Пояснительная записка
Социализация детей с ограниченными возможностями, особенно детей с нарушением интеллекта, практически не отражена в России, что препятствует ее внедрению и успешному применению в практической работе.
Для детей с нарушением интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, с нарушением координации движений, плохо развитой мелкой моторикой, повышенной утомляемостью. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей, по сравнению с их познавательной деятельностью мы расширили работу с ними, за счет занятий музыкой, пением, изобразительной деятельностью, игротерапией, в данном случае театрализованными играми, в которых дети кроме коммуникативных навыков приобретают простейшие социальные навыки: навыки поведения, трудовые навыки, социально-бытовые навыки.
Куклотерапия в нашей работе выступает как в качестве основного, так и вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации.
Основное содержание программы
Коррекционно-развивающая программа по социализации детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии строилась с учетом опыта накопленного в педагогике и психологии.
Коррекционная программа основывается на взаимодействии взрослого и ребенка. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть своё “Я”. Важная роль в программе отводится методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.
Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.), лечение психических заболеваний.
Куклотерапия, как часть игротерапии, как и другие формы терапии (музыкотерапия, библиотерапия, психодрама и др.), имеет эмоционально стрессовое воздействие на личность.
Мы полагаем, что именно на занятиях по куклотерапии создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства о сокровенном, важном. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.
В структуре занятия просматриваются две основные части: одна– диагностическая (личностная, межличностные отношения) и вторая– коррекционно-развивающая (творческая- составление, придумывание сценария сказки, сказочного представления, используя результаты диагностики, изготовление кукол, рисование декораций, подбор музыкального репертуара). На занятиях могут использоваться различные техники, например техника “Придумай свою сказку” (см. Приложение1). В работе с семьей отлично зарекомендовал себя метод совместной режиссуры (см. Приложения 2-5).
Цель программы – ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции). Нравственно-воспитательные воздействия кукольного театра как вида искусства, приобретающее конкретную феноменологическую и индивидуальную направленность. Помощь семьям имеющим детей инвалидов.
Основные задачи
Организация занятий
Занятия проводятся с группой из 4-6 человек 1-2 р. в неделю. Длительностью занятий 30-60 минут в зависимости от работоспособности детей.
Пространство кабинета организовано таким образом, чтобы можно было свободно, плавно перейти от одного вида деятельности к другому (диагностика, работа с куклой, рисование декораций, репетиция песен и т.д.).
Персонажи будущего спектакля расположены так, чтобы можно было свободно ими манипулировать.
Необходимые декорации дополнительно выполняются детьми на занятиях по моделированию, кукольные персонажи шьются на занятиях по труду или вместе с родителями.
Правила проведения занятий
Самое главное условие эффективности таких занятий – выработка желания добровольного участия в них детей и взрослых.
Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, мною был придуман постоянный герой всех спектаклей – дракончик Памси.
Чтобы занятия не были утомительны для детей, их структура в любой момент могла меняться. Первые занятия посвящены личностной и семейной диагностике. Во время диагностики выяснялось, как дети понимают определенные нравственные понятия: добро-зло, трудолюбие-леность и т.д. Им предлагалось взять любую куклу персонаж и наделить ее теми качествами, которые детям были менее понятны или наоборот хорошо понятны. Обыгрывая куклу, у детей возникали разные элементы сюжетов будущего спектакля.
Несколько занятий уходило на сочинение и написание сценария спектакля, подбор героев.
Детям давалась полная свобода для сочинительства, выбора героя, которого они хотели бы сыграть, заранее обговаривалась вся подготовка к спектаклю: рисование декораций, пошив кукол.
Если ребенок отказывался, не желая играть предложенную ему роль, с ним заранее обговаривалось, что он всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Ребенку предлагалось все-таки попробовать.
Кульминацией работы всегда являлась премьера спектакля с приглашением родителей, гостей, где сама ситуация вынуждала ребенка превозмочь эмоциональный барьер (участие в спектакле, выход на поклон, представление артистов перед зрителями), проявить эмпатию (вместе порадоваться своему успеху) (см. рис. 1, приложение 6).
Насыщенная положительными эмоциями игра с куклами, необходимость исправить “испорченный” характер (иначе свой собственный), позволяет обеспечить автоматизацию усвоенных поведенческих навыков (см. рис.2-3, приложения 7-9).
В любой сочиненной детьми сказке-спектакле, герой, преодолевая трудности и препятствия, все-таки достигает цели и побеждает. Победа – это преодоление себя, демонстрация решенной индивидуальной проблемы, способность оказать поддержку другому, удовлетворить свою потребность в оказании помощи другому, становясь от этого сильным и смелым, более уверенным в себе – этот факт помощи имеет важное терапевтическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в свои силы и формирование более позитивного отношения к себе.
На этой высокой эмоциональной ноте, с ощущениями праздника в душе и торжества победы заканчивается цикл занятий по куклотерапии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Как я расту. М.: Просвещение, 1996г.
2. Бгажнокова И.М., Уфимцева Л.П. Обучение, воспитание, развитие учащихся с нарушением интеллекта. Красноярск, 1998г.
3. Громова Т.Б. Страна эмоций. М.: УЦ Перспектива, 2002г.
4. Добриденя В.П., Шевченко Ю.С., Усанова О.Н. Психокоррекция: теория и практика.: НПУ Коррекция, 1995г.
5. Психолог в детском саду.-1999-№1.- С.34.
6. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб.,2002г.
7. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2001г.
8. Журнал практического психолога.-1998-№2 .- С.59.
9. Слободянник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.:Айрис Дидактика, 2003г.
10. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989г.
11. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Техника “ Придумай свою сказку”
Введение и обоснование:
Детям с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями.
В ходе игровой терапии дети пытаются моделировать реальные жизненные ситуации. Например, три поросенка имеют те же черты характера, что и дети, или, наоборот прямо противоположные имеющимся. Кроме того, дети самостоятельно принимают участие в изготовлении необходимой куклы. Использование куклы позволяет детям выражать такие сложные чувства, как гнев, страх, растерянность, грусть и другие, а также развить фантазию. Появляется возможность конструктивного взаимодействия взрослого и ребенка.
Описание техники:
Дети вместе со взрослыми на основе знакомой сказки “Три поросенка” пишут сценарий своей сказки, наделяя героев теми чертами, которые придумывают сами (чаще приписывают свои черты или черты других детей группы). У детей есть возможность принимать участие в изготовление кукол и декораций к сказке, вносить свои предложения по поводу обыгрывания сказки.
Показания и рекомендации к применению:
Описанная игра может быть полезной в работе с замкнутыми детьми, стеснительными, боязливыми. Способствуют развитию внимания, различных умений.
Особенно полезна игра детям с задержкой развития: дает богатый диагностический материал. Куклы обеспечивают ребенку безопасное отреагирование психогенных ситуаций, помогают самовыразится, развивают саморегуляцию, корректируют отношения взрослый-ребенок, ребенок приобретает элементарные навыки шитья.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценарий сказки “Памси и его настроение” №2 (Совместная режиссура с родителями)
Действующие лица:
Дракончик Памси, заяц Коська, ленивое облако, мудрая сова, ежик.
Оборудование:
куклы, ширма, украшения: облака с разными настроениями, елочки из цветного картона, музыкальная запись песен “Осеннее настроение”, “Облака из пластилина” (Аудиоприложение к книге Т. Боковой “Времена года”).
Ход: звучит музыка.
Ведущий(ребенок): Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений
Вас спектакль Памси и его настроение!
Звучит музыка, появляется грустный дракончик Памси и напевает себе под нос грустную песенку. Музыка смолкает, из-за дерева появляются длинные уши.
Памси (грустно): Кто здесь?
Заяц (испуганно): Это я, заяц Коська?!
Памси: А чего ты весь дрожишь?
Заяц(спокойнее): Я услышал твою песенку и решил посмотреть, кому это так грустно?
Памси: Загрустишь тут. Скоро Новый Год, праздник, а какой Новый Год без снега, горки, санок, без веселья. Наступила зима, а снега почему-то нет? Что делать?
Заяц (радостно): Я знаю одну очень мудрую и умную сову. Пойдем к ней, она подскажет что делать!
Памси: А где живет мудрая сова?
Заяц: Давай спросим у моего друга ежика, он здесь недалеко под осенними листочками спрятался, приготовился к зимней спячке. (подходят к куче листьев, зовут ежа)
Еж: Что случилось, Коська?
Заяц: Ежик, мы хотим найти с Памси мудрую сову, и попросить у нее снега. Ты не знаешь, где она живет?
Еж: Конечно, знаю. В глубине леса, в дупле большого дерева. Пойдемте, я вас провожу.
Вед-я: И звери отправились в домик совы. Сова была рада приходу зверей, к ней давно уже никто не захаживал. Звери наперебой стали объяснять сове, зачем они пришли.
Памси: Сова, скоро Новый год, а в нашем лесу нет снега.
Заяц: Что нам делать? Как мы будем кататься с горки, чем играть в снежки?
Сова: У-У-У. Я знакома с одним чудесным облаком, давайте попросим снега у него.
Вед-я: Звери отправились к облаку. Облако лежало в домике и зевало.
Звери: Облако, дай нам, пожалуйста снега.
Облако (зевая): Мне лень, неохота.
Звери: Ну, пожалуйста.
Облако: Вот если развеселите меня, тогда дам вам снега.
Звери: Что же нам делать?
Памси: Я знаю одну девочку, которая знает хорошую песенку про облако. Давайте попросим ее спеть.
Облако: Какая хорошая песенка! Мне даже стало стыдно за свою лень! Но я сейчас это исправлю. Возвращайтесь к себе в лес, а я пригоню вам снега.
(Звери под музыку отправляются домой в лес)
Вед-я: Облако позвало своих друзей и на землю посыпались хлопья снега. Звери о радости стали прыгать, бросать снежки. Они были уверены если есть снег, Новый год будет очень веселым и интересным.
Звери: хором поют песенку (“Веселая зима” Т. Бокова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий спектакля “Памси учится говорить нет”
Цель: Закреплять знания о правилах осуществления выбора, учить детей анализировать
свои поступки и поступки других людей. Учить говорить “нет!”. Работа с
актуальным настроением. Повышение мотивации деятельности. Расширение
коммуникативных навыков. Работа с индивидуальными особенностями характера.
Действующие лица: Памси, три пчелы, ежик, мудрый кот, волк.
Материал: ширма, куклы, аудиозапись песни “каникулы”.
Ход:
Ведущая: У Памси и его друзей только что закончились уроки, а так как погода стояла чудесная, они решили немного прогуляться. Идут они по тропинке, вокруг щебечут птицы, распускаются цветы.
Заяц: Сколько цветов на поляне?! ( Наклонился, нюхает)
Ежик: Да, очень красиво!
Волк: Я бы для мамы нарвал букет!
Памси: Подумаешь цветы! Вкусно пахнут ( стал рвать и бросать их на землю).
Ведущая: Звери от неожиданности замерли, но возражать не стали, как никак Памси был драконом, хотя и маленьким, но все же драконом. Звери продолжили прогулку по лесу.
Заяц (Увидел лежащее у дерева яйцо) Смотрите, яйцо упало из гнезда, его могут съесть звери, давайте положим его опять в гнездо.
Памси: Подумаешь яйцо! Да здесь их сколько угодно!( Стал трясти дерево. Из гнезда посыпались птичьи яйца и стали разбиваться)
Ведущая: Звери от неожиданности ойкнули.
Звери: Ой, ой, ой.
Ведущая: А Памси продолжал трясти дерево. Вдруг раздалось грозное жужжание. Памси и его друзья не догадывались, что на дереве жили пчелы. Они были очень недовольны Памси и с громким жужжанием бросились на зверей.
Звери: Ой, ой как больно, ой, ой помогите! (Песенка пчел)
Ведущая: Звери бросились наутек.
Пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж-ужалю, ужалю.
Ведущая: Разгневанные пчелы вернулись к себе домой. Удирая от пчел, звери наткнулись на мудрого дикого кота.
Кот: Что случилось?
Ведущая: Звери наперебой стали рассказывать, как их покусали пчелы.
Кот: Пчелы никогда не обижают зря. Наверное, вы сделали что-то очень плохое?
Памси (огорченно): Это я виноват.
Ведущая: И Памси рассказал, как он рвал цветы и разорял гнезда.
Заяц, Волк, Еж: Мы тоже виноваты, так как не остановили Памси, простите нас.
Все: Простите нас.
Кот: Вы забыли главное правило, “Выбирай, думай, что будет потом”. Вы совершили поступок, а не подумали, что будет потом, и в результате оказались искусанными пчелами. У вас скоро каникулы, подумайте, как вы будут вести себя в лесу.
Памси: Мы больше никогда не будем рвать цветы и разорять птичьи гнезда и другим не дадим этого делать.
Кот: Вот и молодцы!
Ведущая: Урок, который зверям преподали пчелы, запомнится им навсегда. А впереди у них летние каникулы (звери поют песню “каникулы” вместе со всеми детьми).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сценарий сказки “Дракончик Памси и его настроение” №1
Действующие лица:
Дракончик Памси
Заяц
Поросенок Наф-наф
Михайло Иванович
Лиса
Оборудование: куклы героев, одевающиеся на руку; ширма, украшенная рожицами клоунов, изображающих разное настроение; домик лисы и зайца; музыкальная запись песенки “настроение”.
Ход: звучит музыка. Появляется грустный дракончик Памси и напевает себе под нос грустную песенку (первые 2 куплета). Музыка смолкает. Памси слышит, что кто-то плачет. Прислушивается и видит зайца.
Памси: О чем заинька плачешь? (грустно спрашивает Памси).
Заяц: Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да меня же и выгнала (снова плачет).
Памси: Да, грустная история. Вот и мне не весело. Скучно. Даже не с кем поиграть. А пойдем-ка, Заяц, к моему другу Наф-нафу. Он очень умный и что-нибудь нам посоветует, как сделать так, чтобы нам снова стало весело и хорошо. (Звери отправились к поросенку Наф-нафу, который жил неподалеку. У Наф-нафа в этот день было хорошее настроение, и он обрадовался гостям.)
Наф-наф: Здравствуй, Памси! Я очень рад тебя видеть. А кто это с тобой и почему Вы такие грустные?
Памси: У меня просто плохое настроение и мне скучно.
Заяц: А меня лиса выгнала из моей же избушки. У нее была избушка ледяная вот и растаяла. Попросилась она ко мне в гости да меня же и выгнала.
Памси и Заяц: Что же нам делать, Наф-наф?
Наф-наф: Я знаю одного очень мудрого учителя, Михайло Ивановича, он обязательно Вам поможет найти хорошее настроение. Пойдемте, я отведу вас к нему. (Звери отправились к мудрому Михайло Ивановичу).
Звери: Здравствуй, Михайло Иванович!
Михайло Иванович: Здравствуйте, звери. Зачем пожаловали?
Наф-наф: Михайло Иванович, У Памси и Зайца очень плохое настроение, помоги им найти хорошее, радостное настроение. Пожалуйста, поделись секретом.
Михайло Иванович: Да это же совсем просто! И никакого секрета здесь нет. Хорошее настроение бывает только у того, у кого в голове хорошие и светлые мысли. У тебя, Памси, какие мысли в голове?
Памси: Мне скучно!
Михайло Иванович: А вы подумайте о том, что скоро Новый год, веселье, радость, подарки. Попробуйте. И обязательно улыбнитесь. Когда улыбаешься, невозможно быть грустным.
Памси: Ой, и правда мне стало весело, ведь скоро Новый год, а я так люблю подарки. Заяц, давай лису в гости пригласим на Новый Год, и она подобреет.
Заяц: Давай пригласим.(Звери всей гурьбой отправились к избушке, где пряталась лиса).
Хором: Лисонька-лиса, мы приглашаем тебя на новый год.
Лиса: Ох, как я рада, как я рада. Извините меня, что обидела вас. Я больше так не буду.(Все звери хором поют последний куплет песни “настроение”).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сценарий сказки “День рождения Памси”.
Действующие лица:
Дракончик Памси
Медведь
Дикий кот
Заяц
Белка
Ежик
Волк
Свинка
Оборудование: ширма, куклы, афиша, макет велосипеда.
Ход: звучит музыка “Велосипед”. Появляется дракончик Памси, напевая под нос веселую песенку.
Ведущая: Сегодня у дракоши Памси день рождения, и он пригласил к себе в гости много друзей.
Памси: Какой сегодня я счастливый, какой сегодня я красивый, какой сегодня я большой.
Ведущая: Ко дню рождения Памси накопил немного денег. Чтобы купить сладостей для друзей (Памси трясет копилкой). Взяв деньги, он отправился в магазин.
Памси: Я куплю всего-всего: и мармелад, и шоколад, чтобы моим друзьям было вкусно и совсем не грустно.
Ведущая: В магазине Памси подал продавцу мишке деньги и рюкзак под сладости.
Медведь: Большое спасибо за покупку, приходите еще.
Памси: Миша, не забудь, что я пригласил тебя на день рождения.
Ведущая: По дороге домой Памси зашел на почту отправить телеграмму-приглашение в соседний лес – дикому коту, зайцу, свинке и белочке. Когда телеграмма была отправлена, он поспешил домой, по дороге Памси мечтал о встрече с друзьями, о том, как сильно он хотел получить в подарок велосипед. И тут к нему пришла мысль.
Памси: Не заглянуть ли мне в рюкзачок, не попробовать ли мармелада.
Ведущая: Идет Памси по лесной тропинке и ест. Начал с мармелада, а закончил конфеткой. Пришел к своему домику, лег на травку и заплакал.
Памси: Ой ой, ой, как у меня болит живот, ой, ой, ой, как мне плохо. Зачем я съел все сладости?
Ведущая: И тут Памси увидел, что у дома стоит новый красивый велосипед, а рядом стоят его друзья: дикий кот, медведь, белка, лиса, ежик, волк, свинка.
Дикий кот: Здравствуй, Памси, ты почему плачешь?
Заяц: Ты не рад, что мы пришли?
Белка: Тебе не понравился наш подарок?
Ежик: Памси, ты же сильно хотел велосипед?
Волк: Друзья, пойдемте-ка обратно домой!
Свинка: А Памси, пусть сидит один, ему, наверное, жалко конфет!
Ведущая: Памси заплакал еще сильнее.
Памси: Друзья, простите меня, я вас сильно обидел.
Медведь: Да ты ничего нам плохого и не делал.
Памси: А вот и сделал.
Дикий кот: Да что же ты такого сделал?
Памси: Я по дороге домой съел все сладости, которые приготовил для вас!
Ведущая: Звери стали жалеть дракошу и успокаивать.
Белка: А я орешки принесла.
Заяц: А я морковки сочной.
Медведь: Памси, медок и малина сгодятся к столу?
Ежик: И грибочки красивые.
Свинка: А я горошек душистый вкусный принесла.
Волк: Принес тебе я, друг мой, цветов букет и яблочек красненьких.
Дикий кот: Вот как хорошо получилось. Давайте поздравлять Памси. (Все поют песню “День рождения”).
Памси: Спасибо, друзья, я рад, что вы не сердитесь на меня, давайте будем кататься на новом велосипеде.
Ведущая: Долго еще на поляне не смолкал веселый смех, всем было хорошо и радостно, а Памси катал всех на велосипеде и пел песню. А урок со сладостями он запомнил навсегда (Звучит песня “Велосипед” Т. Боковой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рис.1. Премьера спектакля
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рис. 2. Репетиция спектакля
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. 3. За ширмой не так страшно