Тема: автоматизация звуков [С] – [С`] в словах, словосочетаниях.
Цели:
- закрепить правильное произношение звуков [C] – [C`] в словах, словосочетаниях;
- совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
- развитие функции словоизменения;
- формирование фонематических процессов;
- развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- обогащение словаря;
- развитие мыслительной операции, зрительного восприятия;
- воспитание у детей умения общаться друг с другом доброжелательно.
Оборудование:
- предметные картинки со звуками [С] – [С`];
- зеркала;
- карточки с заданиями;
- цветные фишки (красный, синий, зеленый);
- профили;
- магнитофон;
- схемы слов, звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Сегодня в нашей школе праздник. К нам на занятие пришли гости. Ребята, а вы знаете какой праздник? (День рождения школы, ей исполнилось 15 лет.)
– Один сказочный персонаж тоже узнал о празднике и пришел к вам в гости, точнее, прилетел. Догадайтесь, кто этот гость?
Любит очень он варенье,
Все съедает без сомнения.
На спине жужжит пропеллер,
И живет на крыше он.
Ответы детей.
Открывается картина с изображением Карлсона и
звучит магнитофонная запись.
– Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с праздником. Я желаю, чтобы вы были всегда добрые, дружные и старательно учились. Мне очень нравится играть с детьми, но сегодня я приготовил много заданий. Если вы будете помогать друг другу, то быстро с ними справитесь. А в конце занятия вас ждет сюрприз.
– Давайте мы сначала подарим друг другу улыбку и посмотрим, какие задания он нам приготовил?
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
Открывается картина леса. На ней нарисованы животные и птицы: сорока, сова, синица, снегирь, собака, лиса, лось, рысь.
– На какие две группы можно разделить эти картинки? Послушайте слова, какие звуки я буду выделять голосом? Как вы думаете, какие у нас сегодня дежурные звуки?
Ответы детей.
2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Работа с зеркалами, профилями
– Дайте характеристику звукам [С] – [С`]. (Дети перед зеркалом дают характеристику, используя схемы.)
Артикуляционные упражнения для губ и языка:
- “улыбочка-трубочка”
- улыбнулись и широким краем язычка почистим нижние зубки;
- “лопаточка-иголочка”;
- “футбол”.
3. Развитие фонематических процессов.
– Сначала назовите картины, где мы слышим твердый звук [С], потом – мягкий звук [С`]. (Дети перечисляют картины, четка выделяя голосом звуки и определяют место звука в словах.)
4. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Работа у доски
– Выложите цветными фишками слова: лиса, сова, собака, лось. Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Ответы детей.)
5. – К каким словам подходят эти схемы?
Ответы детей: рысь, лось, сова, собака.
6. Физминутка
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту жмем-жмем,
Мы капусту солим-солим.
Дети выполняют движения, соответствующие словам.
7. Игра на внимательность: кустик – дерево
Правила игры: на слово “кустик” дети приседают, “дерево” – размахивают над головой руками.
Ведущий дает команду, сам выполняет противоположное действие. Например: на слово “кустик” размахивает над головой руками, “дерево” – приседает.
8. Развитие зрительного восприятия. Работа у доски
– Буквы поломались пополам. Дописать буквы, провести стрелки к подходящим по смыслу словам и прочитать.
гогочут |
кусается |
стрекочет |
9. На доске написаны слоги:
СА-СА-СА – в лесу бегает …(лиса)
СЫ-СЫ-СЫ – хвост пушистый у …(лисы)
СО-СО-СО – гнездо сороки … (высоко)
СУ-СУ-СУ – было холодно в … (лесу)
ЫСЬ-ЫСЬ-ЫСЬ – в лесу живет … (рысь)
ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – в лесу живет … (лось)
Поможем Карлсону сочинить чистоговорки.
10. Игра с перекидыванием мяча. “Чей детеныш?”
Правила игры: ведущий бросает мяч ребёнку, ребенок говорит детеныша и возвращает мяч.
- У лисы – …
- У лося – …
- У сороки – …
- У гусей – …
- У собаки – …
- У рыси – …
11. Слоговой анализ и синтез слов
– Карлсон нашел осенние листочки.
Ветер осенью летал, ветер листики срывал.
Лист березы, лист осины, листья клена оборвались.
Вот попробуй, собери. Собери и прочти.
Дети подбирают одинаковые по форме и цвету разрезанные на части листья и читают слова.
12. Образование и согласование относительных прилагательных.
– От какого дерева листочки?
Ответы детей: листья березы – березовые, листья клена – кленовые, листья дуба – дубовые, листья осины – осиновые.
– Вы знаете, что Карлсон любит вкусно поесть. Сейчас мы ему приготовим сытный обед. (Предметные картинки: капуста, свекла, апельсин, слива, овес.)
Дети выходят к доске, показывают картинку и отвечают.
– Что можно приготовить из этих продуктов?
- Салат какой? (Капустный)
- Суп из свеклы какой? (Свекольный)
- Каша из овса какая? (Овсяная)
- Сок из апельсина? (Апельсиновый)
- Варенье из сливы? (Сливовое)
– Что еще можно приготовить из сливы?
Ответы детей.
III. Итог занятия
Карлсон угощает детей печеньем. с изображением буквы С.
– На что похожа буква С? Что больше всего запомнилось на занятии?