Урок математики в 1-м классе по теме: "Масса"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Закрепление знаний о величинах и общем принципе их измерения.
  2. Знакомство с величиной масса и единицами измерения массы (фунт, пуд, килограмм).
  3. Практическое измерение массы с помощью различных видов весов.
  4. Решение задач на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
  5. Отработка вычислительных навыков, решение текстовых задач, повторение единиц длины и их измерений.
  6. Развитие логического мышления, используя приёмы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, обобщения.

Оборудование:

  1. чашечные весы,
  2. гири,
  3. два одинаковых бумажных пакета: один с ватой, другой с крупой,
  4. плакаты: величина, масса, кг, килограмм.

Ход урока.

1.Актуализация имеющихся знаний.

  • Начнём наш урок с зарядки для ума.

а) Фронтальная работа

  • Угадайте, о каком числе идёт речь?

Оно больше 6 на 2;
Его соседями являются числа 7 и 9.  (Это число 8)

  • Что ещё можете добавить об этом числе? (Последующее  число 9. Предшествующее ему число 7.)
  • Как получить число 8?

б) Математический диктант.

  1. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Чему равно значение суммы?
  2. Запишите число, которое на 1 меньше, чем 7.
  3. Я задумала число, прибавила к нему 3, получила 7. Какое число я задумала?
  4. Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности?
  5. На сколько 7 меньше 9?

Самопроверка: один из учащихся читает ответы, каждый сам себя проверяет. (9, 6, 4, 3, 2).

  • Что интересного заметили в последовательности ответов? (Числа идут в последовательности убывания.)
  • На сколько самое большое число больше самого маленького? (9 больше 2 на 7).
  • Как вы узнали? (Надо из большего числа 9 вычесть меньшее число 2. 9-2=7.

в) Работа в группах.

  1. В семье три брата. У каждого есть сестра. Сколько детей в семье? (4).
  2. В люстре 8 лампочек. Через некоторое время 3 из них перегорели. Сколько лампочек придётся заменить? (3).
  3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?(2).
  4. Найдите периметр прямоугольника, если его длина 3 см, а ширина 1 см. (8 см).
  5. Что такое периметр прямоугольника? (Это сумма длин всех его сторон).
  6. Что такое длина? (Величина).
  7. А что такое величина? (Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом. Величину можно сравнивать.).

Учитель вывешивает плакат “ВЕЛИЧИНА”

2.Постановка учебной задачи.

  1. Посмотрите на эти два пакета. (Учитель показывает детям заранее приготовленные бумажные пакеты: в одном – крупа, в другом – вата.) Чем они похожи? (Они одинаковы по цвету, форме, размеру.)
  2. Чем они отличаются? (Дети затрудняются дать ответ.)
  3. Настя, выйди к доске и возьми в каждую руку по одному пакету.
  4. Что ты нам можешь сообщить? (Один пакет легче, а другой тяжелее.)

3.Открытие нового. Практическая работа.

  • Ребята, оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть, Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса.
    Учитель вывешивает плакат “МАССА”
  • Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (Весы)
  • Какой пакет тяжелее? Какой пакет легче? (Чтобы определить, надо поставить пакеты на весы).
  • Обозначим массу пакета с крупой буквой К, а массу пакета с ватой В.
  • Сравните: К… В (К > В)
    В…К (В < К)
    (Крупа тяжелее, чем вата, значит, К > В, а вата легче, чем крупа, значит, В < К)

4.Первичное закрепление. Работа с учебником.

  • Посмотрите, ребята, на рисунок в учебнике на странице 6 под №1. Проверим, как вы поняли новый материал.

  • Что вы можете сказать о массе арбуза и дыни? (Масса арбуза легче массы дыни, а масса дыни тяжелее массы арбуза)
  • Что, вы, сообщите, глядя на следующие рисунки? (Масса пакета с мукой равна массе пакета с рисом. Масса тыквы больше массы кабачка, а масса кабачка меньше массы тыквы.)

5. Физминутка “Весы”.

Дети имитируют движение весов, соответственно заданию №1.

6.Дальнейшие открытия.

а) Работа в тетради. Несколько учеников по вызову учителя работают у доски.

Запишите:

  1. Пакет с сахаром тяжелее пакета с мукой. (С > М)
  2. Масса курицы легче массы гуся. (К < Г)
  3. Заяц тяжелее белки. (З > Б)
  4. Масса воробья равна массе синицы. (В=С)

Итак, предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков <, >, =

  • Кто помнит, как такие свойства называются? (Величинами)

Открытие.

Значит, масса – это величина? (Величина).
Докажите. (Массу можно сравнить, а вот измерять и записывать мы ещё не умеем)

б) Работа с учебником.

  • Давайте измерим массу лисы в зайчатах в задании №2. (Масса лисы равна массе трёх зайчат, а масса лисы в белочках равна 5 белочкам).

  • Значит, чтобы измерить массу предмета, надо уравновесить весы. Посмотрите на рисунок в учебнике к заданию №3.Чему равна масса мешка с крупой? (Масса мешка с крупой равна 1 килограмму). Что такое килограмм, вы узнаете чуть позже.
  • Почему же масса – это величина?

Открытие (вывод).

  1. Массу можно измерить, и результат измерения выразить числом.
  2. Чтобы измерить массу предмета, надо выбрать мерку (единицу измерения) и узнать, сколько мерок уравновесят этот предмет.
  3. Массу можно сравнивать.

7. Физминутка “Ракета”.

А сейчас мы с вами, дети,
Полетим все, как ракета.
На носочки поднимитесь, (подняться на носочки)
Ручки вверх, слегка нагнитесь.
(Руки вверх, ладони образуют “купол”)
Раз, два, три, четыре, пять,
вот летит весёлый класс!

8. Исторические сведения. Старинные меры массы.

  • Ребята, древнейшей русской единицей массы была гривна. Позже появился фунт, пуд и другие. Но так как они были неудобны в использовании, то пришли к выводу, что нужна единая мерка измерения массы. Современной общепринятой единицей измерения массы является килограмм. (Учитель вывешивает плакат “КИЛОГРАММ”) Мы будем часто использовать краткую форму его записи КГ (Учитель вывешивает плакат “КГ”). Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, в 2 килограмма, 3 килограмма, 5 килограммов и другие. (Учитель показывает данные гири.) Посмотрите на рисунок в учебнике и скажите, где вы встречали подобные приборы для взвешивания? (Выслушиваются ответы учащихся. Можно провести практическую работу, взвешивая на чашечных весах заранее подобранные предметы).

9.Действия с именованными числами.

  • Ребята, а кто из вас может определить массу арбуза на рисунке в задании №4. (Арбуз уравновешивают гири в 2 кг и 5 кг. Значит, масса арбуза равна 7 килограммам: 2кг +5кг=7кг).

  • Ребята, объединяя массы предметов, их значения складывают, а при нахождении части вычитают. Но, важно помнить, что при сложении и вычитании массы предметов должны быть выражены одинаковыми мерками.

Задание №5 учащиеся выполняют самостоятельно.

Взаимопроверка в парах.

  • При выполнении задания №6 что важно помнить? ( Одинаковыми ли мерками выражены компоненты действий).

Учащиеся выполняют задание с комментированием.

10.Рефлексия.

  • С какой новой величиной мы сегодня с вами познакомились? (Массой).
  • Какой единицей измерения массу измеряют? (Килограммами).
  • Как мы доказали, что масса – это величина?
    (Массу можно измерить и результат измерения выразить числом. Массу измеряют в килограммах. Массу можно сравнивать, когда она выражена в одинаковых мерках).
  • Кому сегодня на уроке было интересно?

11.Домашнее задание.

  • Подумайте, есть ли ещё другие величины? Как можно измерить воду, налитую в любой сосуд?