Программа курса "Основы информационной культуры на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова" и "Интегрированный урок обучения грамоте + библиотека "Делаем журнал сами"

Разделы: Начальная школа


Сегодня одной из важнейших проблем социального плана является культура человека во взаимодействий с информацией. Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами можно охарактеризовать уровнем информационной культуры, который понимается как информационный компонент человеческой культуры.

Основы информационной культуры формируются с детства. Большая роль, в связи с модернизацией образования, отводится школе. Немаловажной средой ее формирования является учебная и внеучебная деятельность детей. Возникла проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс в системе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и объединения их с методами преподавания.

Вследствие этого нами создана программа, в которой предусматривается изучение учебного материала в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с библиотечно-библиографическим сопровождением. В ходе уроков обучения грамоте учитель руководит учебной деятельностью, решает, какими задачами занимается он сам, а какие целесообразно проводить библиотекарю. Для реализации программы предполагается использование материалов с учетом возрастных особенностей детей.

Программа “Основы информационной культуры на уроках обучения грамоте” рассчитана на 1 час в месяц. Для проведения библиотечных уроков используется время, отведенное для классных часов. Теоретические знания учащихся отрабатываются на уроках обучения грамоте.

Содержание курса представлено игровыми, творческими заданиями, направленными на развитие речи, внимания, творческого мышления, читательских навыков и формирования навыков информационной культуры.

Цели курса:

  • Создание условий для развития информационной культуры младших школьников, способствующих повышению и качеству знаний, с использованием информационно – библиографического сопровождения.

Задачи курса:

  • Формировать умения и навыки самостоятельного поиска и выбора информации в соответствии с интересами и потребностями учащихся.
  • Формировать новый стиль мышления.
  • Использовать средства информации для решения личностных и общественно – значимых задач.

Актуальность

В соответствии с концепцией модернизации российского образования перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в большом потоке информации, используя ее себе во благо; подготовить его к жизни и деятельности в условиях информативного общества. Введение в программу курса “Основы информационной культуры на уроках обучения грамоте в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – это первая попытка обучения младших школьников пользованию поступающей к ним информацией на интегрированных уроках.

Новизна

Впервые представляется опыт по взаимодействию начальной школы системы РО Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова и библиотеки по формированию информационной культуры.

Ожидаемые результаты

  1. Знание основ библиотечно-информационной культуры в начальной школе и умение применять их в учебной и внеучебной деятельности.
  2. Высокий познавательный интерес к самостоятельному расширению информационной культуры.
  3. Психологическая готовность к жизни в информативном обществе.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3. (Презентация)