной деятельности детских общественных объединений школы, в основу которой будут положены нравственные ценности детей и подростков;
  • повышение уровня знаний о себе, обществе и своей стране каждого участника проекта;
  • организация и проведение социально-значимых мероприятий, оказание посильной помощи в решении социальных проблем в микрорайоне школы;
  • повышение уровня правовых знаний, коммуникативных навыков, лидерских и организаторских качеств участников проекта;
  • сотрудничество детей и взрослых в процессе деятельности детских объединений.

Послесловие.

Наш проект – “Дорогою добра”.
Нравственный выбор нам сделать пора.
Делать добро от души, вместе, дружно!
В трудные дни помогать, кому нужно.
В Родину верить, ее защищать,
Ее культуру, историю знать
И уважать государство родное,
Наши традиции, память, святое.
Тот, кто верит в Добра торжество, –
Тот способен и на волшебство.

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Ты можешь равнодушным быть,
А можешь другом стать.
Иди с добром ты к людям,
Пусть этот путь и труден.
Иди всегда, иди, мой друг,
Дорогою добра.