Тип урока: урок повторения и закрепления знаний по темам “Сравнение десятичных дробей”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число”.
Цели:
Образовательная: проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с десятичными дробями.
Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с астрономией.
Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” (Приложение 1), аудиофайл с музыкой космоса (Приложение 2).
Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы и проверим свои знания и умения по выполнению изученных нами действий с десятичными дробями.
Презентация. Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.
Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.
Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.
Оформление тетрадей.
II. Актуализация знаний по теме “Сравнение десятичных дробей”.
Учитель: Проверим готовность к путешествию. Выполним графический диктант. В случае согласия с утверждением проведите горизонтальную черту _ , в противном случае – уголок U .
У доски с обратной стороны выполняют работу 2 человека.
Диктант:
1. Ученики 5”б” класса могут записать любое смешанное число или любую обыкновенную дробь в виде десятичной. Пояснение при проверке: смешанные числа и обыкновенные дроби, в знаменателе которых разрядная единица 10, 100, 1000 и т.д.
2. В десятичной дроби 9,03 после запятой в дробной части 1 цифра. Пояснение при проверке: числитель дробной части должен иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе.
3. Прежде, чем сравнивать десятичные дроби, надо уравнять количество цифр после запятой. Пояснение при проверке: при этом десятичные дроби сравнивают как натуральные числа; второй способ – сравнение по разрядам.
4. Чтобы сложить/вычесть десятичные дроби, нужно выполнить алгоритм, в котором 4 шага. Пояснение при проверке: 1. Уравнять количество знаков после запятой, 2. записать в столбик запятая-под запятой. 3. Сложить/вычесть как натуральные числа. 4. Поставить запятую под запятой.
5. При округлении десятичной дроби в случае, если первая отбрасываемая или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3, 4, то стоящую перед ней цифру не увеличиваем на 1. (Пояснение при проверке: увеличиваем на 1 при отбрасывании цифр 5-9.
6. Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, в которой слагаемые равны десятичной дроби, количество слагаемых – натуральному числу. Пример при проверке: 3,1? 3=3,1+3,1+3,1.
Проверка:
Оценивание работы на полях: “5” - 6 верных знаков, “4” - 4-5 знаков, “3” - 3 знака.
III. Проверка навыка сравнения десятичных дробей.
Учитель: Заправлены в планшеты космические карты.
Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.
Первый на пути – Меркурий.
Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.
Презентация. Слайд 2. Демонстрация Меркурия.
На Меркурии мы повторим правила сравнения дробей. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).
Задание: в каждой из троек предложенных чисел выберите наибольшее. Запишите букву, соответствующую выбранному числу. Прочитайте слово. Время выполнения – 3 мин. По готовности поднимите руку.
Презентация. Слайды 3-9.
Б |
П |
Т |
А |
У |
Я |
19 |
18,3 |
18 |
С |
З |
В |
12,2 |
14,2 |
10,28 |
В |
Т |
Ж |
2,17 |
2,170 |
2,171 |
О |
Е |
Ы |
9,08 |
9,0812 |
9,1 |
П |
М |
Н |
0,5 |
0,005 |
0,05 |
Я |
Ю |
В |
Проверка правильности выполнения задания.
Презентация. Слайд 10.
Ответ:
Объяснение случаев
Самооценка на полях: 1 ошибка- “4”, 2-3 ошибки – “3”.
Учитель: Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.
IV. Проверка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Учитель: Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.
Какая это планета? Марс.
Презентация. Слайд 11. Демонстрация Марса.
На Марсе мы повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей. Задание будет таким. Вспомните алгоритм сложения/вычитания десятичных дробей, проверьте верность числовых неравенств на карточке 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны верные числовые равенства. Время выполнения задания – 4 мин. Готовность – поднятая рука.
Решение устно, вспомогательные записи выполните в тетради. 1 человек выполняет задание с обратной стороны доски, выполняя вычисления и закрашивая клетки на листе формата А4, прикрепленном на магнитах.
2,7+1,35=4,05 |
88,252–4,69=83,562 |
11,1–2,8=8,3 |
9,4–3,7=5,7 |
5–2,3=27 |
22,191+5,8=2224,9 |
4,1+2,9=7 |
16,78–5,45=11,33 |
7,4+2=9,4 |
Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?
Презентация. Слайд 12.
С – “Солнце”. Солнце - это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.
Презентация. Слайд 13.
Самооценка на полях: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”.
V. Проверка умения округлять десятичные дроби.
Учитель: Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет:
Скорость вращения Марса 24,1 км/с, скорость вращения Меркурия 47,9 км/с.
Запишите эти десятичные дроби, округлите их до единиц.
Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.
(48:24=2 –Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)
Проверка правильности решения. Повторение алгоритма округления десятичных дробей.
VI. Устная фронтальная проверка усвоения правила умножения десятичной дроби на целое число.
Учитель: Следующую планету нашего виртуального путешествия отгадать непросто. Для этого нужно вспомнить правило умножения десятичной дроби на целое число. Рассмотрите внимательно высказывания. Определите, истинны они или ложны. Зачеркните в карточке 3 буквы, связанные с ложными высказываниями. Из оставшихся букв составьте слово, обозначающее название планеты. Время выполнения – 5 мин., готовность – поднятие руки.
а |
6,3·10=63 |
и |
л |
0,0057·100=57 |
л |
я |
0,563·10=563 |
л |
т |
0,6·6=0,36 |
л |
в |
7·0,02=0,14 |
и |
н |
1,1·8=8,8 |
и |
р |
1,24? 1000=1240 |
и |
е |
2,5·4=10 |
и |
о |
3,9·0=3,9 |
л |
Т |
В |
Е |
Т |
Р |
О |
Е |
Л |
Н |
Л |
Я |
А |
Т |
Презентация. Слайд 14. Демонстрация Венеры.
Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.
VII. Эмоциональная пауза.
Звучит легкая космическая музыка (Приложение 2)
Учитель: Снова отправляемся в открытый космос.
Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
Презентация. Слайд 15. Демонстрация Земли.
VIII. Контроль усвоения знаний по теме “Умножение десятичной дроби на целое число”.
Учитель: В заключение урока решим в тетрадях задачу.
Задача. Луч света от Солнца распространяется со скоростью 300 000 км/с. До Земли луч света доходит за 498,7 с. Найдите, на какое расстояние удалена Земля от Солнца.
Решение:
для нахождения расстояния необходимо скорость умножить на время.
498,7? 300000=149610000,0 (км)
Ответ: 149 млн 610 тыс. км.
IX. Подведение итогов урока:
Учитель: Какие действия с десятичными дробями повторили мы на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Какая из планет вам запомнилась больше всего?
Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.
Презентация. Слайд 16. Демонстрация Солнечной системы.
Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
С рекордами планет Солнечной системы вы можете познакомиться на стенде “Информация для умников”, а также в энциклопедиях, на Интернет-сайтах.
В течение урока вы оценивали свои знания по теме “Действия с десятичными дробями”. Сейчас на основании самооценки поставьте себе оценку за урок. Дома повторите, пожалуйста, темы, которые вызвали у вас затруднение.
X. Домашнее задание.
Учитель: В тетради запишите расстояние от посещенных сегодня планет до Солнца.
1 колонка. Меркурий – 57,9 млн км.
2 колонка. Венера – 108,3 млн. км.
3 колонка. Марс – 227,7 млн. км.
Найдите время, за которое луч света дойдет от Солнца до каждой из этих планет. При решении задачи используйте некоторые данные классной работы.
Спасибо за работу.