Цели урока. Закрепить знание свойства деления суммы на число и провести подготовительную работу к ознакомлению с приёмом деления двузначного числа на однозначное; отрабатывать умение решать задачи и умение находить периметр прямоугольника; формировать вычислительные навыки; воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия; развивать логическое мышление, навыки общения, внимание, память, самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование: кроссворд, карточки с примерами, загадки.
Ход урока.
I. Организационный момент
.Учитель. Сегодня на уроке закрепим знания деления суммы на число, будем решать задачи и примеры. Я думаю, что нам приятно будет работать, когда у нас гости. Пусть они радуются нашим успехам. А чтобы интереснее было работать, мы отгадаем кроссворд. Заполнить нам пустые клетки помогут ваши знания, ловкость, смекалка и, конечно же, дружба.
II. Устный счёт.
1. Минута красивого письма.
Учитель. Ребята, послушайте задачу в стихах.
Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами весёлых мышей.
Мыши услышали злую лису
И спрятались все под ёлкой в лесу.
Мышек же было всего только 5,
У каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под елью ветвистой сидят?
Дети. 45.
Учитель. Какое это число?
Дети. Двузначное.
Учитель. Чему равна сумма чисел 4 и 5?
Дети. 9.
Учитель. Итак, используя цифр 4, 5, 9 какое число можно составить?
Дети. 459.
Учитель. Какое это число?
Дети. Трёхзначное.
Учитель. А ещё какое?
Дети. Нечётное.
Учитель. Назовите соседей числа 459.
Дети. 458, 460.
Учитель. Сколько всего единиц в числе 459?
Дети. 459 единиц.
Учитель. А сколько всего десятков?
Дети. 45 десятков.
Учитель. Сколько всего сотен?
Дети. 4 сотни.
Учитель. Ребята, запишите в тетрадях число 459. Скажите, пожалуйста, какие ещё числа можно составить, используя цифры 4, 5, 9?
Дети. 495,594,549,945,954.
Учитель. Запишите их.
Дети записывают.
Учитель. Назовите самое меньшее и большее числа.
Дети. 459 – самое меньшее число, 954- самое большее число.
Учитель. Назовите чётные и нечётные числа.
Дети. Чётные: 594, 954. Нечётные: 459, 495, 549, 945.
Учитель. Замените и запишите число 459 в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети пишут в тетрадях: 459 = 400 + 50 + 9
Учитель. Молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь отгадайте загадку.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (медведь).
Учитель. Какие орфограммы в слове медведь?
Учитель. Итак, угадали первое слово кроссворда.
2. Индивидуальная работа.
Двое работают у доски, а остальные с учителем.
Учитель. Ребята, сейчас двое будут работать у доски.
Задание для первого ученика.
а) Расставь скобки так, чтобы равенства были верными
15 – 6х2 = 18 | 65 – 10 + 5 = 50 |
15 – 6х2 = 3 | 65 – 10 +5 = 60 |
Задание для второго ученика.
б) Реши “круговые” примеры
48 – 30 36:6 42 + 18 6х7 18х2 2х13 26 + 22 60:30
3. Работа с классом.
На доске дан ряд чисел.
7, 21, 14, 35, 48, 49, 56.
Учитель. Назовите лишнее число.
Дети. 7 – однозначное, все остальные двузначные.
Учитель. А ещё?
Дети. 48 – не делится на 7.
Учитель. Правильно! Ребята, прочитайте в виде возрастания числа, которые делятся на 7.
Дети. 7,14,21,35,49,56.
Учитель. А на какое число делится 48?
Дети. На 6.
Учитель. Представьте число 48 в виде суммы разрядных чисел.
Дети. 48= 40 + 8
Учитель. А ещё, можно ли представить число 48 в виде суммы двух таких чисел, каждое из которых делилось бы на 4?
Дети. 48=40+8 48=36+12 48=28+20 48=24+24
Учитель. Ребята, давайте, составим пример на деление суммы этих двух чисел на 4 и решим с объяснением.
(36 + 12): 4 = 36:4 + 12: 4 = 9 + 3 = 12
Учитель. А какое число делили?
Дети. 48.
(28 + 20):4 = 28:4 + 20:4 = 7 + 5 = 12
Учитель. Какое число делили?
Дети. 48.
Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Итак, загадка.
Не живая – а идёт,
Неподвижная – а ведёт (дорога).
Учитель. Какая орфограмма?
Учитель. А сейчас проверим задания наших одноклассников.
Проверка заданий. У детей светофоры.
.Учитель. Ребята, проверяем задания со светофорами. Если есть ошибка, показываете красный цвет, а если нет - зелёный.
Учитель. Почему в выражениях числа одинаковые, а ответы разные?
Дети. Изменился порядок действий.
Учитель. Прочитайте выражения.
Дети читают.
Учитель. Молодцы! Наши одноклассники справились с заданиями. А теперь слушайте загадку.
Светит, сверкает,
Всех согревает (солнце).
Учитель. В слове солнце, какая орфограмма?
Учитель. Итак, угадали следующее слово.
III. Работа в тетрадях. Запись под диктовку выражений, решение их удобным способом.
(36 + 27):9 = 63:9 = 7 | (40 + 16):7 = 56:7 =8 |
(30 + 18):3 = 10 + 6 = 16 | (40 + 12):4 = 10 + 3 = 13 |
Учитель. Какие числа делили?
Дети. 63, 48, 56, 52.
Учитель. И с этим заданием справились. Отгадайте загадку.
Глазищи, усищи, хвостище
А моется всех чище (кошка).
Учитель. Какая орфограмма в слове?
IV. Физкультминутка.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре-
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон
Побежали мышки вон.
Учитель. Так кого же испугались мыши?
Дети. Кошки.
V. Решение задачи № 1 на странице 12.
Дети читают задачу вслух.
1. Чтение задачи.
2. Разбор задачи.
3. Решение задачи.
(9 + 6):3 = 5(к.)
Ответ: 5 конфет получила каждая девочка.
Учитель. Как можно решить задачу другим способом?
Дети. 9:3 + 6:3.
Учитель. Ребята, объясните, сколько и каких конфет получила каждая девочка, если они делили конфеты между собой так:
9:3 + 6:3.
Ответы детей.
Учитель. Хорошо справились с задачей. Отгадайте загадку.
Много рук, а нога одна (дерево).
Учитель. Но это слово не подходит. Измените, слово так, чтобы оно стояло во множественном числе.
Дети. Деревья.
Учитель. А какие орфограммы в слове?
VI. Самостоятельная работа (по вариантам).
Задание написано на доске.
1 вариант | 2 вариант | ||
16х3 | 36:4 + 28:4 | 15х4 | 48:8 + 32:8 |
19х3 | 81:9 + 8х7 | 19х2 | 64:8 + 7х5 |
После решения выражений учитель открывает ответы, дети проверяют и находят лишний ответ.
Ответы на доске. 57,48,65,81,16.
38,60,43,81,10.
Учитель. Какой ответ лишний? Произведение, каких двух однозначных чисел даёт в ответе 81?
Ребята, отгадайте загадку.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
Учитель. Правильно! Но это слово не подходит к нашему кроссворду. Назовите однокоренное слово к слову лиса.
Дети. Лисица.
VII. Объясни, что означают выражения, и вычисли их значения:
36:6 | 36:6 + 24:6 | (36 + 24):6 |
24:6 | 36:6 – 24:6 |
Условие задачи на доске.
В ящики, каждый из которых вмещает по 6 кг фруктов, разложили 36 кг яблок и 24 кг груш.
Учитель. Отгадайте загадку.
В подполье, в коморке
Живут они в норке.
Серые малыши
Кто же это? (мыши).
Учитель. Назовите орфограмму в слове мыши.
VIII. Игра “Молчанка”.
Учитель диктует.
21:3х12 – 3:9х10 – 10:10 =?
Дети. 8.
Учитель. Умницы! Прочитайте, какое слово получилось под цифрой 8.
Дети. Молодцы!
Учитель. Какая орфограмма в слове?
Учитель. Ту фигуру кроссворда, где, написано это слово, как можно назвать?
Дети. Прямоугольник.
Учитель. А что вы знаете о прямоугольниках?
Ответы детей.
Учитель. Как находим периметр прямоугольника?
Ответы детей.
Учитель. Решите вот такую задачу. У прямоугольника одна сторона 1 дм, а другая 7 дм. Найдите периметр.
IХ. Подведение итогов урока.
Учитель. Чему научились на уроке?
Ответы детей.
Учитель. Ребята, вы хорошо потрудились на уроке. Спасибо вам за урок.
За ответы детей выставляются отметки.
Х. Домашнее задание.
С. 12, № 4, № 6 (1,2 столбики).