Цели:
- продолжить знакомить детей с рассказами Н. Носова:
- развивать речь учащихся; умение составлять план рассказа;
- воспитывать и развивать умение работать в группе, ответственность, доброжелательность по отношению к товарищам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, цели урока
- Прочитайте то, что написано на доске.
Федина шляпа Телефон каша Мишкина задача Живая клякса
Ребята, произошла какая-то путаница. Помогите разобраться.
Кто автор этих произведении?
- Чем нам интересны рассказы Носова?
- Сегодня мы поработаем над рассказом Н. Носова “Федина задача”. Дома вы прочитали рассказ и разделили его на части, на уроке составим план рассказа.
– Для чего нам нужен план рассказа?
- Озаглавливать части будете самостоятельно или лучше в группах?
III. Работа по теме
1. Разминка. Игра “Отгадай-ка ”.
Предлагаю разминочку. Читаю отрывок, внимательно слушаете, отгадываете отрывок из какого произведения, говорите 1-2 предложение продолжающий этот отрывок.
“Мишкина каша ”
Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.
– Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка.
– Куда же ты лезешь?
(Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.)
- Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ?
“Живая шляпа ”
А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди, посмотри.
– Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, её кочергой тресну.
– Постой, я тоже кочергу возьму.
– Да у нас другой кочерги нет.
(Ну, я возьму лыжную палку. Ещё картошку.)
- Подходит этот заголовок или нет? Почему?
“На горке ”
О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
- Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
“Что делать?” - думает. Думал, думал и придумал.
(Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.)
- Вы согласны с заголовком автора? Что должен отражать заголовок?
2. Защита рисунков
У нас в классе есть свои “художники”, они нарисовали рисунки к рассказам Н.Носова. Каждый из них покажет и расскажет свой эпизод рисунка.
К какому произведению можно отнести этот рисунок?
– А можно ли озаглавить рисунок?
- Что отражает заголовок рисунка? Назовите рисунки.
3. Физминутка.
4. Работа в группах.
Что ценится при работе в группе?
– В группе составите план всего рассказа или определитесь по частям?
– Определите порядок работы.
1) прочитать часть рассказа;
2) озаглавить;
- Что должен отражать заголовок?
- Каким должен быть заголовок?
- Можно ли взять предложение из рассказа как пункт плана?
3) приготовиться объяснить;
4) записать;
5) защита работы.
- При оценивании работы группы будет смотреться как озаглавили часть, как работали: дружно, умение слушать своих одноклассников, работа при защите других групп.
IV. Рефлексия
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – “чахлый”, пропащий урок.
V. Домашнее задание
Инсценирование.
– Ребята, вы хотите узнать что ещё интересного происходило в рассказе Н. Носова “Фантазёры”? К следующему уроку внеклассного чтения прочитать рассказ.