Цель: учить детей соблюдать правила вежливости.
Задачи:
- выявить знания детей о вежливых словах;
- правильно вести себя в общественных местах;
- расширить круг знаний;
- убедить в необходимости вежливых слов; научить пользоваться ими;
- воспитывать чувство дружбы, доброты.
Оборудование:
- карта путешествий;
- ракета;
- большое сердце;
- сердечки.
Ход занятия:
I.Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в космос на планету Невеж.
-Слышали вы когда-нибудь о такой планете?
- Вот сегодня вы узнаете, что это за планета.
- Наш отряд космонавтов состоит из трех экипажей (название и эмблема).
II. Представление команд.
-Теперь давайте посмотрим на карту путешествия.
Нам предстоит стартовать с Земли. Земля – планета, где люди знают много вежливых слов и употребляют их в речи.
- И мы полетим на планету Невеж, где живут тоже люди, но их беда в том, что они не знают ни одного вежливого слова. (Отсюда, наверное, и название “Невеж”).
III. Объяснение задачи полета.
Главная задача нашего полета: познакомить этих людей с вежливыми словами и научить ими пользоваться, чтобы жизнь стала другой – приятной, красивой …
Для того, чтобы лететь нам нужно построить космический корабль – ракету.
А построим мы её из вежливых слов.
IV. Построение ракеты
.Условие: - Вы говорите слово и прикрепляете часть ракеты правильно. (Каждый экипаж по очереди называет по одному вежливому слову и прикрепляет часть ракеты).
- Но будьте внимательны, не повторяйте слова. (Дети строят ракету)
- Ракета готова, проверили запас вежливых слов.
- Экипажи к полету готовы! (Готовы)
- Пристегнуть ремни! (Есть пристегнуть ремни)
- Включить контакты! (Есть включить контакты)
- Приготовиться к пуску! (Есть приготовиться к пуску).
- Начинаем отсчет 5, 4, 3, 2. 1, пуск!
Прощально минут и растают вдали огни золотые любимой Земли.
Исполняют песню о полете.
V. Встреча с Луной.
- Вот наша карта, ракету передвигаем и мы приближаемся к Луне.
- Как мы должны приветствовать Луну?
(Каждый экипаж приветствует Луну)
Луна- спутник Земли. Она постоянно вращается вокруг Земли. На Луне нет ни капли воды, ни воздуха, которым мы дышим на Земле, и на Луне нет ничего живого.
Серые пятна Луны считали в старину морями, но мы знаем, что эти пятна – глубокие впадины. Серые части Луны- это горные районы.
Из вещества земного шара можно было бы сделать 81 шар, каждый из которых весил бы столько же, сколько весит Луна.
На Луне днем жара +130 С.
Ночью морозы – 170 С.
Впервые на Луне побывали американские астронавты в 1969 г. Вполне возможно, что в далеком будущем на Луне создадут постоянно действующие научные станции, а затем построят и первые лунные города.
- Вот посмотрите, какие я принесла книги, где рассказывается о Луне. Если кому интересно, можете посмотреть после занятия. (Выставка книг о Луне)
-Вы получили небольшую информацию о Луне.
А теперь продолжим путь. И на прощание, что надо сказать? (экипажи прощаются с Луной)
- Луна сразу догадалась, что мы с планеты Земля. Летим дальше.
VI. Состояние невесомости
.- Ой, что это такое? Вы чувствуйте, ребята? Что же происходит? Вы догадались? (Состояние невесомости).
- Да, сейчас мы находимся в состоянии невесомости, так как уже далеко отлетели от Земли, и она уже нас не притягивает.
- Кто знает, что такое состояние невесомости?
Это когда все предметы потеряли вес, вышли на околоземную орбиту. Чтобы сделать какие-то движения не нужно никаких усилий.
Вы плаваете, парите в воздухе. Потеряв вес в космосе, теряют и ориентацию чувства верха и низа. Вот, допустим, на Земле ты весишь 30 кг, а в космосе будешь, как пушинка. Многие видели, наверное, по телевизору, как космонавты летают в корабле.
Почему же возникает невесомость? Например: мы кинем мяч, и он летит обратно вниз, не улетает же он в небо или мы ходим по Земле, а не летаем, т.к. притягивает нас Земля, т.е. все предметы лежат на своих местах, а не висят в воздухе. А в состоянии невесомости все наоборот, все предметы летают сами по себе, и человек летает.
- Сейчас перед вами ставится задача: каждый должен изобразить состояние невесомости.
Игра
-Встаньте, пожалуйста! Поиграем в игру космическую. Старайтесь, чтобы ваши движения были плавными, красивыми. И будем говорить слова:
Состояние невесомости – раз!
Состояние невесомости – два!
Состояние невесомости – три!
В космическом танце – замри!
-И вы замираете, и выбираем самую загадочную фигуру. (Игра)
- Итак, мы скоро окажемся на планете Невеж, но прежде я хочу узнать, как вы готовы к встрече.
- Вы не забыли нашу главную задачу на этой планете, кто скажет?
-Вы готовы к сюрпризам и неожиданностям этой планеты, сейчас проверим вас.
VII. Выполнение заданий
(обыграть ситуации без слов)1 команда – Вы на это планете едете в любом транспорте, сидите на удобных местах и вдруг входит старый дедушка, житель этой планеты. – Что бы вы сделали?
2 команда – Допустим, вы переходите дорогу, и увидели слепую бабушку, которая тоже хочет перейти дорогу. – Как бы вы поступили?
3 команда – Допустим, вы идете по улице и вдруг увидели, как мальчик обижает маленькую девочку. – Что бы вы сделали?
(Выполняют задания)
- Молодцы. Проверку вы выдержали, а сейчас смело приземлимся на планету Невеж.
VIII. Встреча с планетой Невеж.
- Это необычная таинственная планета.
1. - Представьте, что первыми мы видим двух мальчиков, которые играют. Мимо них шла старушка, которая куда-то спешила. И запуталась она в своих тяжелых икмусах (сумки), и идет, чуть не падая. А мальчики, не замечая, играют.
-Ребята, подумайте, а как бы вы поступили на месте этих мальчиков. (Ответы детей).
Наше присутствие помогло им осознать свою ошибку.
- А теперь, представим, как они исправились.
- Увидев старушку с тяжелыми икмусами, побежали помочь ей, оставив игру. Помогли ей донести икмусы, и за это старушка сказала им: “Спасибо”.
- Вот видите, как исправились мальчики.
2. - А теперь представим мальчика вашего возраста, а зовут его Амид (Дима).
а) выбил ранец из рук Акниры (Иринка), отскочил в сторону и завизжал от восторга.
б) мимо шла его учительница, и он с ней не поздоровался.
в) мимо шли маленькие мальчики, и он их обидел, обозвал и стукнул.
- Скажите, ребята, какого вы мальчика встретили? (Невоспитанного, грубого, всем мешает и обижает всех).
3. - Я думаю, мы можем ему помочь, если подарим ему доброе сердце с волшебными словами. Вот оно СЕРДЦЕ.
-Я подойду к каждому из вас, вы скажете какое-нибудь вежливое, волшебное слово. Но вы не должны повторять слова. Посмотрим, какая команда больше знает этих слов. Опустите маленькое сердце, которое у вас на парте, в это большое сердце.
Эти слова залетят в сердце Амида, и оно станет добрым, и он станет другим.
- Итак, начинаю собирать слова. (Дарят сердце Амиду).
4. Говорят, солнце одно, а вот Амиду показалось, что сегодня на небе особый диск, более яркий, забавный; заставляет на все взглянуть по-другому.
а) Сегодня же он Акнире по-доброму улыбается, притом так, что сразу видно, это улыбка – извинение за вчерашнее поведение.
б) Мальчик впервые выпалил учительнице “Здравствуйте!”, учительница от неожиданности отпрянула в сторону. – Заболел что ли? – Нет, наоборот, мне очень хорошо!
в) Тут увидел маленьких и подошел к ним. Поправил ребятам шапки, завязал шнурки. И мальчики были удивлены и сказали ему спасибо.
- Что же с ним происходит?
Менялся сам Амид. Пришел домой снял ботинки, ранец, без напоминания вымыл руки, подошел к зеркалу. Перед ним стоял Амид, не Амид. Он снял берет, распахнул пальто и сердце его на минуту замерло, ДОБРОЕ СЕРДЦЕ.
- Смотрите, как мы помогли Амиду. Он теперь совсем другой человек. И если только появится, хотя бы один вежливый воспитанный человек, все остальные будут брать с него пример.
IX. Итог.
И мы надеемся, что жители этой планеты скоро станут тоже другими, и их жизнь изменится. ИЗ СЕРОЙ ПРЕВРАТИТСЯ В РАЗНОЦВЕТНУЮ.
- Как вы понимаете эти слова?
Серая жизнь, когда кругом грубость, невежество, зло.
Разноцветная – приятная жизнь без всяких огорчений, где люди уважают друг друга.
Взаимовежливы - и торжествует добро, дружба, улыбки, счастье.
- Нам пора возвращаться. Какая была задача нашего полета?
Справились с этой задачей?
- А теперь опускаемся на землю. Ой, ребята, наша ракета не может опуститься, и я думаю, нам поможет одно вежливое слово. Как вы думаете, какое? (пожалуйста ).
-Понравилось вам наше путешествие?
- Чему научились на этом уроке?
- Как будете себя вести после этого урока.
СПАСИБО ЗА УРОК.