Цели:
- Образовательная. Обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягким знаком в середине.
- Развивающая. Развитие умений учебного труда: работать в заданном темпе.
- Воспитательная. Воспитание добросовестного отношения к труду.
ОУУН: Выполнять советы учителя по соблюдению правил гигиены учебного труда.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Смешанный.
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:
- слова для переноса делятся на две части по слогам;
- отрывать мягкий знак от предшествующей буквы нельзя;
Учащиеся должны уметь делить слова с мягким знаком в середине слова на слоги для переноса.
Оборудование:
- Запись на доске.
- Таблица переноса слов.
- Карточки для дифференцированной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Запись в рабочую тетрадь числа.
2. Упражнение в каллиграфии.
Запись на доске: льв льк ньк угольки
- Прочитайте. Что есть в каждом буквосоединении и в слове? (Везде встречается мягкий знак)
- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласных)
- Проанализируйте тип соединений букв. (Везде верхнее соединение, только ол – нижнее)
- Запишите в тетради, соблюдайте правила письма: посадка, расположение тетради, правильно возьмите ручку.
Работайте аккуратно, красиво, не теряйте время.
3. Целеполагание.
- Над какой темой работаем? (Перенос слов.)
- Какое правило переноса узнали? (Слова переносятся по слогам, делятся на две части. Одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить.)
Запись на доске:
пень
день
уголь
- Прочтите слова. Что можете сказать?
(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)
- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.
пень - пеньки
день - деньки
уголь - угольки
- Сколько теперь слогов в слогах?
- Можем теперь разделить слова для переноса?
Цель нашего урока – научиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.
4. Работа над новым материалом.
- Ребята, а можно ли применить правило переноса слов для слов с мягким знаком в середине? Разделите их для переноса.
Запись на доске дополняется:
пень – пеньки – пень-ки
день – деньки – день-ки
уголь – угольки – уголь-ки
Учащиеся записывают в тетрадь.
- Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? /Проблема/
Разрешение проблемы
- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука)
- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)
- Можно ли разделить звук? (Нет)
- Сделайте вывод.
(Вывод: звук мягкий нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.)
5. Закрепление.
- Запишите слова, разделив их для переноса. Комментируйте записанное. Пишите аккуратно, уважайте себя и свой труд. Соблюдайте правила письма.
Учащиеся пишут под диктовку.
Пальто, письмо, горький, огоньки, кольцо, маленький.
- Как делили слова для переноса?
6. Самостоятельная дифференцированная работа.
1 вариант – учащиеся с пониженными учебными возможностями выполняют упражнение № 73 под руководством учителя после коллективного разбора. Проверка по ходу выполнения.
2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.
Задание: Исправить ошибки Незнайки.
Карточка:
Перенес слова Незнайка:
О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка,
Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,
Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Проверка карточек учителем.
3 вариант – учащиеся со средними учебными возможностями самостоятельно выполняют упражнение № 74.
Проверка с доски /один ученик работает у доски/.
7. Итог урока.
- Чему учились на уроке? Научились?
- Как будем переносить слова с мягким знаком в середине?