Цели:
- повторить состав чисел в пределах 20;
- закреплять навыки письменных приёмов сложения двузначных чисел в пределах 100, умение находить неизвестные компоненты вычитания и сложения, прививать интерес к математике через использование нетрадиционных форм.
Оборудование:
- схема алгоритма анализа задачи,
- портрет Бабы Яги, портреты внучки, Ванюши,
- изображение яблони с яблоками, речки, печки, леса, гусей-лебедей.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Я работаю в школе посёлка Нижний Баскунчак. На наш урок пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети кивком головы приветствуют гостей.
– Я хочу пригласить вас в сказку. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке. Нам предстоит закрепить умение письменно выполнять сложение двузначных чисел, повторим способы проверки вычитания, будем решать уравнения.
Звучит фонограмма. Дети попадают в сказку.
– Жили-были дед да баба. Были у них внучка да внучок маленький Ванюша.
"Внученька, говорят баба с дедом, - мы поедем на ярмарку, а ты со двора не ходи, береги Ванюшу. А мы тебе гостинцев привезём!" Уехали баба с дедом, а внучка позабыла, что ей наказывали. Посадила она Ванюшу под яблоньку, а сама побежала с подружками играть. Сидит Ванечка под яблонькой, яблочками играет.
– Исправьте ошибки, которые найдёте в рисунках, с помощью стрелок: (поднять чашу) или (опустить чашу). Помните, что на всех весах масса груши и яблока такая же, как на первых весах.
– Скучно стало Ванечке. Стал он считать всё, что видел. Давайте поможем ему.
– Сколько получится, если к 5 прибавить 3? А если к 3 прибавить 5?
– Какой математический приём использовали?
(Приём перестановки слагаемых.)
– Когда используют перестановку слагаемых?
(Когда к большему числу прибавляем меньшее.)
– В одной сказке 8 героев, а в другой 2. На сколько меньше героев во второй сказке?
(8 – 2 = 6 )
– На одной полке 8 книг, а на другой на 5 книг больше. Сколько книг на второй полке?
(8 + 5 = 13 )
– В хоре поют 9 мальчиков и столько же девочек. Сколько детей поют в хоре?
( 9 + 9 = 18 )
– Стал Ванечка полочки по длине мерить. Давайте и мы сравним, что длиннее, что короче, что больше, а что меньше, а может что-то и равно.
1м * 10дм |
3см 5мм * 35мм |
3дм * 31см | 8см * 79мм |
( =; <; =; > )
– Но вдруг налетели злые гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли. А сколько их было, мы узнаем, решив задачу на смекалку.
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди.
Один между двух. Сколько было гусей?
– А вот кто приказал им это сделать, мы узнаем, если решим примеры.
На доске портрет Бабы Яги разрезанный на 9 частей, прикреплённых обратной стороной. На каждой части записан пример. Решив пример, дети переворачивают их.
– Вот кто похитил нашего Ванюшу. Давайте поможем сестрице спасти братца. Но сначала откройте тетради. Запишите число, классная работа. … Итак, в путь!
– На пути у нас яблонька. Яблонька, яблонька, покажи нам дорогу к Бабе Яге.
Фонограмма: "Покажу, если съедите мои яблочки.
Яблочки у меня непростые – волшебные, чтобы яблочко съесть, надо примеры столбиком решить".
– Молодцы! Идём дальше! На нашем пути печка. Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе Яге.
Фонограмма: "Покажу, если съедите мой пирожок.
А пирожок непростой, а трудная задача".
На одном автобусе в Киев приехали 42 туриста, а на другом – на 10 туристов больше. Сколько всего туристов приехали в Киев?
1) 42 + 10 =52 туриста – приехали на втором автобусе.
2) 42 + 52 = 94 туриста – приехали на двух автобусах.
Выражение: 42 + (42 + 10) = 94 туриста.
Ответ: 94 туриста приехали на двух автобусах.
– Молодцы! Мы хорошо потрудились! Пора нам отдохнуть.
Физкультминутка.
– И вот новое препятствие – речка. Перебраться на другой берег мы сможем по мостику. Но нам надо отремонтировать его, вставив недостающие дощечки с числами.
Уменьшаемое | 90 | 80 | 70 | 60 | 60 | 60 |
Вычитаемое | 10 | 10 | 10 | 20 | 30 | 40 |
Разность | 80 | 70 | 60 | 40 | 30 | 20 |
– Снова в путь! И вот перед нами густой лес. Деревья расступятся, если мы решим уравнения.
Х – 8 = 6 |
у + 9 = 17 |
|
Х = 8 + 6 | у = 17 – 9 | |
Х = 14 | у = 8 | |
14 – 8 = 6 | 8 + 9 = 17 |
– Расступился тёмный лес. Ребята! А вот и избушка Бабы Яги! Баба Яга, отдай нам Ванюшу!
Фонограмма: "Отдам, но сначала расшифруйте код замка, а для этого примеры решите.
Да проверку не забудьте!".
I вариант – 44 – 8; 7 – 3
II вариант – 35 – 7; 70 – 8
– Молодцы, ребята! Вы спасли Ванюшу! Пора нам возвращаться домой. Что вам запомнилось в нашем путешествии.
– А теперь минуточку подумайте и сами оцените результаты своей работы. Прикрепите яблоки к дереву:
Красные – если вы уверены, что хорошо работали;
Зелёные – если вы считаете, что в основном работу выполняли верно, но были неточности.