Класс: 11 “б”.
Тема урока: Углеводы.
Цели урока:
1.Образовательные: отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс углеводов; обобщить сведения о зависимости свойств углеводов от их строения; уметь применять различные методы решения расчетных задач, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.
Развивающие: формирование умений сравнивать, обобщать свойства изученных явлений и процессов, выполнять опыты по распознаванию углеводов среди других органических соединений; развитие логического мышления, зрительной памяти, потребности к самообразованию, совершенствование химической речи, навыков по исследованию химических веществ, развитие творческой деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе; воспитание культуры общения.
Оборудование: ТСО - компьютер, дидактические карточки, лабораторное оборудование и химические реактивы для опытов.
План урока:
I. Организационный момент урока.
II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
III.Всесторонняя проверка знаний учащихся.
IV.Информация о домашнем задании. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
Урок содержит задания с различным уровнем сложности. Из предложенных заданий ученик должен выбрать те, с которыми он сможет справиться в течение урока. Выполняя их, каждый ученик должен оценить свои возможности, а учитель, работая с ним дополнительно во внеурочное время, должен сделать так, чтобы он смог подняться на одну ступень выше. Все задания даются на отдельных листах и по истечении времени сдаются учителю на проверку.
I. Программированное задание
1-ый уровень (на оценку “удовлетворительно”). Распределите данные вещества (см. ниже) по буквам согласно схеме классификации углеводов. Текст заданий раздается ученикам на каждый стол. Оценивается учителем и заносится в Лист учета знаний.
- Моносахариды -
- Дисахариды -
- Полисахариды –
2-ой уровень (на оценку “хорошо”). Дайте названия веществам по их структурным формулам:
3-ий уровень ( на оценку “отлично”). Из перечисленных свойств веществ цифрами укажите верные утверждения:
1. Глюкоза – это кристаллическое вещество, сладкое на вкус, хорошо растворимое в воде.
2. В молекуле глюкозы содержатся 4 гидроксогруппы.
3. Глюкоза слаще фруктозы и сахарозы.
4. Глюкоза – это альдегидоспирт.
5. Глюкоза – это изомер фруктозы.
6. В промышленности глюкозу получают гидролизом сахарозы.
7. Кристаллическая глюкоза состоит только из циклических молекул.
8. При восстановлении глюкозы образуется четырехатомный спирт.
9. Спиртовое брожение глюкозы происходит в процессе выпечки хлеба и при получении вина и пива.
10. Сахароза не дает реакцию “серебряного зеркала”..
Взаимопроверка. Проставление оценки в Листе учета знаний и умений. Ответы к 1-му заданию даются на обратной стороне доски.
II. Понятийный диктант.
Данное задание и ответы к ним показаны на компьютере. Каждое задание оценивается в 1 балл, если оно выполнено не полностью, то производится пошаговая оценка. Примерная шкала перевода в пятибальную систему оценки: 0 – 3 балла – “2” (30%)
4 – 6 баллов – “3” (60%)
7 – 8 баллов – “4” (80%)
9 – 10баллов – “5” (90-100%)
Каждый учащийся сам оценивает свою работу и ставит оценку в Лист учета знаний и умений.
1. Углеводы образуются в клетках растений в процессе …
2. В состав ДНК входит углевод …
3. В составе молекулы фруктозы есть функциональные группы …
4. Углеводы классифицируют на …
5. В состав молекулы РНК входит углевод …
6. Реакция взаимодействия глюкозы с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров обусловлена наличием функциональной группы …
7. Молекулы сахарозы состоят из взаимно связанных остатков молекулы …
8. Макромолекулы крахмала состоят из остатков молекул циклической …
9. Так как молекулы целлюлозы имеют гидроксильные группы, то для неё характерны реакции …
10. Волокнистое вещество нерастворимо ни в воде, ни в обычных органических растворителях. Растворителем её является реактив Швейцера. Что это за вещество?
Считается, что наиболее объективный контроль знаний осуществляется посредством тестов. Предложенные тестовые задания по углеводам требуют знания специфических реактивов, особенностей протекания химических реакций. Учитель проставляет оценки в общий Лист учета знаний и умений.
Учащиеся переходят к заданию III и отвечают (устно) в избранном учителем порядке:
III. Устный ответ.
1. Одной из характерных реакций глюкозы является реакция “серебряного зеркала”. Какие соединения также дают эту реакцию?
1. Углеводороды. 2. Спирты. З. Альдегиды. 4. Кислоты.
2. Какой из названных углеводов образует красный осадок оксида меди (I) при нагревании с гидроксидом меди (II)? 1. Целлюлоза. 2. Глюкоза.
3. Сахароза. 4. Крахмал.
3. Глюкозу можно восстановить:
Какая из функциональных групп при этом вступает в реакцию? 1. Спиртовая 2. Альдегидная.
4. Какие из приведенных химических свойств характерны для сахарозы? 1. Реакция “серебряного зеркала”. 2. Реакция с раствором иода. 3. Реакция с гидроксидом натрия. 4. Гидролиз в присутствии кислот.
5. Одной из характерных реакций глюкозы является образование красного осадка оксида меди (I) при нагревании с гидроксидом меди (II). При изучении каких соединений вы встречались с подобной реакцией? 1. Углеводородов. 2. Альдегидов. 3. Спиртов. 4. Кислот.
6. С каким из реактивов крахмал дает характерную реакцию? 1. Гидроксид меди (II). 2. Гидроксид натрия. 3. Раствор иода. 4. Аммиачный раствор оксида серебра.
7. Сохраняет ли продукт восстановления глюкозы способность давать реакцию серебряного зеркала? 1. Да 2. Нет.
8. Сколько нитрогрупп можно максимально ввести в одно звено макромолекулы целлюлозы? 1. Две. 2. Три. 3. Одну. 4. Четыре.
9. Одной из характерных реакций глюкозы является образование ярко-синего раствора при добавлении свежеосажденного гидроксида меди (II). При изучении каких соединений вы встречались с этой реакцией? 1. Спиртов. 2. Карбоновых кислот. 3. Углеводородов. 4. Многоатомных спиртов.
10. Какой из углеводов дает реакцию “серебряного зеркала”? 1. сахароза. 2. Крахмал. 3. Целлюлоза. 4. Глюкоза.
11. Сколько гидроксильных групп останется, если молекула глюкозы образует звено линейного полимера? 1. Две. 2. Четыре. 3. Три.
12. Среди названных областей применения крахмала и целлюлозы выберите те, которые относятся и к крахмалу, и к целлюлозе. 1. Продукт питания человека. 2. Изготовление бумаги. 3. Производство искусственных полимерных материалов.
IV. Упражнения.
Задание написано на отдельных карточках. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1-ый уровень (на оценку “удовлетворительно”).
Целлюлоза > глюкоза > этиловый спирт > бутадиен-1,3 > бутадиеновый каучук.
2-ой уровень (на оценку “хорошо”).
Крахмал > мальтоза > глюкоза > этиловый спирт > уксусноэтиловый эфир > ацетат натрия.
3-ий уровень (на оценку “отлично”).
Углекислый газ > крахмал > глюкоза > этиловый спирт > уксусный альдегид > уксусная кислота > триацетилцеллюлоза.
После окончания работы сдаются учителю на проверку.
V. Расчетные задачи.
Задание написано на доске.
1-ый уровень:
Какую массу сахарозы можно получить из 1,5 т сахарной свеклы, если массовая доля сахарозы в ней составляет 20%?
2-ой уровень:
При молочнокислом брожении 144 кг глюкозы получили 120 кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного?
3-ий уровень:
Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 0,2% крахмала, было получено 450 л 95%-ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг/л ?
Учащиеся берут задания,подготовленные лаборантом. Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в листе учёта знаний и умений.
VI. Экспериментальная задача.
Задание написано на доске.
1-ый уровень:
Как доказать, что в белом хлебе и сыром картофеле есть крахмал? Дайте полный ответ.
2-ой уровень:
Как можно опытным путем установить принадлежность глюкозы к классу многоатомных спиртов?
3-ий уровень:
В двух пробирках содержатся глюкоза и фруктоза. С помощью минимального числа реагентов определите содержимое каждой из пробирок.
VII. Информация о домашнем задании.
При подведении итогов урока выясняю следующее:
- Что было сегодня необычного на уроке?
- На сколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?
- Что вы взяли для себя с данного урока?
- С какими трудностями вы сегодня встретились? Что вам предстоит сделать, чтобы преодолеть эти трудности?
Комментирование оценок и занесение в журнал.
Лист учета знаний и умений учащихся:
№ |
Ф.И. уч-ся |
Програм. задание |
Понят-ный диктант |
Устный ответ |
Упражнение |
Расчетн. задача |
Эксперим. задача |
Итоговая оценка |
1. |
||||||||
2. |
||||||||
3. |
||||||||
… |