Культура – как растение: у нее
не только ветви, но и корни.
чрезвычайно важно, чтобы рост
начинался именно с корней.
Д.С.Лихачев.
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям занятия по предмету ”Народная культура”.
Начиная занятия по этой программе, необходимо стремиться на основе изучения народной культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду.
Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит о необходимости “Эмоционально – волевого вживания в конкретную жизнь - как основном педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”.
И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и задачи преподавания предмета “ Народная культура”.
“Как бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей мы не формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности. Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях. Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории, в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным вживанием в культуру других народов.
Главная опасность в преподавании - отвлеченные суждения по поводу, умозрительный подход, рассуждения о том чего не знаешь, не пережил, не прочувствовал. Это особенно неприемлемо в работе над освоением святая святых - традиционного культурного наследия.
В методике проведения занятий по предмету Народная культура, важное место в процессе обучения занимает обобщающий момент занятий. Необходимо в конце каждого урока дать задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания, полученные в классе так как, к сожалению, преподаватели до сих пор вынуждены работать без учебников по предмету народная культура. Таким обобщающим моментом может стать выражение полученных впечатлений в процессе рисования, или работе над елками и игрушками. Задания выбираются в связи с изучаемой темой и закрепляют на практике полученный теоретически материал.
Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: “Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.” Уроки народной культуры - это пусть маленький, но очень важный шаг цивилизованное будущее нашей страны. Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А. Печин, один из основателей объединения “римский клуб”, говорит: “Люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем лицо, как показывает сегоняший опыт, не слишком уж привлекательное, и что это движение к обезличивающей однородности происходит сейчас [6]. Нам сейчас просто жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие праславянами, должен послужить детям дверью, которая откроет им дверь в будущее страны.
В ходе занятий необходимо учитывать культурные и этнографические условия, в которых проживают дети. Следует помнить о недопустимости жесткой регламентации деятельности детей и преподавателей, предмет дает возможность раскрыть индивидуальные особенности учителя: если умеешь рисовать - рисуй, умеешь петь - пой и т.д., единая деятельность учителя и учеников позволяет достичь более глубокого эмоционального контакта. Преподавание предмета “ Народная культура” будет способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке.
Культура каждого народа как форма его исторической памяти и самосознания есть органическая часть мировой культуры.
Культура каждого народа хороша по-своему, закономерности развития народа как единой личности можно проследить, изучая любой народ, любую народную культуру. Потому что каждая народная культура вырабатывает сходные по глубинной человеческой сущности культурные формы, в которых осмысливает основные для жизни каждого народа отношения с природой, с родом, отношения человека и народа в целом с другими народами. Изучив эти универсалии, выраженные художественным языком одной народной культуры или при сопоставлении с соответствующим материалом и художественным языком для его выражения в других народных культурах, мы обретаем устойчивое основание для построения курса предмета “ Народная культура”.
Каждая культура развивается как органическая часть мировой культуры, каждая сейчас и в будущем вносит, и будет вносить свой вклад в развитие мирового культурного целого общей человеческой исторической памяти. Великолепно об этом сказал В. Белинский: “Каждый народ, сообразно со своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она развивалась, играет в великом семействе человеческого рода свою особенную, назначенную ему провидением роль, и вносит в общую сокровищницу его успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад; другими словами: каждый народ выражает собою одну какую-нибудь сторону жизни человечества”.
Следовательно, осваивая культуру своего народа, мы постигаем и общее. Любя свое, “особенное”, учим почувствовать уважение к иной, “особенной” культуре. Никогда не было абстрактной мировой культуры, всегда органическое целое разных культур, связанных между собой. Начинать изучение культуры, нужно осваивая в первую очередь собственную, чтобы не потерять себя, не потерять свое место и свой голос в ”концерте народов”, чтобы “совместно творить гармоническое единство жизни, сверкающей богатыми красками различных культур”. А это, в свою очередь, “можно лишь в том случае, если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их как свою собственную и таким образом воспитывать в себе способность восполнять друг друга своим творчеством” [1]
Занимаясь по предмету “Народная культура”, наши дети смогут расти, впитывая в себя с уважением и восторгом перед своей национальной культурой, восторг и уважение культурой народов, живущих рядом. Надо постараться научить их не переставать удивляться чуду народной культуры. Предмет “Народная культура” поможет нашим детям найти к жизни гармонию с природой, любовь к ближнему, красоте и уважение к самому себе.
Список литературы.
- В. Белинский “Избранные философские сочинения”. М,1948 г. том первый.
- Ватаман В.П. программа “Что за прелесть эти сказки”. Астрахань.1996 г.
- Герасимова Е.О., Данилина Г.С. методическая разработка “В гармонии с природой”.
- Лихачев Д.С. Интервью накануне открытия Первой всероссийской конференции по историческому краеведению “Советская культура” 1987 г. 20 октября.
- Лосский Н.О. “История русской философии” М. 1991 г.
- Печин А. один из основателей объединения “Римский клуб” “Человеческие качества” М.1980 г.
- Пигилова А.Т. “Русский дом” М,1993 г.