Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
В настоящее время в области компьютерного моделирования получил широкое распространение так называемый объектно-ориентированный подход. Для успешного обучения информатике в процессе игры необходимо применять не только модели изучаемого материала, но и предметы, окружающие школьника.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами, При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Это процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия и активизируется учебная деятельность ребенка. Учебная задача – ключевой компонент учебной деятельности. При постановке учебной – дидактической задачи необходимо выполнение следующих требований: 1. Дидактическая задача должна ориентировать школьника на поиск нового способа действия, мотивировать их познавательную деятельность. 2. В процессе ее решения учащиеся должны осознать необходимость и рациональность нового знания. Перед проведением дидактической игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми Учитель должен обратить на нее внимание.
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команды, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатление от игры. При помощи проведения дидактических игр в начальной школе достигается оптимальная реализация познавательного потенциала ученика.
Методической основой для разработки данных уроков послужил курс информатики в начальной школе, разработанный под руководством А.В. Горячева (“Информатика в играх и задачах”, 3-й класс, часть 1). Уроки формируют отношение к компьютеру как к средству решения различных задач, развивают у школьников навыки решения задач с применением следующих подходов к решению - системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей), объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием). Уроки посвящены повторению темы “Свойства объектов” и используют компьютерные технологии для повышения уровня усвоения учениками теоретического материала. В ходе уроков подобраны игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. Урок 2 проходит в виде соревнования, где каждый ученик, выполняя самостоятельно задание, тем самым помогает своей команде достичь заранее поставленной цели.
Урок 1
Тема: свойства объектов, создание одного документа из нескольких.
Дидактическая цель урока: закрепление темы “Свойства объектов”. Изучение приемов создания одного документа из нескольких.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление ранее пройденного материала по теме “Свойства объектов”;
- изучение и освоение способов копирования, вставки объектов в одном документе и из одного документа в другой.
Воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем игрового изложения материала;
- способствовать установлению уважительных межличностных отношений.
Развивающие:
- развивать умение концентрировать внимание на основном;
- представлять общий итог работы.
Тип урока: урок закрепления материала по указанной теме, овладение новыми знаниями.
Оборудование: тестовый редактор MS Word.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
- Учитель. Сегодня, используя знания о свойствах объектов, мы с вами сочиним новогоднюю историю, предварительно заполнив схемы состава и свойств некоторых объектов при помощи тетради и компьютера.
Урок 2
Тема: свойства объектов, создание одного документа из нескольких.
Дидактическая цель урока: закрепление приемов создания одного документа из нескольких.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление ранее пройденного материала по теме “Свойства объектов. Создание одного документа из нескольких”;
- формирование инвариантного стиля мышления;
- закрепление умений применения на практике способов копирования, вставки объектов из одного документа в другой.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности, аккуратности;
- способствовать установлению уважительных межличностных отношений посредством сочетания индивидуальной работы с коллективной.
Развивающие:
- развивать умение концентрировать внимание на основном;
- научить учащихся корректно представлять результаты своей работы.
Тип урока: урок систематизации изученного материала с игровыми элементами.
Оборудование: тестовый редактор MS Word, 2 дискеты 3,5.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
- Учитель: На прошлом уроке каждый из вас сочинил новогоднюю историю, а сегодня мы будем сочинять новогоднюю сказку, но не каждый самостоятельно, а объединившись в 2 группы. Знания о свойствах объектов помогут справиться вам с этой задачей. Сколько сказок мы с вами должны сегодня написать? (2)
Учитель делит класс на 2 группы (можно поставить на компьютеры таблички с цифрами 1 или 2). Желательно, чтобы в одной группе были объединены дети за рядом стоящими компьютерами. За каждое правильно выполненное задание команда получает один жетон красного цвета. Побеждает команда, накопившая больше жетонов.
Представитель выигравшей команды выбирает задание для своей команды. В конверте для команды 8 (по числу человек в команде — на каждого по два вопроса) карточек, которые немедленно раздаются членам команды, и одна дискета с новым документом Word — “Сказка1” и “Сказка2” соответственно. На конверте — задание для всей команды: “Разделите задания между участниками, когда все задания будут выполнены, соберите ответы в правильном порядке на дискете в документ “Сказка”, пользуясь командами меню “Правка”/ копировать / вставить ”. Примеры заданий можно найти в Приложении 2.
Что можно получить в результате проведения игры?
- Понимание и усвоение материала;
- Развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, лидерских качеств;
- развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, организаторских способностей;
- развитее отношения к компьютеру как к инструменту, средству достижения цели.
Дидактические ценности игры:
- это активная форма работы;
- участники учатся слушать и слышать друг друга;
- учителю легко поддержать трудного ребенка, обратив внимание на его идею.
Литература
- Горячев А.В., Горина К.И. Информатика в играх и задачах 3 класс: методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2004
- Жикалкина Т.К. Игровые задания по математике. М.: Просвещение, 1989
- Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. М.: Воронеж, 1996