1 класс, II четверть
Раздел: “В чем красота зимы”
Тип урока: нестандартный урок-фантазия
Область: изображения и украшения
Тема урока: “Узоры на стекле”
Цели урока:
- формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности;
- эмоционально откликаться на явления зимней природы;
- создавать неповторимые мотивы зимних ледяных узоров;
- воспитывать в себе мир чувств: эмоциональную чуткость и активно-действенную отзывчивость.
Вид занятия:
- работа в технике “гратташ” (процарапывание);
- рисование по памяти и впечатлению
Форма организации деятельности:
- совместно-последовательная изобразительная эстафета;
- размещение индивидуальных изображений;
- работа в паре.
Связь с другими предметами: трудовое обучение, математика, физическая культура, окружающий мир, психология, музыка, художественное чтение, изо, валеология.
Литературный ряд: загадки, стихи русских поэтов В.Фетисова, Е.Трутневой, И.Бунина.
Зрительный ряд: плакат-рисунок, узоры на стекле, плетеное кружево.
Музыкальный ряд:
- музыка-релаксация, классическая музыка П.И.Чайковского “Времена года: Декабрь, Святки”;
- А.Вивальди “Зима”.
Художественные материалы: бумага (А3), цветной и белый картон, лист ватмана, пластилин, рис, крем, зубная паста в тюбике, восковая свеча, акварельные и гуашевые краски
Оборудование:
- для учащихся: баночка для воды, кисти, палочки для рисования, перьевые ручки, маркеры, тряпочки, палитры
- для учителя: магнитофон, кассеты, костюм Деда Мороза, сапожок с сюрпризами
Используемая литература:
- Курчевский В.В. “А что там за окном?” - М.: Педагогика, 1985.
- Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе /ч.2/ - Р/н/Д: Изд-во “Учитель”, 2002.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа, 2000.
- Неменский Б.М. Искусство. 1 класс. Методическое пособие для учителя и учащихся, 2000.
- Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М., Просвещение, 1983.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание энергии.
Медитационная техника выполняется для мотивации перед интенсивной работой под релаксационную музыку/
Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полете к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла.
Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно.
Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас.
Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.
2. Проверка домашнего задания.
Наблюдение в природе.
- подойти к изучению темы урока;
- учиться наблюдательности: умению отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы;
- развивать внимательность к прозе, поэзии/
- Что необычного, красивого вы заметили в зимней природе?
/Ответы детей: Я вчера гуляла с мамой…/
Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег,
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
…Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю – белый, белый цвет,
Небу – голубой рассвет.
Ой, ребята! Что такое за окном?
Сразу в классе посветлело.
Это снег лежит ковром
Белый, белый.
- Друзья, спасибо, что вы с нами поделились своими необыкновенными наблюдениями.
- Какие цвета взяли поэты для описания зимы? /белый, голубой, синий/
3. Актуализация прежних знаний.
Закрепление знаний о цвете, о правилах смешивания красок/
- Царство каких цветов приглашает нас к себе в гости?
- Что вы знаете о белом цвете? (спектр белого цвета на доске)
- /белый цвет – нейтральный;
- если добавим в синий цвет белого чуть-чуть, то получим голубой;
- в синий можно добавить воды, тоже получим голубой/
- Что знаете о голубом цвете? (спектр голубого цвета на доске)
- /голубой – холодный цвет; белый и голубой цвета зимние/
Какие ощущения у вас вызывают эти цвета?
- /нежность, чистота, трепетность, изменчивость, спокойствие, привязанность, холодность, мечтательность/
Как на вас действуют эти цвета?
- /привлекают, даже заманивают вдаль, вглубь/
4. Подготовка к восприятию нового материала.
Постановка цели урока.
Ой, а я (ученица Тамара) заметила, что:
На окне серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
И на стеклах – небо ярко-синее
В снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно,
Утро тихо, радостно и молодо,
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне. (И.Бунин)
- Что за цветы заметила Тамара на своем стекле? /рисунок инеем/
- Кто их нарисовал? /Мороз/ / Можно загадать загадки:
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. /Мороз/
Замечательный художник
У окошка побывал
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал? /Дед Мороз/
- Мороз Иванович побывал и у нас в гостях. Подойдите к окну, что же вы видите на стекле? /узоры/
- На что похожи узоры, приглядитесь? /на цветок, на листья, …/
- А как вы думаете, мы чем будем сегодня заниматься на уроке изобразительного искусства и художественного труда? /рисовать узоры на стекле/
- Вы, наверное, не раз видели, как рисует Мороз Иванович на оконных стеклах узоры, внимательно ли вы рассматривали эти узоры? /они сложные/
Нам предстоит сегодня в царстве белого и голубого цвета быть настоящими фантазерами – учениками великого Мастера Мороза Ивановича.
5. Теоретическая работа по теме.
Рассматривание изящных по форме линий узора.
Мне однажды удалось сфотографировать, как работал Мороз Иванович (плакат-рисунок вывешивается на доске).
- На что похож рисунок Мороза Ивановича? /на узор/
- Рисовать узоры интересно.
- Из чего состоит узор? /из линий/
- Какая должна быть линия? /легкая, зимняя, живая, энергичная, эмоциональная/
( - У нее свой характер, настроение).
- Когда-то давным-давно Мороз Иванович имел своих учениц, это были мастерицы, которые плели кружева. Многие узоры они срисовывали с оконных стекол. Посмотрите на узор-фотографию (на доске), на рисунок инеем на оконном стекле и на работу мастериц (предлагается плетеное кружево).
Что вы заметили? /есть одинаковые линии/
(Плакат-рисунок убирается).
6. Упражнение на тактильное ощущение линии.
- Рассмотрите кружевные салфетки, поводите пальчиками по узорам. Вы увидите, что линия живая. Проследите изгибы линии. Обратите внимание на создание общей картины. Постучите попеременно каждым пальцем руки по узелкам. Ощущаете твердость плетения?
7. Создание волшебной фантазии.
- Оглянитесь вокруг, вы увидите вокруг много узоров. Они везде. Хотите создать свои неповторимые картины зимних узоров? (Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь. Святки”).
(На фоне музыки произносятся слова):
- Войдите, открыв двери, в мир фантазии, выдумки и творчества. Вы становитесь учениками Мороза Ивановича. А ученики должны много учиться, чтобы стать настоящими мастерами.
- Приготовились, 1 задание:
Для работы нам необходимо взять фантазию, терпение.
а). Работа в паре, сидя за рабочим столом, под музыку
- техника: на заранее заготовленную пластилиновую основу выкладывается узор линий, используя зерна риса.
- смена художественных материалов в процессе творческой деятельности формирует чувство материала;
- отличное упражнение для развития мелкой мышечной моторики руки./
Дети работают в паре, сидя; обсуждают процесс работы.
- Как вы работали? /медленно, кропотливо, боялись подвести друг друга/
- Какой фон вы выбрали для изображения линии? /Мы в царстве голубого и белого цвета. Фон - голубой, линия узора - из белых зерен риса/
- Что же умеет линия? /Она, как и человек, может оставлять след/
- Приготовились, 2 задание:
Для работы нам необходимо взять фантазию, смекалку, быстроту, поспешность, сноровку.
б). Индивидуальная работа, стоя около рабочего стола, под музыку
- техника: на лист картона голубого цвета, быстрым нажатием на тюбик, в движении, наносится объемный след узора зубной пасты или крема белого цвета.
Дети работают сосредоточенно, в напряжении, стоя, индивидуально; обсуждают процесс работы.
- Чем больше понравилось работать кремом или зубной пастой?
- /линия горочкой получается,
- крем ложится плавнее,
- зубная паста издает нежный зимний запах свежести./
8. Ритмичная пауза - перемена.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
(Игры на ковре, завтрак – 20 минут).
9. Музыкальное представление картины зимней поры.
(Звучит музыкальное классическое произведение А.Вивальди “Зима”. Дети слушают).
- Мы вернулись в царство белого и голубого цветов. Здесь хозяйничает Мороз Иванович, который подготовил вам новое задание.
- Приготовились, 3 задание:
Для работы нам необходимо взять фантазию, дружбу, взаимовыручку, веселое настроение.
10. Создание волшебной фантазии.
а). Коллективная работа.
Игра “Колпак Мороза Ивановича”
Разделились на две команды: “Льдинка”, “Снежинка”.
Команда “Льдинка” будет работать палочками на листе, покрытом воском и голубой акварелью. Им предстоит рисовать линию, царапая, как по замерзшему стеклу.
Команда “Снежинка” будет работать голубыми маркерами на белом листе и рисовать свои выдуманные узоры.
(Звучит быстрая озорная музыка;
- дети попеременно одевают шапочку – колпак Мороза Ивановича и рисуют;
- музыка заканчивается – заканчивается игра;
- ведущий переодет в костюм Мороза Ивановича, он помогает детям передвигаться, подбадривая их).
- На каком фоне рисунки смотрятся красивее? /произвольные ответы детей/
- Что вы чувствовали в игре? /произвольные ответы детей/
Упражнение для глаз
- Посмотрите на спектр цветов, какой цвет приятен вашим глазам?
Если вам хочется успокоиться, то посмотрите на зеленый, белый.
Вы почувствовали азарт, взбодрились и вам хочется продолжить пребывать в этом состоянии дальше, то посмотрите на красный, оранжевый, синий.
- Приготовились, 4 задание:
Для работы нам необходимо взять фантазию, интерес.
б). Индивидуальная творческая работа.
техника: на белом листе выполнить прорисовку восковым кусочком свечи сильным нажимом; лист покрыть голубым фоном акварели или жидко разведенной гуаши – получается очень интересный эффект – прорисованные места не покрываются краской. В эскизе передается легкость линии.
Дети работают под музыку.
11. Экспресс-выставка.
Дети сами выбирают лучшие фантазии-узоры тех учащихся, которые на этот раз оказались самыми искусными помощниками Мороза Ивановича. Остальные работы анализируются учителем.
12. Итог урока.
а). Рефлексия.
- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
- Чему новому вы научились на уроке?
б). Пожелания.
- Мне хочется вам пожелать:
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится.