Урок русского языка по теме: "Перенос слов с мягким знаком в середине". 1-й класс. Программа "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Образовательная. Обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягким знаком в середине.
  • Развивающая. Развитие умений учебного труда: работать в заданном темпе.
  • Воспитательная. Воспитание добросовестного отношения к труду.

ОУУН: Выполнять советы учителя по соблюдению правил гигиены учебного труда.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Смешанный.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:

  • слова для переноса делятся на две части по слогам;
  • отрывать мягкий знак от предшествующей буквы нельзя;

Учащиеся должны уметь делить слова с мягким знаком в середине слова на слоги для переноса.

Оборудование:

  • Запись на доске.
  • Таблица переноса слов.
  • Карточки для дифференцированной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Запись в рабочую тетрадь числа.

2. Упражнение в каллиграфии.

Запись на доске: льв льк ньк угольки

- Прочитайте. Что есть в каждом буквосоединении и в слове? (Везде встречается мягкий знак)

- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласных)

- Проанализируйте тип соединений букв. (Везде верхнее соединение, только ол – нижнее)

- Запишите в тетради, соблюдайте правила письма: посадка, расположение тетради, правильно возьмите ручку.

Работайте аккуратно, красиво, не теряйте время.

3. Целеполагание.

- Над какой темой работаем? (Перенос слов.)

- Какое правило переноса узнали? (Слова переносятся по слогам, делятся на две части. Одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить.)

Запись на доске:

пень

день

уголь

- Прочтите слова. Что можете сказать?

(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)

- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.

пень - пеньки

день - деньки

уголь - угольки

- Сколько теперь слогов в слогах?

- Можем теперь разделить слова для переноса?

Цель нашего урока – научиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.

4. Работа над новым материалом.

- Ребята, а можно ли применить правило переноса слов для слов с мягким знаком в середине? Разделите их для переноса.

Запись на доске дополняется:

пень – пеньки – пень-ки

день – деньки – день-ки

уголь – угольки – уголь-ки

Учащиеся записывают в тетрадь.

- Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? /Проблема/

Разрешение проблемы

- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука)

- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)

- Можно ли разделить звук? (Нет)

- Сделайте вывод.

(Вывод: звук мягкий нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.)

5. Закрепление.

- Запишите слова, разделив их для переноса. Комментируйте записанное. Пишите аккуратно, уважайте себя и свой труд. Соблюдайте правила письма.

Учащиеся пишут под диктовку.

Пальто, письмо, горький, огоньки, кольцо, маленький.

- Как делили слова для переноса?

6. Самостоятельная дифференцированная работа.

1 вариант учащиеся с пониженными учебными возможностями выполняют упражнение № 73 под руководством учителя после коллективного разбора. Проверка по ходу выполнения.

2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.

Задание: Исправить ошибки Незнайки.

Карточка:

Перенес слова Незнайка:

О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка,

Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,

Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Проверка карточек учителем.

3 вариант – учащиеся со средними учебными возможностями самостоятельно выполняют упражнение № 74.

Проверка с доски /один ученик работает у доски/.

7. Итог урока.

- Чему учились на уроке? Научились?

- Как будем переносить слова с мягким знаком в середине?