Тема урока: дыхание и его органы.
Цель урока: познакомить учащихся с дыханием – процессом жизнедеятельности человека и органами дыхательной системы.
Задачи урока:
- продолжить формирование познания о своем организме;
- раскрыть значение дыхания;
- прививать учащимся здоровый образ жизни.
Оборудование:
- для учителя:
- шаблон человека с изображением органов дыхания;
- карточки с надписью органов дыхательной системы;
- карточки с надписями заболеваний органов дыхательной системы;
- магнитофон;
- кассета с записью ритмичной и спокойной музыки.
- для учеников:
- шаблон человека;
- карандаши;
- тетрадь.
Продолжительность урока: 40 минут.
Структура урока:
Этапы, методы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент 1. Комплекс физических упражнений 2. Проверка отсутствующих, запись числа, темы урока 3. Вводная беседа
II. Изучение нового материала с элементами беседы
1. Работа с шаблонами
2. Практическая работа
3. Сообщение новых знаний
4. Работа в тетрадях
7. Сообщение новых знаний
9. Беседа с сообщением новых знаний
III. Закрепление изученного
IV. Домашнее задание V. Подведение итогов урока |
– Здравствуйте, начинаем выполнять
комплекс упражнений. Учитель показывает упражнения. – Спокойно садитесь. – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
процессом дыхания и его органами. Вы ведь знаете,
что все живое дышит: деревья, цветковые растения,
животные и, конечно же, человек. – Дыхание – это жизнь! Нашим клеткам, из
которых состоит наш организм, одной пищи
недостаточно. Как бы вкусно ни приготовила ее
внутренняя кухня, наш желудок, клетки не смогут
ее усвоить, если им не дать вовремя кислорода –
один из живительных газов воздуха, которым мы
дышим. – Обведите шаблон человека в тетрадь. Изобразите стрелками поступление кислорода (О2) и выделение углекислого газа (СО2). Учитель прикрепляет шаблон к доске и выполняет работу с учащимися. – Мы постоянно дышим – и ночью, и днем – вдох – выдох, вдох – выдох… Часто мы даже не замечаем, как это у нас происходит, мы делаем это автоматически, верно? – Давайте сейчас послушаем свое дыхание,
посчитаем, какое количество вдохов делает каждый
из вас в течение минуты? – Обычно учащиеся вашего возраста делают 22 – 24
вдоха. Кстати, лошадь в состоянии покоя делает 8
вдохов в минуту, мышь – 200 вдохов, а кит – без
дыхания может выдержать целый час. Прикрепляется карточка с надписью органа к изображению на шаблоне носа. – А кто убедит нас в необходимости дыхания через нос? Каково значение носа? – Когда человек дышит через рот, клеткам нашего мозга не хватает кислорода, замедляется работа сердца. – Сели в позу расслабления, закрыли глаза.
Представили, что у вас в руке ваш любимый цветок.
Вы подносите его к носу, чувствуете приятный
аромат вашего цветка. Представьте себя маленькой
частичкой воздуха и отправляйтесь в путешествие
по дыхательной системе. – Аромат какого цветка вы чувствовали? – Итак, вместе с воздухом, наполненным ароматом
вашего любимого цветка, вы попали в носовую
полость. На шаблоне показаны органы дыхательной системы. Прикрепляется карточка с надписями органов по мере сообщения. – Далее вы пролетели мимо гортани, она состоит
из хрящей, у мужчин она заметно выдается вперед и
называется “кадык”. – На этом ваше путешествие окончилось. Кислород через альвеолы попадает ко всем клеткам организма, а обратно выводится углекислый газ. – Какие заболевания органов дыхания вы знаете? – Уточним, что насморк медики называют “ринит”, а воспаление легких – “пневмония”. Учитель дополняет ответы учащихся по заболеваниям дыхательной системы: ларингит, фарингит, трахеит, бронхит. Названия данных заболеваний на карточках прикрепляются на доску. – Кто знаком с данными болезнями? – Очень важно, чтобы у вас не было данных
заболеваний воздухоносных путей, потому что
любая болезнь сокращает нашу жизнь. Поэтому
необходимо заботиться о своем здоровье,
закаливать свой организм, чтобы прожить долгую и
счастливую жизнь. – Сели удобно, закрыли глаза, представили горящую свечку. Вы делаете короткий вдох и медленный выдох, сложив губы трубочкой, пытаясь затушить пламя. – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – Подготовить рассказ “Как заботиться об органах дыхания”? (Правила на всю жизнь) Сообщение классу итогов работы на уроке. – Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья. |
Под ритмичную музыку учащиеся выполняют комплекс упражнений Работают в тетради
Ответы учащихся
Ответы учащихся: человек выдыхает углекислый газ Учащиеся выполняют задание. Делают запись: Дыхание – О2 и СО2
Учащиеся выполняют задание в течение 20 секунд, называют количество вдохов, умножив на 3. Записывают полученное число вдохов
Ответы учащихся
Изображение на рисунке носа, подпись Ответы учащихся: в носу воздух очищается, увлажняется, согревается, остывает, нос чувствует запахи
Выполнение аутотренинга
Ответы учащихся
Изображение органов дыхательной системы и подпись органов
Ответы учащихся: ангина, воспаление легких, насморк
Выполнение упражнения
Ответы учащихся
Запись в дневниках
По звонку учащиеся покидают класс |