Цели:
- повторение и обобщение изученного материала по теме; повторение изученного по литературе о русских народных сказках;
- развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
- воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оформление урока:
- иллюстрации к сказке “Царевна-лягушка”;
- на доске записаны имена собственные:
- Иван-царевич,
- Баба-Яга,
- Василиса Премудрая,
- Кощей Бессмертный;
- ребусы - имена существительные.
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
Сегодня мы вспомним русскую народную сказку “Царевна-лягушка”. Назовите ее героев.
К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?
Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.
А что вы знаете об имени существительном?
ІІ. Путешествие по сказочному лесу
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.
- Слезами горю не поможешь.
- Риск – благородное дело.
- Волков бояться – в лес не ходить.
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.
Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными. Какие особенности есть в написании имен собственных?
Задание-игра. “Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?
Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.
Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.
Задание.
І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.
ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:
Ш..в
ш..рох
ш..мпол
крыж..вник
капюш..н
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.
Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Задание. Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.
8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.
Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель.
(Победитель)
ІІІ. Подведение итогов урока
Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы в тетради.