Урок валеологии во 2-м классе: "Дыхание и его органы"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: дыхание и его органы.

Цель урока: познакомить учащихся с дыханием – процессом жизнедеятельности человека и органами дыхательной системы.

Задачи урока:

  • продолжить формирование познания о своем организме;
  • раскрыть значение дыхания;
  • прививать учащимся здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • для учителя:
    • шаблон человека с изображением органов дыхания;
    • карточки с надписью органов дыхательной системы;
    • карточки с надписями заболеваний органов дыхательной системы;
    • магнитофон;
    • кассета с записью ритмичной и спокойной музыки.
  • для учеников:
    • шаблон человека;
    • карандаши;
    • тетрадь.

Продолжительность урока: 40 минут.

Структура урока:

Этапы, методы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Комплекс физических упражнений

2. Проверка отсутствующих, запись числа, темы урока

3. Вводная беседа

 

 

 

 

 

 

II. Изучение нового материала с элементами беседы

 

 

 

1. Работа с шаблонами

 

 

 

2. Практическая работа

 

 

3. Сообщение новых знаний

 

 

 

 

 

4. Работа в тетрадях

 

 

 


5. Аутогенная тренировка под спокойную музыку

 

 

 

 

 

 


6. Рефлексия

 

7. Сообщение новых знаний

 


8. Работа в тетрадях

9. Беседа с сообщением новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10. Практикум

III. Закрепление изученного

 

IV. Домашнее задание

V. Подведение итогов урока

– Здравствуйте, начинаем выполнять комплекс упражнений.

Учитель показывает упражнения.

– Спокойно садитесь.

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с процессом дыхания и его органами. Вы ведь знаете, что все живое дышит: деревья, цветковые растения, животные и, конечно же, человек.
С первой минуты появления человека на свет и в течение всей своей жизни мы дышим.
– А как о своем появлении извещает ребенок?
– Правильно, он начинает кричать. Закричал – это первый вдох, значит, он будет жить.
Потребность в дыхании у человека больше, чем в питании. Человек может прожить без пищи более месяца, а без дыхания жизнь угасает через несколько минут.
– Подумайте, почему у нашего организма такая необходимость в дыхании?

– Дыхание – это жизнь! Нашим клеткам, из которых состоит наш организм, одной пищи недостаточно. Как бы вкусно ни приготовила ее внутренняя кухня, наш желудок, клетки не смогут ее усвоить, если им не дать вовремя кислорода – один из живительных газов воздуха, которым мы дышим.
– А какой газ, ненужный, отработанный мы выдыхаем?
– Дыхание – процесс поступления в организм кислорода и удаление из него углекислого газа.

– Обведите шаблон человека в тетрадь. Изобразите стрелками поступление кислорода (О2) и выделение углекислого газа (СО2).

Учитель прикрепляет шаблон к доске и выполняет работу с учащимися.

– Мы постоянно дышим – и ночью, и днем – вдох – выдох, вдох – выдох… Часто мы даже не замечаем, как это у нас происходит, мы делаем это автоматически, верно?

– Давайте сейчас послушаем свое дыхание, посчитаем, какое количество вдохов делает каждый из вас в течение минуты?
Для этого сядьте поудобнее на стул, откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь, закройте глаза. Итак, начали.

– Обычно учащиеся вашего возраста делают 22 – 24 вдоха. Кстати, лошадь в состоянии покоя делает 8 вдохов в минуту, мышь – 200 вдохов, а кит – без дыхания может выдержать целый час.
Запомните – чем меньше вдохов делает человек в минуту, тем продолжительнее будет его жизнь.
Дыхание, в отличие от биения сердца, мы можем регулировать сами. Умение управлять своим дыханием благоприятно сказывается на работе многих органов.
– А вы обратили внимание, какой орган первым участвует в дыхании?
– Правильно, дышать необходимо через нос. На уроках, во время выполнения физ.упражнений, вы часто слышите от меня, чтобы рот был закрыт, и дыхание должно быть носовым. Нос – первый важный орган дыхательной системы.

Прикрепляется карточка с надписью органа к изображению на шаблоне носа.

– А кто убедит нас в необходимости дыхания через нос? Каково значение носа?

– Когда человек дышит через рот, клеткам нашего мозга не хватает кислорода, замедляется работа сердца.

– Сели в позу расслабления, закрыли глаза. Представили, что у вас в руке ваш любимый цветок. Вы подносите его к носу, чувствуете приятный аромат вашего цветка. Представьте себя маленькой частичкой воздуха и отправляйтесь в путешествие по дыхательной системе.
Свежая, приятная струя воздуха вместе с вами проходит через воздухоносные пути, наполняя ароматом всю вашу грудь, весь организм. Вы ощущаете его каждой вашей клеточкой.
Приятное, спокойное дыхание благотворно действует на ваш организм. А теперь постепенно, плавно, без рывков выдыхайте воздух через рот, сложив губы в трубочку. Вам не хочется терять приятный аромат цветка. Выдох не должен затухать к концу.
Самостоятельно послушайте свой вдох, выдох. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха и с силой задерживать его.
Дыхание приносит вам чувство покоя, радости, счастья, здоровья на долгие, долгие годы.

– Аромат какого цветка вы чувствовали?
– Через какие воздухоносные пути проходил воздух?
– Кому было интересно путешествовать по дыхательной системе?

– Итак, вместе с воздухом, наполненным ароматом вашего любимого цветка, вы попали в носовую полость.
Дышать носом – меньше опасности надышаться пылью и простудиться.
Прежде, чем попасть в легкие, воздух проходит через носоглотку – часть воздухоносного пути. Нос и носоглотка – верхние дыхательные пути.

На шаблоне показаны органы дыхательной системы. Прикрепляется карточка с надписями органов по мере сообщения.

– Далее вы пролетели мимо гортани, она состоит из хрящей, у мужчин она заметно выдается вперед и называется “кадык”.
Из гортани воздух попал в трахею, или дыхательное горло – трубочку, состоящую из хрящевых полуколец, а оттуда – в бронхи, они выполняют роль фильтров, пропуская очищенный воздух от пыли, микробов, бактерий – в легкие.
Если бы воздух не очищался от различных вредных примесей, находящихся в воздухе, то за 70 лет в легких человека скопилось бы 5 кг пыли.
Легких, как и бронхов, два и состоят они из бесчисленного множества крошечных пузырьков – альвеол. Легкие похожи на две большие губки. Они проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа половину тонны воды.

– На этом ваше путешествие окончилось. Кислород через альвеолы попадает ко всем клеткам организма, а обратно выводится углекислый газ.

– Какие заболевания органов дыхания вы знаете?

– Уточним, что насморк медики называют “ринит”, а воспаление легких –  “пневмония”.

Учитель дополняет ответы учащихся по заболеваниям дыхательной системы: ларингит, фарингит, трахеит, бронхит. Названия данных заболеваний на карточках прикрепляются на доску.

– Кто знаком с данными болезнями?

– Очень важно, чтобы у вас не было данных заболеваний воздухоносных путей, потому что любая болезнь сокращает нашу жизнь. Поэтому необходимо заботиться о своем здоровье, закаливать свой организм, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.
Для дыхания необходим чистый воздух. Когда он свеж и чист, все дыхательные пути широко раскрыты, воздух обильно поступает в легкие. Дышится легко, появляется бодрость и прекрасное самочувствие.
Я думаю, у вас у всех сегодня хорошее самочувствие? А если у кого-то появится волнение в течение дня, для этого предлагаю разучить упражнение “свечка”. Данное упражнение поможет избавиться от всех тревог и волнений.

– Сели удобно, закрыли глаза, представили горящую свечку. Вы делаете короткий вдох и медленный выдох, сложив губы трубочкой, пытаясь затушить пламя.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Какие органы входят в состав дыхательной системы?
– Какие заболевания вы узнали?

– Подготовить рассказ “Как заботиться об органах дыхания”? (Правила на всю жизнь)

Сообщение классу итогов работы на уроке.

– Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья.


Под ритмичную музыку учащиеся выполняют комплекс упражнений

Работают в тетради

 

 

 

Ответы учащихся

 

 


Ответы учащихся

 

 

 

Ответы учащихся: человек выдыхает углекислый газ

Учащиеся выполняют задание. Делают запись:

Дыхание –  О2 и СО2

 

 

 

Учащиеся выполняют задание в течение 20 секунд, называют количество вдохов, умножив на 3. Записывают полученное число вдохов

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Изображение на рисунке носа, подпись

Ответы учащихся: в носу воздух очищается, увлажняется, согревается, остывает, нос чувствует запахи

 

Выполнение аутотренинга

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Изображение органов дыхательной системы и подпись органов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся: ангина, воспаление легких, насморк

 

 

 


Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнения

 

Ответы учащихся


Запись в дневниках


По звонку учащиеся покидают класс