1. Описание работы содружества детских общественных объединений СШ №162.
Содружество детских общественных объединений СШ №162 г. Минска объединяет пионерскую дружину “Солнышко”, первичную организацию ОО “БРСМ”, волонтерский клуб “Забота”.
Целью содружества детских общественных объединений школы является содействие развитию детей и подростков для достижения ими полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, ответственных граждан. Эта цель отражает определенную воспитательную парадигму, основанную на том, что развитие различных аспектов личности – духовного, интеллектуального, социального, физического и эмоционального (чувственного) происходит путем интеграции, в процессе жизнедеятельности человека. Ребенок или подросток, участвуя в деятельности детского общественного объединения, усваивает и реализует систему общечеловеческих ценностей в соответствии с социальными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования, воспитания, деятельности и общения. Участие в работе детских объединений школы помогает ребенку, подростку (члену объединения) стать гражданином с хорошим характером, физически сильным, интеллектуально развитым, морально стойким.
Деятельность детских объединений школы направлена на содействие процессу социализации ребёнка, подростка с помощью методов волонтёрской, благотворительной работы, коллективных творческих дел, обучения через действие (интерактивных методик), через подключение к решению серьёзных и важных проблем в социуме, а также через содействие развитию и реализации личных инициатив и творческого потенциала.
Работа в системе детских объединений СШ №162 ведётся по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное воспитание – проект “Дорогою добра”;
- экологическое – экологический проект “Эврика”;
- социальная помощь – проекты “Содружество”, “На пути к Олимпу”;
- правовое – проект “Законный взгляд”;
- повышение эффективности функционирования детских объединений школы – проекты “Мы – за БРСМ”, “Вместе с лидером – к успеху”;
- школьные традиции;
- информационное.
Проект “Дорогою добра” реализуется содружеством детских объединений СШ №162 г. Минска совместно с районным комитетом ОО “БРСМ”, ГУО “Академия последипломного образования”, территориальным центром социального обслуживания населения Заводского района г. Минска.
2. Обоснование проекта “Дорогою добра”.
Проблемы.
- Недостаточная информированность лидеров и участников детских общественных объединений о нравственных ценностях, об особенностях проявления нравственных ценностных ориентаций.
- Низкий уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций детей и подростков, равнодушие большинства школьников к нравственным ценностям.
- Недостаточная эффективность деятельности детских объединений.
Для решения этих проблем необходимо:
- дать участнику детского объединения знания о нравственных ценностях и качествах нравственного человека;
- помочь ребёнку или подростку организовать свою деятельность и общение на основе принципов нравственности и гуманизма;
- создать условия для реализации интересов и потребностей, способностей и возможностей каждого участника;
- содействовать созданию и сплочению коллектива участников детского объединения.
Каждый участник детского объединения может и должен стремиться обладать качествами:
- нравственной личности (бескорыстием, благородством, великодушием, верностью, добротой, мужеством, порядочностью, потребностью творить добро, ответственностью, совестью, справедливостью, трудолюбием, честностью, чувствами долга, чести, щедростью);
- гуманной личности (добротой, любовью к людям, милосердием, способностью к сопереживанию, уважением человеческого достоинства, ответственностью и справедливостью);
- миролюбивой личности (открытостью, терпимостью, толерантностью, уважением прав другого человека, способностью решать проблемы в процессе сотрудничества, диалога);
- активной гражданской позицией и патриотизмом;
- чувством собственного достоинства;
- коллективизмом.
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм, гражданские качества без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Для организации эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения необходимо использовать ценностный подход. Именно ценности ребенка, подростка должны лежать в основе деятельности детской организации.
Проект “Дорогою добра” направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций детей и подростков в условиях детских общественных объединений, на развитие социального интереса и активное участие в общественной жизни района, города, страны, на содействие социализации членов детских объединений школы, привлечённых к реализации данного проекта.
3. Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций лидеров и участников детских общественных объединений школы.
Задачи.
- Исследование и анализ ценностных ориентаций лидеров и участников, а также личностно-групповых ценностей, которые находятся в основе функционирования детских общественных объединений школы.
- Организация эффективной и целесообразной деятельности детских объединений на основе ценностного подхода.
- Разработка программы социально-значимых мероприятий, коллективных творческих дел с учётом существующих социальных проблем и местных особенностей микрорайона школы.
- Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
- Проведение обучающих семинаров и практических занятий для членов детских объединений по нравственному просвещению и навыкам эффективной работы в коллективе.
- Работа по организации детей, педагогов и родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.
- Организация и проведение социально-значимых мероприятий.
4. Длительность проекта “Дорогою добра”.
Проект рассчитан на 2 года (2005–2006 г.г.). Возможно продление сроков реализации проекта.
5. Участники проекта.
Планируется охватить: 170 человек – членов детских общественных объединений школы (пионерской дружины “Солнышко”, первичной организации БРСМ, волонтерского клуба “Забота”).
В случае успешности данного проекта волонтёрские группы активистов содружества детских объединений школы смогут использовать этот опыт для более широкой деятельности и рекомендовать работу по проекту волонтёрам и активистам детских общественных объединений других школ, а также общественным организациям.
6. Распределение обязанностей и полномочий в рамках проекта.
- Руководители и члены рабочей группы организаторов проекта проводят исследование ценностных ориентаций членов организаций и систем личностно-групповых ценностей детских общественных объединений.
- Педагоги-организаторы обеспечивают связь с организациями и учреждениями, которые являются партнерами по проекту, могут оказать информационную, социальную или материальную помощь и поддержку, организовать мероприятия по плану проекта.
- Социально-педагогическая служба СШ №162 г. Минска обеспечивает организацию практических занятий и обучающих семинаров для членов детских общественных объединений.
- Лидеры и члены волонтёрской группы активистов детских объединений несут ответственность за подготовку и проведение социально-значимых мероприятий по плану проекта.
- Администрация СШ №162 г. Минска обеспечивает помещения и необходимые технические средства и оборудование.
- Районный комитет ОО “БРСМ” оказывает содействие и поддержку в реализации проекта.
- ГУО “Академия последипломного образования оказывает информационно-методическую помощь в подготовке лидеров и организаторов, в процессе планирования и информационно-методического обеспечения образовательной деятельности в рамках проекта.
- Территориальный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Минска совместно с социально-психологической службой школы организует психологические и юридические консультации.
7. Этапы работы.
- Информационный.
- Организационно-методический.
- Диагностический.
- Этап подведения итогов.
Проект “Дорогою добра” подразумевает как групповую, так и индивидуальную работу и даёт возможность ребятам реализовать свои индивидуальные качества, потребности и интересы, проявить себя, получить определённые знания и навыки самовоспитания, самообразования. Образовательные программы помогут ребятам развивать свои творческие способности, лидерские качества, навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
8. Основные направления деятельности в рамках проекта.
- Исследование и анализ ценностных ориентаций детей и подростков и систем личностно-групповых ценностей детских общественных объединений.
- Нравственное просвещение.
- Организация эффективной и целесообразной работы детских общественных объединений школы на основе ценностного подхода.
- Организация и проведение социально-значимой коллективной творческой деятельности.
- Проведение образовательных программ по гражданско-патриотическому, нравственному и правовому воспитанию (с учетом социальных проблем и объектов оказания социальной помощи в процессе реализации проекта).
Таким образом:
- происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников проекта;
- члены детских объединений включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания;
- обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детских общественных объединений на основе ценностного подхода;
- оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.
9. Методы реализации проекта:
- анкетирование, диагностики;
- беседы, интервью;
- наблюдение;
- интерактивные методики;
- обучающие семинары;
- практические занятия, тренинги;
- коллективные творческие дела и акции;
- игры и игровые программы.
10. Рабочий план проекта:
Задача 1. Исследовать и проанализировать ценностные ориентации членов детских общественных объединений и системы личностно-групповых ценностей, которые находятся в основе функционирования объединений. | ||
1. 2. 4. 5. 6. |
Исследование ценностных ориентаций
членов детских общественных объединений школы (I
этап). Исследование личностно-групповых ценностей детских объединений. Предварительный анализ ценностных ориентаций и личностно-групповых ценностей детских объединений. Диагностика ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (II этап). Исследование ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (III этап). Мониторинг эффективности деятельности. Результирующий этап исследования. |
Март – апрель 2005г. Март – апрель 2005г. Сентябрь –октябрь 2005г. |
Задача 2. Организовать эффективную и целесообразную деятельность детских объединений на основе ценностного подхода. | ||
1. 2. 3. 4. 5. |
Проведение общего собрания членов
детских объединений, разработка концепции
развития детских объединений. Разработка и апробация модели детского общественного объединения, основанного на нравственных ценностях его членов и участников. Проведение обучающих семинаров по организации эффективной работы общественного объединения, динамике группы и созданию коллектива. Формулировка миссии, целей деятельности детских объединений школы с учетом результатов исследования. Стратегическое планирование деятельности детских организаций школы. Проведение отчетно-выборных сборов детских общественных объединений. |
Апрель 2005г. Апрель – май 2005г. Май – июнь 2005г. Сентябрь 2005г. Сентябрь 2005г. |
Задача 3. Разработать программу социально-значимых мероприятий, коллективных творческих дел с учётом существующих социальных проблем и местных особенностей микрорайона школы. | ||
1. 2. 3. |
Изучение и анализ социальных проблем,
существующих в микрорайоне школы. Разработка плана социально-значимых мероприятий, оказания посильной помощи в решении социальных проблем. Разработка коллективных творческих дел, акций, образовательных программ и других групповых и индивидуальных мероприятий. |
Октябрь – ноябрь 2005г. Ноябрь 2005г. В течение сроков реализации проекта. |
Задача 4. Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта. | ||
1. 2. 3. 4. |
Проведение
агитационно-разъяснительной работы. Проведение встреч и консультаций с педагогами и родителями детей, изъявивших принять участие в проекте. Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта. Распределение обязанностей и поручений среди участников рабочих групп. |
Январь – сентябрь 2005г. В течение сроков реализации проекта Октябрь 2005г. Ноябрь 2005г. |
Задача 5. Проведение обучающих семинаров и практических занятий для членов детских объединений по нравственному просвещению и навыкам эффективной работы в коллективе. | ||
1. 2. 3. 8. |
Семинар “Ценности как основа духовного
развития”. Практическое занятие “Мотивации участия в деятельности общественных организаций”. Творческая мастерская “Подарок другу”. Семинар “Терпение и толерантность”. Семинар “Нравственный выбор и смысл жизни”. Семинар “Организаторское мастерство или искусство добиваться цели”. Практические занятия по овладению техникой и методикой проведения интерактивных методик, игр. Семинар “Устами Цицерона. Навыки эффективной коммуникации”. Дискуссия “Выбор лидера: свобода и ответственность”. Тренинг “Защита идей и построение партнерства”. Семинар “Воспитание гуманных, социально-активных и информированных граждан”. |
Октябрь 2005г. Ноябрь 2005г. Декабрь 2005г. Март 2006г. Май 2006г. |
Задача 6. Работа по организации детей, педагогов и родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий. | ||
1. 2. 3. 4. |
Индивидуальная работа с детьми,
педагогами и родителями. КТД “Один за всех, и все за одного!”. Групповые занятия по подготовке к проведению социально-значимых мероприятий. Консультации специалистов (психологов, педагогов, юристов и др.) |
В течение сроков реализации проекта Сентябрь 2006г. Сентябрь – май 2006г. В течение сроков реализации проекта |
Задача 7. Организация и проведение социально-значимых мероприятий. | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.
|
Акция “За здоровый образ жизни!” Информационная программа “Добро и зло”. Благотворительная акция для детей-инвалидов “Разные равные”. КТД “Права и обязанности человека глазами детей”. Акция “Милосердие” (для детей-сирот и детей из неблагополучных семей). Акция “Доблесть, мужество и честь”. КТД “Любовь всему причина”. Волонтерские акции “Весенняя неделя добра”. Экологические акции “Наш двор”, “Чистый лес”. Акция “Наша забота – ветеранам” Военно-спортивные эстафеты, игровые программы “Герои среди нас”. Фестиваль детских общественных объединений “Костер дружбы”. Акция “Защита и справедливость!”, посвященная Дню защиты детей. КТД, посвященные Дню освобождения Беларуси. Шефская работа, оказание социальной помощи нуждающимся (инвалидам, сиротам, пожилым людям и др.). Исследовательская, краеведческая деятельность (сбор материалов для создания музея детских общественных объединений). |
Ноябрь 2005г. Ноябрь 2005г. Декабрь 2005г. Январь 2006г. Январь 2006г. Февраль 2006г. Март 2006г. Апрель 2006г. Апрель 2006г. Май 2006г. Май 2006г. Май – июнь 2006г. Июнь 2005г. Июль 2006г. В течение сроков реализации проекта В течение сроков реализации проекта |
11. Мониторинг.
Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:
- анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов детских объединений (в ходе проекта и по окончании);
- беседы, интервью с членами детских объединений, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации проекта;
- социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце проекта);
- включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий;
- включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках проекта, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
- метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации проекта;
- проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
- рефлексия;
- контент-анализ документации по проекту, программных документов детских объединений;
- метод игры.
12. Прогнозируемые результаты:
- повышение уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций участников;
- воспитание чувства долга, ответственности и патриотизма у участников детских объединений;
- организация эффективной и целесообразной деятельности детских общественных объединений школы, в основу которой будут положены нравственные ценности детей и подростков;
- повышение уровня знаний о себе, обществе и своей стране каждого участника проекта;
- организация и проведение социально-значимых мероприятий, оказание посильной помощи в решении социальных проблем в микрорайоне школы;
- повышение уровня правовых знаний, коммуникативных навыков, лидерских и организаторских качеств участников проекта;
- сотрудничество детей и взрослых в процессе деятельности детских объединений.
Послесловие.
Наш проект – “Дорогою добра”.
Нравственный выбор нам сделать пора.
Делать добро от души, вместе, дружно!
В трудные дни помогать, кому нужно.
В Родину верить, ее защищать,
Ее культуру, историю знать
И уважать государство родное,
Наши традиции, память, святое.
Тот, кто верит в Добра торжество, –
Тот способен и на волшебство.
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Ты можешь равнодушным быть,
А можешь другом стать.
Иди с добром ты к людям,
Пусть этот путь и труден.
Иди всегда, иди, мой друг,
Дорогою добра.