Состязание эрудитов "Сталинградской битве и битве под Курском — 60 лет"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Обучающая:

  • в игровой форме воспроизвести яркие, героические события двух великих битв периода Великой Отечественной войны 1941-1945г.,
  • проконтролировать уровень подготовки учащихся.

Развивающая:

  • способствовать умению давать краткие точные или полные развернутые ответы при постановке вопросов;
  • способствовать развитию быстрой реакции, наблюдательности, умению сориентироваться в ситуации, умению аналитически мыслить.

Воспитательная:

  • воспитание у учащихся чувства уважения к истории нашей Родины;
  • осознание своей принадлежности к русскому народу;
  • патриотическое воспитание.

Участники: 2 команды (9,10,11 классы).

Оборудование:

1. Слайды “ Сталинград”, “ Огненная дуга”

2. Газеты от каждого класса (5-11 классы) по теме:

  • Герои Родины стояли насмерть
  • “Ни шагу назад. . ”
  • Голоса Сталинграда
  • Коренной перелом и т. д.

3. Ватман (2 листа) с изображением ступенек (см приложение № 1)

4. Сигнальные карточки для команд.

Домашнее задание для команд:

  1. Название команды (варианты - Патриоты, Сталинградцы, Победители, Победа и т. д.)
  2. Девиз и эмблема команды
  3. Визитная карточка, представление
  4. Ответить на 10 вопросов викторины

Домашнее задание для болельщиков:

  1. Подготовиться к конкурсу чтецов по теме.

Каждая команда заранее получает вопросы викторины:

  1. Дата Сталинградской битвы и Орловско-Курско-Белгородского сражения
  2. Какие фронты были задействованы в Сталинградском сражении? Кто командовал каждым фронтом?
  3. Под какими кодовыми названиями проводились операция по окружению и разгрому фашистских войск под Сталинградом, наступление под Курском?
  4. В чем причины появления приказа И. В. Сталина № 227? Какую роль он сыграл в ходе Сталинградской битвы?
  5. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда и Кавказа?
  6. Назовите командующего гитлеровской армии и количество дивизий, солдат и офицеров, попавших в окружение советских войск в Сталинградской битве?
  7. Какая советская армия (командующий) вела бои в городе Сталинграде?
  8. В составе, какой армии сражались Алтайские 42 и 149 отдельные стрелковые бригады в Сталинграде?
  9. Назовите советские фронты и их командующих, начавших наступление под Курском?
  10. Герои сражений под Сталинградом и Курском

а) герои СССР
б) герои Алтайцы
в) участники Сталинградской и Курской битв из нашего села

Ход состязания

На фоне картинки слайда появляются двое ведущих

1 ведущий: В 1945 году страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелёгкой ценой досталась она. Советский народ долгих 1418 дней шёл дорогами одной из тяжелейших войн, чтобы спасти свою Родину и всё человечество от фашизма.

2 ведущий: 60 лет назад летом 1942 года гитлеровское командование планирует “ Снова овладеть инициативой, утраченной в результате поражения под Москвой …” План предусматривал “…Захватить нефтяные районы Кавказа и перевалы через Кавказский хребет…”. Чтобы обезопасить левое крыло своих войск немецкое командование решило нанести удар на город Сталинград с целью, чтобы город потерял своё значение, как центр военной промышленности и узел коммуникаций. Сталинград стоял на реке Волге - великой русской реке, которая соединяла тыловые районы СССР и районы, оккупированные фашистами. По Волге на фронт везли продовольствие, боеприпасы, одежду для советских войск. Волгу называли водной артерией России, которая проходила через Сталинград.

1 ведущий: Гитлер задумал перерезать эту артерию и осуществить свой страшный план. Но город выстоял. Великая Сталинградская битва стала одной из героических сражений Великой Отечественной войны. Это было начало коренного перелома в войне. Перелом завершила битва под Курском. 60- летию Сталинградской и Курской битвам, памяти всех кто пал смертью храбрых, защищая родную землю посвящается наш вечер и состязание эрудитов.

1 конкурс - Представление команд.

Приглашаются команды - участники состязания. Они представляют свои визитные карточки.

(Представление команд)

На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов)

2 ведущий: Перед решающими сражениями я предлагаю нашим эрудитам попробовать свои силы в конкурсе Разминка. Вы видите 2 листа бумаги с изображением ступенек (листы крепятся на стендах заранее, ведущие выносят их перед конкурсом)

На каждой ступеньке необходимо написать ответ на мой вопрос. Побеждает та команда, которая доберётся до вершины пирамиды быстрее других и наберёт большее количество баллов (за один правильный ответ- 1 балл). Участвуют все члены команды.

Вопросы разминки:

  1. Сколько немецких генералов сдались в плен в феврале 1943 г. в Сталинграде? (24)
  2. Кодовое название операции по окружению и разгрому фашистских войск под Сталинградом. (“Уран”)
  3. Какой немецкий генерал пытался прорвать кольцо, в которое попала армия Паулюса? (Манштейн)
  4. Дата Курской битвы. (июль-август 1943 г.)
  5. Номер приказа “ Ни шагу назад”. (№ 227)
  6. Сколько немецких солдат и офицеров были взяты в плен советскими войсками в феврале 1943 г. в Сталинграде? (91 тысяча)
  7. Кодовое название наступления фашистских войск под Курском? (Цитадель)
  8. Самое крупное танковое сражение Второй мировой войны произошло у деревни…? (Прохоровка)
  9. Дата Сталинградской битвы. (июль1942г. - февраль 1943г.)
  10. Как называлось место, участок фронта, где развернулась Курская битва. (Дуга)

На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов).

1 ведущий: Вечная слава героям! Вечная слава!

2 ведущий:

Но зачем она им эта слава - Павшим?
Всё живое - спасшим; себя не спасшим.
Для чего она им эта слава – мёртвым?

1 ведущий: От имени сердца, от имени жизни повторяю – Вечная слава Героям!

2 ведущий:

Пусть не все герои –
Те, кто погибли –

Павшим – вечная слава! Вечная слава!

1 ведущий: Минутой молчания, зажжёнными свечами почтим память тех, кто погиб в Сталинграде, под Курском, на фронтах Великой Отечественной.

(Зажигаются свечи. Минута молчания.)

2 ведущий: Состязание эрудитов продолжается и наш следующий конкурс – Исторический портрет. Команды внимание! Перед вами портреты главнокомандующих - участников Сталинградской битвы и битвы под Курском. Ваша задача определить о ком пойдет речь. Команда, которая делает это раньше, поднимает сигнальную карточку.

1 ведущий:

1) Он родился в семье крестьянина Курской губернии. Генерал армии, участник гражданской войны. Накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны был заместителем начальника Генерального штаба. С 1942 года командующий Воронежским, затем Юго-Западным и 1-м Украинским фронтами. Внёс большой вклад в разгром врага в Сталинградской (командовал Юго-Западным фронтом) и Курской битвах, в освобождении Украины. Умер от ран в 1944 году. Похоронен в Киеве.

(Ватутин Николай Фёдорович (1901- 1944 гг.))

2) Маршал Советского Союза. Родился в Московской губернии в семье крестьянина. В Красной армии с 1918 года. С сентября 1942 г. до конца войны командовал 62-й (8-й гвардейской) армией. Войска этой армии особо отличились в боях в Сталинграде, участвовали в боях по освобождению Донбасса, в форсировании Днепра, освобождении Запорожья и Одессы, в битве за Берлин. В послевоенное время – главнокомандующий группой Советских войск в Германии.

Похоронен в Волгограде на Мамаевом Кургане.

(Чуйков Василий Иванович(1900-1982гг))

2 ведущий:

3) Маршал Советского Союза, четырежды герой Советского Союза. Родился в Калужской губернии. Участник 1-ой Мировой и гражданской войн. В июне 1939г. назначен командующим советскими войсками в Монголии. Под его руководством были окружены и разгромлены японские войска, вторгшиеся на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол. С началом войны в 1941г. назначается членом Ставки Верховного Главнокомандования. С именем этого человека связаны подготовка и проведение важнейших сражений войны: оборона Ленинграда и Москвы, разгром врага под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождение Украины, Белоруссии и Польши, битва за Берлин 8 мая в Берлине принял капитуляцию Германии.

(Жуков Георгий Константинович (1896-1974 гг.))

4) Маршал Советского Союза, герой Советского Союза. В Великой Отечественной командовал войсками Брянского, Юго-Восточного, Сталинградского, Южного, Калининского, 1-го и 2-го Прибалтийского, 4-го Украинского фронтов и ряда армий.

(Ерёменко Андрей Иванович (1892-1970 г. г. ))

 На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов).

Жюри подводит итоги.

1 ведущий: На войне не только бой, отступление или атака, но бывали и редкие передышки. А когда они случались, делились солдаты махорочкой из кисета и рассказами из жизни на войне.

2 ведущий: Мы предлагаем командам посмотреть две ситуации из фронтовых будней Сталинградской битвы и битвы под Курском. Наш следующий конкурс - Незнакомая ситуация.

Сценка 1:

Действующие лица: солдаты Советской армии периода Великой Отечественной войны.

Трое бойцов сидят у костра

1-й солдат: Попритихли вроде, гады!

2-й солдат: Мороз потянул к вечеру, видно хвосты подморозили. Подкинь-ка Ваня в костерок.

3-й солдат: На что надеялись, лезли, как саранча. Ни отдадим Сталинград, костьми ляжем. В кольцо теперь зажали их. Одолеем.

Вбегает солдат. Смеётся. Хлопает себя по ногам

4-й солдат: Ой, братцы не могу…! Ой, со смеху помираю!

2-й солдат: Чего ржешь!? Говори толком, что случилось?

4-й солдат: Уф, Петро, погоди. Представьте, братцы Гитлер Паульсу своему подарочек с самолета сбросил. Смеётся.

1-й солдат: Неужто десант? Прорываться опять будут!

4-й солдат сквозь смех: Да нет! Подарочек… такой Новогодний

Солдаты уходят.

1 ведущий: А сейчас прозвучит вопрос: Что так рассмешило русского солдата?. Какой новогодний подарок сбросил Гитлер для солдат 6-й армии генерала-фельдмаршала Паулюса, попавших в окружение советских войск под Сталинградом? 1 минута командам на размышление.

(Ответ: Гитлер сбросил окружённой армии новогодние открытки и шоколадные конфеты)

Сценка 2:

Действующие лица: Первый офицер, второй офицер, ординарец

Два офицера склонились над столом, где лежит карта.

1-й офицер: Итак, главный удар наносим на юго-западном направлении. Курск, Орёл…

2-й офицер: Переходим в активное наступление. Немцев здесь нужно сломить

1-й офицер: Очень серьёзно они приготовились, видно уверены в победе.

2-й офицер: Да, собрались с силами. Возлагают большие надежды на тяжёлые танки типа “ Тигр”, “Пантера”, штурмовые орудия “ Фердинанд”.

1-й офицер: Ничего !. . . . Ничего!

Входит ординарец с бумажным конвертом отдаёт честь

Ординарец: Товарищ, майор вам срочный пакет из штаба.

1-й офицер читает документ, склоняется над картой: Всё меняется. Не наступать будем завтра, а обороняться.

2-й ведущий: Внимание вопрос: Почему накануне Курской битвы Советское Верховное Главнокомандование приняло решение о преднамеренной обороне? 3 минуты на размышление.

(Ответ: Накануне сражения, благодаря донесениям разведки удалось раскрыть замысел противника, Ставка ВГК приняла решение о преднамеренной обороне, чтобы сорвать наступление противника, обескровить его и тем самым создать предпосылки для полного разгрома путём последующего контрнаступления.)

На фоне картинки слайда болельщики читают стихи (1-2 участника конкурса чтецов).

1-й ведущий: Из письма немецкого солдата: В Германии все убеждены, что Сталинград пал. Как они глубоко ошибаются. Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград.

2-й ведущий: Русские перешли в наступление по всему фронту. Идут ожесточённые бои. Вот она Волга, вот она победа! Но русские будто сделаны из железа. Мы убиваем их, а они поднимаются и снова сражаются. Волга рядом, но нам её никогда не взять.

1-й ведущий: 31 января 1942 г. капитулировала южная группировка немецких войск, во главе с командующим 6-й армии Паулюсом, 2 февраля капитулировали остатки армии.

2-й ведущий: Летом 1943 года страна салютовала Победе Советской Армии в Курской битве. Эта победа оказала влияние на весь дальнейший ход второй мировой войны. В войне произошёл коренной перелом. Всему миру стало ясно, что победа за нашей Родиной.

1-й ведущий: Наш последний решающий конкурс- Блиц ответ. Каждой команде на размышление даётся- 30 секунд. Если нет версии право, ответить предоставляется 2 команде. Начали!

Вопросы для 1 команды:

  1. Какие фронты были задействованы в Сталинградской битве? (Юго-Западный, Донской, Сталинградский)
  2. Кто командовал Сталинградским фронтом в 1943 г? (Ерёменко А. Ф.)
  3. В чём причины появления приказа №227? (Немцы начали активное наступление на город. Не успели эвакуировать жителей. Чтобы пресечь панику, дезертирство.)
  4. Какой немецкий генерал командовал армией наступавшей в районе Курска. (Манштейн)
  5. Какие 2-е советские армии вели бои в г. Сталинграде, защищая каждую улицу и дом. Кто ими командовал? (Шумилов, Чуйков.)
  6. Назовите героев- алтайцев, участников Курской битве. (Анна Толкачёва)
  7. Назовите участников Сталинградской битвы из нашего сельского Совета.
  8. Кому Сталин поручил разработать план окружения немецких войск под Сталинградом? (Жуков Г. К. Василевский.)

Вопросы для 2 команды:

  1. Какое звание Гитлер присвоил Паульсу в надежде, что он, имея это звание, не посмеет отступать и тем более сдаться в плен? (генерал-Фельдмаршал)
  2. Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда и Кавказа? (Выход к Волге - водной артерии СССР, захват Кавказа и Бакинской нефти.)
  3. Какое количество танков участвовало в битве у с. Прохоровка с обеих сторон? (12 тысяч.)
  4. Какие фронты были сформированы в ходе Курского сражения? (Брянский, Западный, Степной, Центральный)
  5. Как называлась операция по окружению немецких войск под Сталинградом? (Кольцо)
  6. Назовите героев-алтайцев участников Сталинградской битвы. (В. С. Кащеев, А. М. Шняк)
  7. Почему сражение под Курском называют Курская дуга? (В том месте, где проходило сражение, линия фронта была расположена в виде изгиба-дуги. Это хорошо видно на карте.)
  8. Назовите участников Курской битвы из нашего сельского Совета.

2-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…

1-й ведущий:

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час
В бою - час ожидания атаки.

2-й ведущий:

Песня! Солдатская песня. Сколько раз она согревала душу солдат перед боем, в госпитале, в холодном окопе, под Сталинградом и Курском, на Волоколамском шоссе и в Брянских лесах. Споёмте же друзья песни военных суровых лет.

Болельщики, участники состязания, преподаватели, гости под аккомпанемент поют песни военных лет. Жюри подводит итоги, награждает победителей.