Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи

Разделы: Начальная школа


Тема: автоматизация звуков [С] – [С`] в словах, словосочетаниях.

Цели:

  • закрепить правильное произношение звуков [C] – [C`] в словах, словосочетаниях;
  • совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развитие функции словоизменения;
  • формирование фонематических процессов;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • обогащение словаря;
  • развитие мыслительной операции, зрительного восприятия;
  • воспитание у детей умения общаться друг с другом доброжелательно.

Оборудование:

  • предметные картинки со звуками [С] – [С`];
  • зеркала;
  • карточки с заданиями;
  • цветные фишки (красный, синий, зеленый);
  • профили;
  • магнитофон;
  • схемы слов, звуков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Сегодня в нашей школе праздник. К нам на занятие пришли гости. Ребята, а вы знаете какой праздник? (День рождения школы, ей исполнилось 15 лет.)

– Один сказочный персонаж тоже узнал о празднике и пришел к вам в гости, точнее, прилетел. Догадайтесь, кто этот гость?

Любит очень он варенье,
Все съедает без сомнения.
На спине жужжит пропеллер,
И живет на крыше он.

Ответы детей.
Открывается картина с изображением Карлсона и звучит магнитофонная запись.

– Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с праздником. Я желаю, чтобы вы были всегда добрые, дружные и старательно учились. Мне очень нравится играть с детьми, но сегодня я приготовил много заданий. Если вы будете помогать друг другу, то быстро с ними справитесь. А в конце занятия вас ждет сюрприз.

– Давайте мы сначала подарим друг другу улыбку и посмотрим, какие задания он нам приготовил?

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Открывается картина леса. На ней нарисованы животные и птицы: сорока, сова, синица, снегирь, собака, лиса, лось, рысь.

– На какие две группы можно разделить эти картинки? Послушайте слова, какие звуки я буду выделять голосом? Как вы думаете, какие у нас сегодня дежурные звуки?

Ответы детей.

2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Работа с зеркалами, профилями

– Дайте характеристику звукам [С] – [С`]. (Дети перед зеркалом дают характеристику, используя схемы.)

Артикуляционные упражнения для губ и языка:

  • “улыбочка-трубочка”
  • улыбнулись и широким краем язычка почистим нижние зубки;
  • “лопаточка-иголочка”;
  • “футбол”.

3. Развитие фонематических процессов.

– Сначала назовите картины, где мы слышим твердый звук [С], потом – мягкий звук [С`]. (Дети перечисляют картины, четка выделяя голосом звуки и определяют место звука в словах.)

4. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Работа у доски

– Выложите цветными фишками слова: лиса, сова, собака, лось. Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Ответы детей.)

5. – К каким словам подходят эти схемы?

Ответы детей: рысь, лось, сова, собака.

6. Физминутка

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту жмем-жмем,
Мы капусту солим-солим.

Дети выполняют движения, соответствующие словам.

7. Игра на внимательность: кустик – дерево

Правила игры: на слово “кустик” дети приседают, “дерево” – размахивают над головой руками.

Ведущий дает команду, сам выполняет противоположное действие. Например: на слово “кустик” размахивает над головой руками, “дерево” – приседает.

8. Развитие зрительного восприятия. Работа у доски

– Буквы поломались пополам. Дописать буквы, провести стрелки к подходящим по смыслу словам и прочитать.

гогочут

кусается

стрекочет

9. На доске написаны слоги:

СА-СА-СА – в лесу бегает …(лиса)
СЫ-СЫ-СЫ – хвост пушистый у …(лисы)
СО-СО-СО – гнездо сороки … (высоко)
СУ-СУ-СУ – было холодно в … (лесу)
ЫСЬ-ЫСЬ-ЫСЬ – в лесу живет … (рысь)
ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – в лесу живет … (лось)

Поможем Карлсону сочинить чистоговорки.

10. Игра с перекидыванием мяча. “Чей детеныш?”

Правила игры: ведущий бросает мяч ребёнку, ребенок говорит детеныша и возвращает мяч.

  • У лисы – …
  • У лося – …
  • У сороки – …
  • У гусей – …
  • У собаки – …
  • У рыси – …

11. Слоговой анализ и синтез слов

– Карлсон нашел осенние листочки.

Ветер осенью летал, ветер листики срывал.
Лист березы, лист осины, листья клена оборвались.
Вот попробуй, собери. Собери и прочти.

Дети подбирают одинаковые по форме и цвету разрезанные на части листья и читают слова.

12. Образование и согласование относительных прилагательных.

– От какого дерева листочки?

Ответы детей: листья березы – березовые, листья клена – кленовые, листья дуба – дубовые, листья осины – осиновые.

– Вы знаете, что Карлсон любит вкусно поесть. Сейчас мы ему приготовим сытный обед. (Предметные картинки: капуста, свекла, апельсин, слива, овес.)

Дети выходят к доске, показывают картинку и отвечают.

– Что можно приготовить из этих продуктов?

  • Салат какой? (Капустный)
  • Суп из свеклы какой? (Свекольный)
  • Каша из овса какая? (Овсяная)
  • Сок из апельсина? (Апельсиновый)
  • Варенье из сливы? (Сливовое)

– Что еще можно приготовить из сливы?

Ответы детей.

III. Итог занятия

Карлсон угощает детей печеньем. с изображением буквы С.

– На что похожа буква С? Что больше всего запомнилось на занятии?