Тема урока: "Ринг искусствоведов"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели и задачи: обобщающее занятие по теме “Художественный образ России XIX века”,

  • углубить знания уч-ся об известных русских мастерах и зарубежных,
  • учить свободно владеть художественной терминологией, активизировать мысль уч-ся, их память, воображение, способствовать осмыслению содержания анализируемых произведений, пониманию исторической эпохи, главной идеи, замысла произведения, настроений и переживаний художника, уделяя при этом особое внимание анализу художественных качеств произведений – композиции, колориту, рисунку;
  • способствовать идейному и нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию, прививать любовь и интерес к изобразительному искусству, развивать художественный вкус, наблюдательность, эмоциональность, сопереживание.

Ход занятия.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники ринга искусствоведов, болельщики! Сегодня у нас обобщающее занятие по теме “Русское искусство”, немного коснёмся зарубежного, где учащиеся 8х классов покажут свои знания, эрудицию, умение мыслить, рассуждать об искусстве. Первыми на ринг искусствоведов выходит команда 8а класса, они представляют свою визитную карточку.

Ученик: Я художником родился, не на шутку рассердился -

Все цвета мне надоели…кроме основных!

Давайте припомним – какие основные цвета есть у нас на палитре? Ну, конечно, красный, синий, жёлтый. А как можно получить дополнительные цвета? На нашей палитре присутствуют все цвета радуги. Всех приветствует команда (все): “Палитра”

Ученик:

Над бумажным над листом машет кисточка хвостом.
И не просто машет, а бумагу мажет.
Красит в разные цвета ах, какая красота!
И вот ярко-красной я крашу пшеницу и вижу, как в поле она колосится.
А луг и овраги с кустами по склонам и лес, и поляны, конечно, зеленой.
Коричневой краской напишем дорогу, на миг подбежавшую прямо к порогу.
А небо над ней и над домом своим я сделал, где синим, а где голубым.

Учитель: Визитная карточка 8 б класса, пожалуйста!

Ученик 1: Представить мы имеем честь ребят из школы 26!

Вниманье! Вниманье! С вами говорит команда “Колорит”

Искусство - тема необъятна ведь это всем должно понятно

И “Колорит” считает счастьем узнать и ознакомить с частью

Его огромного пласта умельцев кисти и холста.

Давайте с вниманьем не просто глазея по Русскому c вами пройдёмся музею

Мы раньше и не знали даже, что он основан Эрмитажем

И в нем творенья человека ещё с двенадцатого века.

Ученица: Иконы Рублева Андрея со стен взирают, не старея.

И много здесь известных портретистов всех невозможно перечислить.

От Никитина до Боровиковского. Висят полотна Айвазовского,

Знаменитый мастер наш рисовал морской пейзаж.

Там и Федотов, и Брюллов, Щедрин, Тропинин, Воробьев,

А дальше Рерих, Левитан своё искусство дарят нам

Петров-Водкин и Дейнека творили уже в прошлом веке.

А вот пейзажи о природе всегда любимые в народе.

Вот Иван Иваныч Шишкин и известные всем мишки.

Но знайте, Шишкин сам - здесь косолапых не писал

Он писал дремучий лес от оврага до небес

И то, что скоро солнца свет сведет дремоту всю на нет.

Пробежали мы по залу второпях, как по вокзалу…

Мы посвятить хотели вас хотя бы в маленькую часть

Необъятной нашей темы, но…не позволяет время.

И команда (все) “Колорит” за вниманье всех благодарит!

Учитель: Жюри (уч-ки 9–10 кл.) подводят итоги конкурса по визитным карточкам по 5ти балльной системе. Следующий этап нашего ринга блиц-турнир - разминка команд. Ребята

Покажут нам свои знания произведений художников XIX века. Вы должны будете, поочередно, за 1 мин.назвать картину и автора.Участвует вся команда. Побеждает та, которая больше назовет произведений и авторов за 1 мин. Жюри оценивает за каждую правильно названную картину и автора-2 балла. Если названа одна картина или только художник- 1 балл.Засекаем время для команды, , Колорит”.Затем-, , Палитра “.Жюри подводит итоги.

Прилагаемые произведения:

В.М. Васнецов “Царь Иван Васильевич Грозный” И.И. Левитан “Осенний день. Сокольники”. И.Н. Крамской “Портрет писателя Л.Н. Толстого”. А.И. Герасимов “После дождя. Мокрая терраса”. М.А. Врубель “Гадалка”, “Пан”. В.Г. Перов “Приезд гувернантки в купеческий дом”. К.П. Брюллов “Всадница”. И.Е. Репин “Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 г.” В.М. Васнецов “После побоища Игоря Святославича с половцами”. П.А. Федотов “Сватовство майора”. В.Г. Перов “Последний кабак у заставы”. И.И. Левитан “Владимирка” В.Г. Перов “Чаепитие в Мытищах”. В.И. Суриков “Боярыня Морозова” В.В. Пукирев “Неравный брак” В.Е. Маковский “Свидание”. В.В. Верещагин “Апофеоз войны”. И.Е. Репин “Арест пропагандиста”.

Учитель: Следующий этап нашего поединка - экскурсия в картинную галерею. Один из участников команды должен выступить в роли экскурсовода. А мы все зрители. “Экскурсоводу” необходимо вспомнить название картины, художника, затем дать описание картины, замысел художника. Начинает участник команды “Палитра”

Прилагаемые картины для описания “Картинная галерея”: (одна - по выбору )

1. М.А. Врубель “Царевна- Лебедь”

2. И.Н. Крамской “Неизвестная “

3. И.Е. Репин “Не ждали “

4. М.А. Врубель “Демон сидящий”

5 Н.Н. Ге “Портрет Петрункевич и другие.

Конкурс оценивается по 5-ти балльной системе.

Учитель: Уважаемые зрители! Сейчас мы переходим к очень важному этапу ринга – домашнее задание. Называется оно “История одного шедевра”. Командам были предложены искусство эпохи Возрождения и Русское искусство. Команда “Палитра” выбрала эпоху Возрождения “Сикстинскую мадонну” Рафаэля. Пожалуйста, вам слово.

Один из участников команды включает диапроектор и на полотне экрана (на доске) отображается слайд “Сикстинская мадонна”. Выключается свет, слышится тихая музыка. На фоне музыки спокойный голос ученицы :

Сикстинская мадонна (так названная по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ – самая знаменитая картина Рафаэля, вероятно, написанных в том мире, который ведёт своё начало от Эллады и Рима)

Вот так описывает свои впечатления о Сикстинской мадонне писатель Жуковский.

“…Я смотрел ее несколько раз, но видел её только однажды так, как мне надобно. В первое моё посещение я даже не хотел подойти к ней, так как перед ней стояла какая-то фигурка с пудреной головой. В другой раз мне помешал чечероне (служитель), а в третий раз ко мне подошла одна моя знакомая и начала нашептывать, что рафаэлевские ангелочки похожи на её дочерей.

Я решил придти пораньше, чтобы предупредить всех посетителей. Это удалось. Я сел на софу против картины и просидел целый час, смотрел на неё.

Какова сила той души, которая дышит и вечно будет дышать в этом божественном создании, что все окружающее пропадает, как только посмотришь на неё со вниманием.

Сказывают, что Рафаэль, натянув полотно свое для этой картины, долго не знал, что на нём будет: вдохновение не приходило. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне, и какой-нибудь ангел разбудил его. Он вскочил: она здесь! Закричал он, указав на полотно, и начертил первый рисунок. И в самом деле, чем далее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобою что-то неестественное происходит. И это не обман воображения; оно не обольщено живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной простотой и лёгкостью, передала холстина то чудо, которое во внутренности и ее совершилось.

Час, который провел я перед нею, принадлежит к счастливым часам жизни, если счастьем можно посчитать наслаждение самим собою. Я был один, вокруг меня всё было тихо. Сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство в нее входило. Гений чистой красоты был с нею.

Ученик 2:

Он лишь в чистые мгновенья бытия слетает к нам
И приносит откровенья благодатные сердцам.
Чтоб о небе сердце знало в темной области земной
Нам туда сквозь покрывало он дает взглянуть порой;
А когда нас покидает в дар любви, у нас в виду,
В нашем небе зажигает он прощальную звезду.

Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное; перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, несмотря на все это, все необъятно, все не ограничено.

И точно, приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайны неба открылись глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и немного туманным, но это не пустота, и не туман, а какой-то тихий неестественный свет, полный ангелами, присутствие которых чувствуешь, нежели замечаешь: можно сказать что все, и самый воздух обращается в чистого ангела в присутствии этой небесной, мимоидущей девы. И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту, важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был Рафаэль в то время, когда думал о своей Мадонне? И как мало средств нужно средств живописцу, чтобы произвести нечто такое, что нельзя истощить мыслью? Он писал ее не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая чем более ищет, тем более находит.

Ученик 3: В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения, но тем более кажется, что она приближается. На лице ее ничто не выражено, но есть на нем выражение понятного, имеющего определенное имя, в нем находить все: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, ясность душевная. В глазах ее нет блистания – есть признак необыкновенного, случайного; а для нее уже нет случая – все свершилось; но в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный; но эти глаза блистают как молнии тем вечным блеском, который ничто изменить не может. Одна рука младенца с могуществом вседержителя оперлась на колено, другая как будто готова подняться и простереться над небом и землею.

Те, перед которыми совершается это видение Св. Сикст и мученица Варвара, стоят также на небесах: на небесах: на земле этого не увидишь. Старик не в восторге: он полон обожания мирного и счастливого, как святость; святая Варвара очаровательна своею красотою: великость того явления, которого она свидетель, дала и ее стану какое-то разительное величие, но красота лица ее человеческая, именно потому что на нем уже есть выражение понятное: она в глубоком размышлении, она глядит на одного из ангелов, с которым как будто делится таинством мысли. И в этом я нахожу главную красоту Рафаэлевской картины.

Ученик 4: Если бы живописец представил обыкновенного человека зрителем того, что на картине его видят одни ангелы и святые, он или дал бы лицу выражение изумленного восторга, или представил бы падшего на землю с признанием своего бессилия и ничтожества. Но состояние души, уже покинувшей землю и достойной неба, есть глубокое безмолвное, неизменяемое счастье, которое заключается в двух словах: чувствую и знаю! И эта блаженствующая мысль царствует на всех лицах Рафаэлевской картины (кроме лица Спасителя и Мадонны) все в размышлении и святые, и ангелы. Рафаэль как будто хотел изобразить для глаз верховное назначение души человеческой.

Вот то, что думал в те минуты, которые провел перед Мадонною Рафаэля. Какую душу надлежало иметь, чтобы произвести подобное!

Учитель: Спасибо команде “Палитра”.Домашнее задание представляет команда “Колорит” К П Брюллов “Последний день Помпеи”.

Картина установлена у доски на мольберте, ребята встают по обе стороны от картины.

Ученик 1: С лета 1827 года, когда Брюллов впервые посетил раскопки Помпеи, у него появился грандиозный замысел монументальной исторической картины.

Вид Помпеи ошеломил художника. Раскопки древнего города, погибшего во время извержения вулкана Везувия 24 августа 79 года, были начаты еще в Х II веке. Особенно интенсивно велись археологические работы 1808-1815 гг. Сохранившийся под слоем лавы город являл собой поразительное зрелище внезапно оборвавшейся жизни. Колеи на мостовой были свежи. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались осколки от чаш с вином.

От первой мысли о будущей картине до ее завершения прошли долгих 6 лет. Описание катастрофического извержения Везувия художник нашел в письмах очевидца историка и писателя Плиния Младшего римскому историку Тациту.

Ученик 2: Письмо Плиния Младшего Тациту:

“Плиний, привет. Ты говоришь, что тебе очень захотелось узнать, какие же страхи и бедствия претерпел я, оставшись в Мизине., Дух мой содрогается, о том вспоминая… все же начну…

Уже много дней ощущалось землетрясение, но в ту ночь оно настолько усилилось, что все, казалось, не только движется, но и становится вверх дном. Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг гремят. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и таскают. Выйдя за город мы, останавливаемся. Сколько удивительного и страшного мы пережили! Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в морском песке. С другой стороны, черная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги, она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Вскоре туча опускается к земле и накрывает море. Падает пепел, еще редкий. Я огляделся назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Мы не успели оглянуться – вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей, жен, старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие своих близких, некоторые в страхе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство обьясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь.

Ученик 3: День катастрофы представлен в картине трагически мрачным. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, кроваво-красное зарево заливает вдали небосвод, тьму разрывают длинные острые молнии. Грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы оглашают воздух. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души. Каждая группа в, , Помпее” – это своего рода, , портрет” чувств, именно поэтому все герои, независимо от позы, повернуты к зрителю лицом. Вор, крадущий, упавшие на землю драгоценности, воплощают корыстолюбие. Семья, укрывшаяся плащом ищущая спасения в бегстве – смятение и страх. Коленопреклоненные мать с детьми недвижны, их вера в милосердии бога так велика, что они не трогаются с места, отдавшись молитве. Над ними высится мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни, а в глубине холста – языческий жрец, убегающий в страхе, забыв о своей пастве, - наивная аллегория.

Гибель Помпеи в представлении Брюллова – это гибель всего античного мира, символом которого становится центральная группа холста – прекрасная женщина, разбившаяся, упав с колесницы.

Основное число образов в картине воплощают чувства мужества, самоотверженности, любви. Сыновья несут на плечах отца, разбитого параличом. Изображенный в картине справа Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Вдвоем вдвойне трудно избежать гибели. И все же они могут оставить друг друга. Юный жених неотрывно глядит в омертвевшее лицо невесты, горе оказывается сильнее смерти. Среди толпы есть одна спокойная фигура. Это художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца, как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма, хочет показать причастность художника всех времен событиям современности.

Ученик 4: Особое значение приобретает композиция движения. Артистична ритмика жестов рук – оберегающих, обнимающих, гневно простертых к небу, бессильно падающих. Все формы поражают своей скульптурностью. Это ощущение усиливается отчётливым контуром, охватывающим каждую фигуру. Ритму линий в “Помпее” соответствует ритмическая организация цвета. Доминирует красный: оттенки алого преобладают в одеяниях первого плана, весь задний картины залит пылающим холодным светом молнии, поэтому здесь господствует разбеленные голубоватые, желтоватые тона.

Сама идея картины глубоко романтична. Голосу романтизма послушен художник, изображающий массовую сцену. В состоянии пейзажа тоже отразились романтические веяния. И в композиции Брюллов довольно смело отходит от позиций классицизма. Главное – он стремился выразить событие через многогранные оттенки переживаний, выраженных у различных по душевному складу людей одной и той же причиной – угрозой гибели. Это уже целиком романтический прием.

Ученик 5: И все же Брюллов смягчил трагизм. Это подметил Гоголь, сказавший, что прекрасные фигуры у Брюллова, заглушают ужас своего положения красотой.

В Италии картина имела подлинный триумф. В 1834 г. По желанию ее владельца А Н Демидова была показана в Лувре на выставке Салона. Жюри, сумевшее подняться над яростными схватками классицизма и романтиков, присудило ему золотую медаль.

Брюллов из Парижа возвратился в Италию. “Помпея” была отправлена в Россию. На родине его творение завоевало необычайно широкую славу. Лучшие умы России были восхищены картиной Брюллова. Но глубже всех уловил Герцен: “Это вдохновения, навеянные петербургскою атмосферою”. Особое значение для художника имела его встреча с композитором Глинкой в Неаполе 1831 г. Брюллов впервые от очевидца услышал о кровавых событиях восстания декабристов 14 декабря 1825 г. С одной стороны, смелая стихия, отнимающая человеческие жизни; с другой стороны, человек, сохранивший честь, достоинство, высокие нравственные понятия в самых тяжких испытаниях – обе эти мысли легли в основание “Помпеи”. Брюллов сумел в картине на сюжет древней римской истории, выразить идеи, волновавшие в ту пору лучших его соотечественников.

Восторженными стихами откликнулся А С Пушкин на привезенную в Петербург из Италии картину К П Брюллова.

Ученик 1:

“Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом
Под каменным дождем бежит из града вон”.

Жюри оценивает домашнее задание по 5-ти балльной шкале. Объявляет итоги 4х конкурсов.

Учитель: Дорогие ребята, уважаемое жюри, зрители вот и наступил самый решающий этап нашего ринга – состязание капитанов. Называется он “Конкурс эрудитов”

Капитаны поочерёдно подходят к столу, берут 10 штук билетов. В каждом билете – художественные термины. Вам нужно их объяснить. За каждый правильный ответ -1 балл.

Всего билетов 25 (можно и больше), по одному вопросу в каждом. (Смотри объяснения терминов ниже).

По окончании ринга – жюри объявляет окончательные результаты. Учитель благодарит участников за игру, всех присутствующих за внимание.

Прилагаемые художественные термины

Готика, интерьер, фронтон, эскиз, этюд, графика, монументальная живопись, техника живописи, изразец, иконостас, кариотиды, пейзаж, натюрморт, батальный жанр, витраж, гризайль, импрессионизм, буквица, карикатура, колонна, капитель, колорит, композиция, мозаика, плинер.

Готика – название художественного стиля в искусстве средневековой Западной Европы.

Интерьер – функциональное и эстетическое организационное пространство внутри здания, образуемое ограждающими поверхностями.

Фронтон – верхняя часть фасадной стены, обычно в виде треугольника, ограниченная скатами крыш и отделённая от стены карнизом.

Эскиз – подготовительный набросок этюда или картины. Экизы часто выполняются в виде беглых карандашных зарисовок.

Этюд – изображение вспомогательного характера ограниченного размера, выполненное с натуры ради тщательного изучения.

Графика – (от греческого пишу, рисую) произведения художника, выполненные не жидкими, а сухими материалами (карандаш, сангина, пастель). Изображение мира при помощи линий.

Техника живописи – масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, клеевая живопись, пастель, фреска, мозаика.

Монументальная живопись – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены, потолки (фреска, панно, мозаика) архитектурных построек Она раскрывает содержание крупных социальных событий, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляя их и увековечивая.

Изразец – плитка для облицовки стен печей.

Иконостас – перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части интерьера алтарную часть.

Кариотиды – опора в виде женской фигуры.

Пейзаж – изображение природы, ее состояние.

Натюрморт – (от французского, немецкого)мертвая или тихая природа или натура, картины, изображающие предметы обихода, фрукты, цветы, снедь (рыбу, дичь).

Батальный жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый военной теме.

Витраж – от франц.vitrage-остекление – произведения декоративного искусства, выполненные из цветного стекла или другого пропускающего свет материала.

Гризайль – однотонная, монохромная живопись.

Иконопись – писание икон, искусство, зародившееся в Византии.

Импрессионизм – от франц. Художественный стиль в искусстве последней трети X1X в. начало.XX в. Представители (Э Мане, О Ренуар, Э Дэга) стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивое состояние природы живописными средствами.

Буквица – в средневековых рукописных книгах первая, заглавная укрупненного размера буква, с которой начинается новая глава или иная обособленная часть текста.

Карикатура – жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа для критической оценки каких-либо общественных, политических и бытовых явлений или конкретных лиц и событий.

Колонна – вертикальный столб.

Капитель - вершина колонны.

Колорит - (от франц. – краска, цвет) в живописи, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.

Композиция – (от лат. сочинение, составление) расположение элементов художественного произведения, от которого зависит весь смысл.

Мозаика – одно из древнейших искусств. Это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла – смальты или других материалов, иногда очень ценных.

Плинер – вид живописи на открытом воздухе, термин, означающий передачу в картине всего изящества и богатства цвета.

 Используемая литература:

  1. “Передвижники” Р Д Конечна, Н А Топурия и др. Издательство Астрель, 2003 г.
  2. “Этюды об изобразительном искусстве” Н И Платонова Москва “Просвещение” 1993 год.
  3. “Краткий словарь художественных терминов” Н М Сокольникова Обнинск “Титул” 1996 год.
  4. “Искусство” М В Алпатов, Москва “Просвещение” 1969 год.
  5. “Юному художнику” Н А Кузьмина, Москва “Просвещение” 1969 год.