Нестандартные уроки — путь к успеху в учении

Разделы: Информатика


В своей практике мне наиболее близки нестандартные виды уроков. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков.

  1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез – в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.
  2. Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй – сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.
  3. Уроки-состязания проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.
  4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и т.д. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

Выработанная мною за долгие годы работы система дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, готовит учащихся к поступлению в ВУЗы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.

В качестве примера предлагаю разработку нестандартного урока по теме “Массивы”.

Урок-игра “Покорение вершины”

Тема: “Массивы”

Задачи:

  1. закрепить и обобщить знания по теме “Массивы”,
  2. проверить умение решать базовые задачи,
  3. совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд.

Оборудование:

  • учебные таблицы по теме,
  • магнитная доска.

Условия игры: урок проводится в форме экспедиции “Покорение вершины”, где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний.

Этапы игры:

  • первый урок – “Подготовка к экспедиции”,
  • второй урок – “Восхождение”.

Содержание первого урока

Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому на первом уроке учащиеся-альпинисты проверяют свою готовность к покорению горной вершины.

1. Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?”

В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий темы, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки.

Термины и вопросы: массив, виды массивов, оператор описания массивов, способы заполнения массивов, программы ввода и вывода массивов, элементы массива, ключевые команды к базовым задачам, типы массивов и т.д.

2. Метеосводка.

На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги четыре облака, на обратной стороне которых написан текст заданий. Под каждым облаком прикреплена табличка “Пасмурно”. Отвечая правильно на вопрос и выполняя задания, учащиеся меняют табличку на “Ясно” – восхождение разрешается.

Вопросы и задания:

1 задание

a) Ввести в память компьютера матрицу А из трех строк и пяти столбцов;

b) Определить сумму элементов массива С (1:10), значение которых меньше нуля, переставить местами 2 и 5 элементы.

2 задание

a) Ввести в память компьютера массив Х (1:8), разместив данные в тексте программы;

b) В массиве У (1:4, 1:3) найти наименьший элемент.

3 задание

a) Почему ЭВМ резервирует больше места в своей памяти, чем этого требует оператор DIM ?

b) Пусть имеется массив х1, х2, …, хn. Составьте программу вычисления среднего арифметического этих чисел.

4 задание

a) Даны массивы

N D
27, 25, 34, 27, 25, 33,34,27,44, 25,32,21,25 Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

С помощью оператора DIM опишите предложенные массивы.

b) Задан вектор а, имеющий 10 компонент. Найти его модуль.

3. Тренажер.

Класс разбивается на 4 команды и каждая выполняет несколько заданий.

  • “Восстановить порядок!”. На карточке в беспорядке написаны программные строки, которые нужно расставить по порядку и начертить блок-схему.
  • “Слушай, не зевай!”. Каждая команда получает карточки, на которых написаны ответы на вопросы по теме “Массивы”. Учащимся предлагается ряд вопросов, на которые они должны ответить поднятием карточки.
  • “Устрани ошибки!”. Каждая команда получает по 2 программы, в которых допущены ошибки. Учащиеся должны их исправить.

Содержание второго урока.

В начале второго урока учащиеся получают карточки-счетчики, где они в течение урока будут фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока “альпинисты” по счетчику дают оценку своей работе и выясняют: удалось ли им покорить “горную высоту”?

Счетчик (фамилия, имя)

Высота

Баллы

1  
2  
3  
Общий результат  
Оценка  

1. Первая высота “Снежная лавина” – 14 баллов.

Программированный опрос. Работа выполняется по 2 вариантам.

Карточка 1.

  1. Виды массивов;
  2. Оператор описания массивов;
  3. Сколько индексированных переменных записано в оператор DIM А (5), В (4, 3)?
  4. Запишите элементы одномерного символьного массива Х (1:6);
  5. С помощью каких операторов можно разместить данные в тексте программы?

Карточка 2.

  1. Типы массивов;
  2. Как в программе описать массив?
  3. Запишите элементы массива У%(1:3, 1:4);
  4. Сколько индексированных переменных содержит оператор DIM Х% (5), У (10);
  5. С помощью какого оператора можно вводить элементы массива с клавиатуры?

Между выполнением отдельных учебных заданий организуются “привалы” – минуты отдыха, во время которых перед “покорением очередной высоты” учащиеся рассказывают интересные факты из истории информатики, развивающие идеи, что ждет человека в ближайшие два десятка лет.

2. Вторая высота “Ледовая трещина” – 16 баллов.

Учащимся читается стихотворение и вывешивается плакат с картиной, на которой спит Петя и на нём написано условие задачи:

После позднего гулянья
Пете Гурину случайно
Ночью сумрачной, ненастной
Сон привиделся ужасный:
Будто в завтрашней контрольной
Он нашел легко довольно
Для заданья своего
Три возможности решений.
Записал все по порядку
Ровным почерком в тетрадку
И хотел уже сдавать,
Только вдруг в окошко – глядь! –
А к нему со всех сторон
Стаи движутся ворон…
Изорвали всю тетрадку,
Положив конец порядку,
Растащили все решенья,
Перепутав, без сомненья,
Угрожает Пете двойка, дома ждет головомойка.

Мы же очень просим вас
Петин сон прервать тотчас,
Всех ворон переловив
И решенья возвратив
На места в его тетрадке,
Чтобы было все в порядке.

Задача. Дано 50 чисел. Определить, сколько среди них отличных от последнего числа (словесный алгоритм, блок-схема, программа).

3. Третья высота “Камнепад”.

Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности:

Красная карточка – оценка 5,

Синяя карточка – оценка 4,

Желтая карточка – оценка 3.

Подведение итогов игры:

При подведении итогов учитель обращается к классу со следующими словами: “Дорогой альпинист! Если ты набрал более 45 баллов, то ты покорил вершину – молодец! Если ты набрал 40–45 баллов – покорил вторую высоту, хорошо! Если 35–39 баллов – удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 35 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе еще раз нужно пройти подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!”

Учащиеся согласно рейтингу проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.

Выработанная система даёт хорошие результаты в успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, готовит учащихся к поступлению в ВУЗы и. самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.