Цели и задачи.
- Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку.
- Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразные внеклассные мероприятия.
- Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.
- Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.
- Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению русских книг.
Выразительное чтение как средство развития
младших школьников.
Ни для кого не секрет, что владение речью
является залогом успеха во многих областях и
сферах жизни. Наши дети нередко терпят неудачи в
учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе
не потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что
ни школа, ни родители не позаботились о должном
развитии их речи.
Задача развития речи ребенка не сводится, как это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.
Разные виды речевых умений формируются
по-разному: одними можно овладеть на основе
подражания, другими только в ходе специального
обучения.
Программа курса выразительного чтения
предполагает обучение правильному произношению
слов при чтении, развитие темпа речи и чтения,
соотнесение его с содержанием высказывания и
текста, выработка умения убыстрять и замедлять
темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу
голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в
зависимости от ситуации и коммуникативной
задачи высказывания. Большое внимание уделяется
развитию четкой дикции, отработке правильной
артикуляции гласных и согласных звуков в словах
и фразах. Проводится работа над интонацией (темп,
ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и
чтения).Развитие речи детей является одной из
ведущих задач в современной начальной школе.
Известно, что хорошо развитая речь младших
школьников оказывает непосредственное влияние
на обучение детей не только языку, но и всем
учебным дисциплинам, являясь показателем
интеллектуального развития. Трудно стать
активным участником общественной жизни,
интересным собеседником, не владея связной
речью. Современная система работы по развитию
связной речи учащихся выделяет в качестве
основной задачу формирования умений
воспринимать и воспроизводить текст и
сознательно создавать собственное высказывание
в устной и письменной форме. Для решения данной
задачи рекомендуют создавать речевые ситуации,
которые максимально приближены к естественным
условиям общения. В этом случае повышается
речевая активность учащихся, обеспечивается
высокая мотивация в обучении. В системе работы
над развитием связной речи используются разные
группы приемов и типов речевых упражнений,
включающих словарную работу, работу над
словосочетанием и предложением, логическую
работу и носящих тренировочный характер.
Используются разнообразные виды изложений и
сочинений (изложение по вопросам, подробное,
сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по
рисунку или серии рисунков и др.)
Речевые разминки решают следующие задачи:
- учат детей слушать вопрос;
- устраняют разного рода неточности в произношении;
- вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;
- учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.
Широко использую в своей работе произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Особое место на уроках отвожу пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Поэтому на уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего урока или служить созданием определенной проблемной ситуации.
К пословицам могут быть даны следующие задания.
1. Что объединяет данная пословица?
- От человека утаишь, а от совести не утаишь.
- Совесть без зубов, а грызет.
- Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела.
- Без совести и при большом уме не проживешь.
2. Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.
3. Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?
4. Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.
Например, даны пословицы и названия произведений:
- В споре и белая ворона черна, и черная бела.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
- Слово не стрела, а сердце насквозь ранит.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.
После того как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Подготовительные задания на уроках русского языка включали в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизировало речевую и мыслительную деятельность детей, и были составлены по принципу увеличения сложности. Проводились упражнения в составлении предложений из слов, объединенных одной темой. Дети учились определять и формулировать тему и основную мысль текста, озаглавливать полученный текст. Отрабатывалось умение корректировать составленные предложения. Лексические упражнения позволяли сосредоточить внимание учащихся на семантике новых слов, обогатить их словарный запас. Были использованы задания, в которых предлагалось восстановить предложения, вписав пропущенные слова, которые необходимо было выбрать из данных синонимичных рядов слов. Творческие работы учащихся оценивались по таким критериям, как содержание текста (полное, последовательное создание текста, раскрытие темы), и его речевое оформление, а также орфографическая и пунктуационная грамотность.В целях повышения речевой культуры учащихся стараюсь использовать в своей работе упражнения лексического характера. Они направлены на расширение активного словаря детей, на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов, через раскрытие богатства лексических значений слова. Одним из приемов работы над значением слова является объяснение его значения через иллюстрацию употребления его в тексте упражнения. Например, глагол “встрепенуться” означает внезапно вздрогнуть, оживиться. Пример, иллюстрирующий употребление этого глагола в тексте упражнения: “Лес проснулся, встрепенулся и весенним полон шумом”. Глагол “моросить” означает накрапывать мелкими каплями. Пример: “Ветер в поле воет, дождик моросит”.
Для повышения речевой активности учащихся на уроках внеклассного чтения часто использую в работе развивающую деятельность. Например, урок по теме “Русские народные сказки” проводился в виде конкурса “Прочитай сказку, собери пазл”. За неделю до урока по данной теме учащимся были выданы пазлы с иллюстрациями к русским народным сказкам и сообщены условия конкурса. Детям необходимо было найти дома или в библиотеке сказку, изображенную на пазле, внимательно прочитать ее и подготовить пересказ. Работа с книгой оформлялась на индивидуальных листах “Дневник читателя”. Дома дети тренировались собирать пазлы. На уроке учащиеся рассказывали о том, как они готовились к конкурсу, демонстрировали оформленные читательские дневники, пересказывали сказки, соревновались в собирании пазлов. В конце урока учащиеся анализировали проделанную работу, отмечая то, чему они учились на уроке и что делали, чтобы этому научиться.
Анализ проведенной работы на уроках русского языка и чтения, во внеклассной работе показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Изложения и сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными.
Внеклассная работа по русскому языку.
Внеклассная работа по русскому языку, проводимая в начальных классах национальной школы, является “обязательным элементом нормально организованной работы школы”. Она дает возможность более широко, чем на уроке, использовать разнообразные средства для выработки у учащихся навыков практического владения языком. Это и дополнительное время общения младших школьников на русском языке.
Цели внеклассной работы по русскому языку определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах национальной школы в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания интереса и развития их творческих способностей.
Внеклассная работа по русскому языку, умело связанная с внеклассной работой по родному языку, способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно-политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которым живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов, тренирует физически.
Особенность внеклассной работы по русскому языку в национальной школе состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по родному языку и организуется только тогда, когда дети приобретут первоначальные навыки владения русским языком.
Для овладения языком очень важно постоянное слушание русской речи, и особенно на начальном этапе, в период, когда происходит формирование базовых речевых навыков по всем видам речевой деятельности – слушанию, говорению, чтению и письму. Необходимость слушания русской речи именно в начальных классах обуславливается тем, что наиболее интенсивное развитие речевого слуха происходит у детей до 8 – 9 лет, следовательно, начало формирования речевого слуха у ребенка падает именно на первые годы учебы. Эту особенность очень важно учитывать при обучении русскому языку нерусских учащихся. Постоянное слушание русской речи обогащает память детей большим количеством слов, грамматических структур, способствует усвоению правильного произношения и интонации русской речи, развитию чувства языка. Все это повышает качество знаний младших школьников.
Под внеклассной работой по русскому языку в начальной национальной школе для учащихся младшего школьного возраста следует понимать всю деятельность учителя и учащихся во внеурочное время, любые внеурочные мероприятия и занятия, проводимые на русском языке.
Основная часть этой деятельности – развитие связной русской речи учащихся.
Основные задачи внеклассной работы:
- на русском языке осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях;
- постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи;
- постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями;
- формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению русских книг.
Во внеклассной работе учитель не может обходиться только тем словарным запасом, который дается в учебниках и программах. Поэтому учителю приходится разъяснять новые понятия, работать с новыми словами.
Как же я организую работу в кружке русского языка?
В первую очередь сообщаю о создании кружка и его задачах.
На первом кружковом занятии рассказываю ребятам о значении изучения русского языка.
На кружковых занятиях проводится беседы на различные темы, например:
“ Наша школа”, “ Моя будущая профессия”, “ Моя мечта” и другие.
Часто в беседах закрепляется то, что дети узнали на уроках.
Важное место в кружковой работе занимают игры, которые способствуют развитию у детей памяти и внимания.
В дидактических подвижных хоровых играх с текстом дети быстрее усваивают слова и предложения на русском языке.
На занятиях кружка мы читаем сказки. При рассматривании и рассказывании используются сказки-иллюстрации. Рисунок в детской книге дополняет текст, оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, помогает осмыслить содержание, стимулирует желание говорить по-русски, выразить словами содержание той или иной части произведения.
Большое внимание уделяется рассказам из детских книг, журналов, газет .
Так же почти на каждом кружке используются загадки, кроссворды, ребусы. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. Работа над загадками обогащает словарь учащихся, , развивает речь, воспитывает любовь к русскому языку. Учащиеся учатся составлять загадки, ребусы, маленькие рассказы, сказки, делают первые шаги в написании стихотворений.
Основная задача кружка: углубить знания детей по русскому языку, развивать их интерес к русскому языку, воспитывать любовь к предмету.
Кружок тесно связан с тематикой материалов урока, что дает возможность осуществить задачу взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями по русскому языку.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить выразительно.
Проблемы якутских детей.
- Неправильное произношение всегда мягких, всегда твердых, шипящих, мягких звуков из- за особенностей строения артикуляционного аппарата ( неправильный прикус, выпячивание челюсти, хронические болезни носоглотки, речевые нарушения).
- Недостаток эмоциональной окраски разговорной речи.
- Неправильное интонирование.
- Отсутствует практическая среда развития разговорной речи.
В начале каждого занятия, урока провожу артикуляционную работу по выработке чистоты аудирования. Проводится речевая зарядка при помощи скороговорок, упражнений по подражанию животным, птицам и т.д.
Скороговорки.
Кот Пушок пошёл на лужок.
Чистоговорки.
Жи-жи-жи- живут в лесу ежи.
Жа-жа-жа- я нашел ежа.
Жу-жу-жу- молоко даю ежу.
Недостаток эмоциональной окраски разговорной речи, неправильное интонирование восполняются упражнениями на правильное интонирование.
Дается всем задание на интонирование слова или предложение капризно, требовательно, просительно, извинительно, сердито, виновато произнести слово. Отсутствие практической среды развития разговорной речи заставляет моделировать ситуации, создавать искусственную среду (игровую).
Заключение.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремиться показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает интерес к языку, быстроту мышления, желание учиться говорить выразительно.
Развивающий курс по развитию речи “ЛЮБОЗНАЙКА”, в 3-ем классе.
Количество часов в неделю – 1.
Общее количество часов за год – 32 часа.
Цели внеклассной работы по русскому языку определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах национальной школы в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.
Объяснительная записка.
Внеклассная работа по русскому языку, умело связанная с внеклассной работой по родному языку, способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов, тренирует физически.
Особенность внеклассной работы по русскому языку в национальной школе состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по родному языку и организуется только тогда, когда дети приобретут первоначальные навыки владения русским языком.
Для овладения языком очень важно постоянно слушание русской речи, и особенно на начальном этапе, в период, когда происходит формирование базовых речевых навыков по всем видам речевой деятельности – слушанию, говорению, чтению и письму.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить выразительно.
Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:
- получить дополнительные знания по темам;
- расширить общий кругозор;
- развить потребности в познании;
- обогатить сферу общения в классе;
Основные задачи внеклассной работы:
- на русском языке осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях ;
- постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий. эмоциональный материал и разнообразные формы и приемы работы;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи;
- постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями;
- формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению русских книг;
Содержание дополнительного занятия учитывает интересы, склонности и способности каждого учащегося, их познавательные и профессиональные намерения.
Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.
Литература.
- Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1992.
- Занимательно о русском языке. Пособие для учителя \ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение. 1990.
- Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.: Издательство, 2003.
- Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б, Рогалева Н.– ПЦ, 1997.
- Развитие речи.Дети7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.
- Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.
- Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
- Начальная школа.№4,10 1989, 1983 гг.
- Стихи для развития речи. СПб.. Издательский Дом “Литера” 2004.
Программа развивающего курса по развитию речи в третьем классе.
№ | Темы занятий | Задача |
1 | Устная речь. Говорить выразительно. Жесты и мимика. |
Научить слышать усиление и ослабление силы голоса; помочь понять , что умелое использование жестов и мимики, делает нашу речь выразительнее. |
2 | Соберем свой словарик. Русские пословицы и поговорки. |
Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям. |
3 | Брэйн – ринг “О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” | |
4 | О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа. |
Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте. |
5 | Я думаю… мне кажется… Викторина “ 50 вопросов о |
Показать учащимся, что отвечая на вопрос “почему?”, можно не только объяснять, но и доказывать. |
6 | Это интересно. Сочиним загадку. | Познакомить с приемами конструирования загадки. |
7 | Выделить, отличить, найти… Главное в описании. |
Показать учащимся, как важно правильно отбирать для описания признаки предмета. |
8 | Эти забавные животные. | Игра. Дети рассказывают о своем любимом животном. |
9 | Шарады. Ребусы. | |
10 | Умники и умницы. | |
11 | Докажите, что у вас самый острый в мире глаз. | Раскрыть суть операции сравнения. |
12 | Высоко, далеко, низко… | Предупредить появление логических ошибок при сравнении. |
13 | Из истории языка. | |
14 | Развиваем творчество. Учимся составлять слова. | Обогащение словарного запаса слов. |
15 | Если слово непонятно. | Показать, что значение слова можно объяснить, растолковать с помощью других, знакомых слов. |
16 | Очень важные слова. | Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости. |
17 | Страна Словакия. | |
18 | Смеемся, грустим, задумываемся… | Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства. |
19 | Как нужно вести себя во время разговора. | Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. |
20 | Волшебное слово. | Научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. |
21 | Кому и как подражать. | Познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи – звукоподражанием. |
22 | Увидел, услышал, рассказал… | Сформировать представление о рассказе как о тексте, в котором говорится о случае, действительно происшедшем с рассказчиком. |
23 | Раз словечко. Два словечко… | Учить детей находить опорные слова в тексте. |
24 | Будем сказки сочинять… | Учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать их творческое воображение. |
25 | Викторина: “Отгадайте сказку”. | Познакомить детей с опорными словами. |
26 | Из истории языка. | |
27 | Отгадай слово. | Познакомить детей с тем, как можно определить значение слова и как его толковать. |
28 | Занимательная грамматика. | |
29 | Два секрета считалки. Сочиняем считалку. | Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. |
30 | В гостях у дедушки Корнея. КВН. | Чтение сказок К. Чуковского. |
31 | Угадай… ( угадывание сказок.) | |
32 | Итоговое занятие. Конкурсы, викторины. Вручение дипломов ученикам, достигшим большего успеха. |