Тема урока: Координаты на прямой". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тема: “Координаты на прямой”.

Цель:

  • Дать всесторонние представления о новых числах.
  • Научить читать и записывать положительные и отрицательные числа, изображать их точками на прямой.
  • Определять координаты точек, находить координату точки, отмечать на координатной прямой точку по ее координате.
  • Формировать навыки мыслительной деятельности, , внимательность, культуру чтения, культуру математической речи, развивать активность учащихся.

Оборудование: демонстрационная координатная прямая, демонстрационный термометр, таблицы, инструменты (линейка с делениями), карточки.

Ход урока:

2. Устный счет. “Метод “мягкой посадки”.

Правильно ли решил примеры Незнайка?

0,2 + 0,4 = 0,6

0,3 + 0,03 = 0,06           

0,7 – 0,2 = 0,5

2,6 : 2 = 1,3

3,1 – 0,8 = 2,3

6,4 х 10 = 0,64

0,8 : 8 = 0,01

0,54 х 0 = 0,5

Какой луч называется координатным лучом?

Имеет ли координатный луч конец? Начало?

Каким числам соответствуют точки А, Е, С, Д на координатном луче?

Каким точкам на координатном луче соответствуют числа 2, 4, 5, 8?

2. Подготовка к изучению нового материала.

Задача 1. Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз.

Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? Достаточно ли знать лишь расстояние белки от дупла?

Задача 2. “Метеор” вышел с поселка Горноправдинск и идет со скоростью 40 км/ч.

В каком месте “Метеор” будет через 2 часа?

Достаточно ли знать только расстояние? (Ответ: нет, надо знать еще и направление).

3. Изложение нового материала.

Практическая работа с классом. (Работа учащегося у доски и работа класса в тетради).

Начертить горизонтальную прямую.

Отметить на ней точку О (начало отсчета).

Выбрать единичный отрезок и отложить его вправо и влево от начала отсчета один раз, два, три и т.д. раз.

Под каждой точкой подпишите соответствующее число.

Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками).

Как выйти из этого затруднения?

В математике принято числа, которые идут влево от начала отсчета, записывать со знаком минус “-”.

Введение понятия положительных и отрицательных чисел.

Направление вправо от начала отсчета называется положительным, и направление на прямой обозначают стрелкой. Числа, расположенные вправо от точки О, называются положительными.

Влево от точки О располагают отрицательные числа, и направление влево от точки О называется отрицательным (отрицательное направление не указывается).

Отрицательные числа пишутся со знаком “-”.

Читают: “Минус один”, “Минус два”, “Минус три” и т.д.

Число 0 – начало отсчета не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно отделяет положительные от отрицательных чисел.

Координатная прямая.

Определение: прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой.

Задание: назвать среди этих прямых прямую, которая является координатной.

Координата точки.

Определение: число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.

Работа по учебнику. Повторить определение координатной прямой; координаты точки.

Ввести понятие вертикальной координатной прямой.

Работа по таблице.

Говорят: “Точка А имеет координату 2”; “Точка С имеет координату – 4”.

Пишут: А (2); В (3,5); С (- 4); D (- 2).

Читают: “Точка А с координатой 2”; “Точка С с координатой – 4” и т.д.

Задание: Прочитать следующие записи: О (0); А (- 6); В (- 1,2); С (0,5); D (2,8).

Психологическая разгрузка: (Звучит фонограмма “шум моря”).

На фоне “шума волн” звучит фрагмент из произведения М.Горького “Песня о Соколе”:

“… Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там синим, нежным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно скользя на берег…”.

4. Закрепление нового материала.

Игровой момент. (Демонстрационная доска с координатной прямой).

Учитель укрепляет точку. Ученики называют ее координату.

Учитель называет число. Учащиеся укрепляют точку с данной координатой.

Практическая работа: (На столах - карточки с координатной прямой, на которой отмечены точки).

Написать координаты точек А, В, С, D, Е, К, О, М.

Прочитать получившиеся записи.

Игровой момент: “Найди ошибку”.

На координатной прямой отмечены точки А, В, С, D.

Незнайка записал координаты точек так: А (2), В (- 3), С (- 2), D (- 4). Верно ли он записал?

5. Итог урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Какая прямая называется координатной?

Какими числами является координата точек на координатной прямой справа от начала координат? Слева от начала координат?

Какую координату имеет начало отсчета?

6.  Выставление оценок.

7. Домашнее задание: п. 26, №902- устно, № 903, №904.