Цели урока:
- формирование умения распознавать глаголы, отвечающие на вопросы: “что делает?” и “что делают?”;
- развитие представлений об употреблении глаголов в единственном и во множественном числе;
- воспитание внимательности.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения:
- коллективная (фронтальная);
- индивидуальная;
- групповая (пары).
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.
II. Введение в тему учебного дня. Постановка цели.
Вводное слово учителя.
У нас на уроке неожиданный гость. А кто это вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
III. Подготовка к основному этапу урока.
А). Дети отгадывают загадки. Вставляют в кроссворд отгадки.
Загадки
1) Белые морковки зимой растут. (Сосульки)
2) Покружились в воздухе,
Звездочки немножко.
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)
3) Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.
По селам, городам летает,
Знать никого не желает. (Метель)
4) Чернокрылые, красногрудые,
И зимой найдут приют.
Не боятся они простуды,
С первым снегом тут как тут. (Снегири)
5) Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
6) Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
7) Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
8) Мои новые дружки и блестящи и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (Коньки)
У. Прочитайте выделенное слово на рисунке 1.
Рисунок 1
Д. Снеговик.
У. Снеговик на урок принес нам задания. Он будет наблюдать за тем, чтобы вы эти задания выполняли правильно и аккуратно.
б) Словарная работа.
Снеговик (Сн). Выпишите из кроссворда словарные слова. Прочитайте, что общего в этих словах?
Ответы детей. Существительные, двусложные слова, ударный второй слог, непроверяемая безударная гласная “о”, одинаковое количество звуков.
Сн. Чем различаются эти слова?
Ответы детей. Значением слов, числом, количеством букв.
Сн. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны.
IV. Знакомство с новым материалом.
Сн. Найди все существительные в кроссворде, которые называют один предмет.
На доске появляются слова:
Метель
Мороз
Февраль
Иней
Сн. Найди все существительные, которые обозначают несколько предметов.
На доске появляются слова:
Снежинки
Сосульки
Снегири
Коньки
Снеговик оценивает работу детей.
а) Физкультминутка.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает.
Белые снежинки
По ветру бросает.
б) “Перепутаница” - игра.
У. Ах, негодник – ветерок. Выдул из мешка снеговика необычные снежинки. Посмотрите, ребята, как огорчился Снеговик. Помогите ему.
У. Подберите к существительным подходящие глаголы – снежинки.
Дети выполняют на доске, подставляют к существительным первого столбика глаголы – снежинки: воет, рисует, идет, сверкает. К существительным второго столбика глаголы – падают, висят, летают, скользят.
У. Прочитайте пары слов.
У. Вы очень порадовали нашего снеговика
в) Самостоятельная работа учащихся.
Задание №1
У. Запишите пары слов: предмет + действие предмета в единственном числе.
- Перечислите пары слов.
- Почему записали слова 1-ого столбика?
Вывод. В первом столбике слова, которые обозначают действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?
Задание №2
У. Составь предложения с глаголами во множественном числе с подходящими по смыслу существительными.
Д. Метель воет. Мороз рисует. Иней сверкает. Февраль идет.
У. Сравните предложения:
1.Снежинки падают.
2.Пушистые снежинки падают.
У. Какое предложение вам больше понравилось? Запишите второе предложение.
а) комментированное письмо.
V. Работа по индивидуально-ориентированному учебному плану. Контроль знаний.
Задания на 5.
Название темы урока |
От друга |
От самого себя |
От учителя |
Критерии к заданиям |
Выполнение задания по образцу |
Выполнение задания с самоконтролем |
Контрольное выполнение задания |
Прочитай стихотворение: Снеговик на солнце тает. В рыхлый снег стучит капель. И на север улетают, снегири, забрав метель. Выпиши из текста слова парами: предмет и действие. Проверка: обмен тетрадями. Оценка от друга. |
Прочитай. Спиши. Вот и весна идет. По реке плывет лед. Весело бегут шумные ручейки. К словам, которые обозначают действие предмета, допиши вопросы: что делает? что делают? Проверка за доской. Оценка от самого себя. |
Прочитай. Вставь пропущенные глаголы. Над водой (…………….) быстрые чайки. К реке (…………..) лось и лосенок. Звонко (…………) дятел. Оценка от учителя. |
VI. Подведение итогов.
Сн. Я рад, что вы справились со всеми заданиями. Молодцы!