Тема: воздух, свойства воздуха.
Цель: формирование образного представления об атмосфере - воздушной оболочке Земли. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, их использовании человеком. Развитие речи, познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, формирование потребности узнавать неповторимый мир природы. Экологическое воспитание учащихся, воспитание чувства патриотизма, профессиональное ориентирование.
Оборудование: бумажные пакетики, сделанные детьми на уроке труда, игрушка - губная гармошка, портреты космонавтов - Гагарина, Леонова. Мяч, шарики, магнитные цифры, подбор картинок с изображением космонавта в скафандре, “этажи атмосферы”, чаша с водой, теннисный шарик.
I.
Вступительная беседа.- Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку :
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
II.
Работа в тетради.Запись темы: воздух.
- Как догадались, что это воздух?
- Где находится воздух? Видели ли вы его?
- Если вы его не видели, почему утверждаете, что он есть? Как это доказать?
- Может, вам поможет еще одна загадка:
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
- Если мы не видели воздух, то можем ли мы слышать воздух?
- Так что же такое ветер? Попробуйте дать определение.
Запись: ветер - воздух в движении.
III. Опыт с бумажным пакетиком.
- Надуйте пакетик в дырочку и ударьте по нему кулаком. Что вы услышали? А что же на самом деле произошло?
Вывод: пакетик громко щелкнул и разорвался.
Это вырвался воздух, который нагнан изо рта.
IV.
Опыт с губной гармошкой.(Учитель играет на губной гармошке.)
- Что произошло внутри губной гармошки?
Вывод: воздух внутри губной гармошки перемещается, ударяется о стенки гармошки. В результате мы слышим свист.
V.
Обобщение.- Так где же он - воздух? Где его можно найти, выловить? И нужно ли это делать?
Запись: воздух - везде.
VI. Воспитательный момент.
- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? Как он называется?
- Кто был первым космонавтом планеты?
Показ портрета Ю. Гагарина.
- А кто знает имя человека, который впервые вышел в открытый космос?
- Это Алексей Леонов.
Показ портрета А. Леонова.
- Он впервые в истории космонавтики покинул корабль и вышел в открытый космос. А кроме того, А. Леонов - наш с вами земляк. Он родился в Кемеровской области.
- А как называется костюм космонавта? Смог бы А. Леонов обойтись без него в космосе?
- Действительно, отсутствие воздуха в космосе - одна из главных трудностей в работе космонавтов. Они получают воздух из специальных баллонов.
- Можно ли считать профессию космонавта простой, легкой?
- Исследование космоса - работа чрезвычайно трудная. А профессия космонавта - одна из самых редких на Земле.
- Имена Гагарина, Леонова известны всему миру. Может Россия гордиться такими сыновьями?
- А что, на ваш взгляд, может служить пропуском в космос? Какие люди становятся космонавтами?
- Да, первая ступенька - это хорошая учеба и спорт. И чтобы быть в хорошей физической форме, мы сейчас немного потренируемся.
Ф/м (под музыку)
- Итак, раз в космосе нет воздуха и космонавты надевают специальный костюм - скафандр с баллоном, значит ваш первоначальный вывод о том, что воздух везде, оказался ошибочным или преждевременным?
- Попробуйте сделать другой вывод.
Вывод: воздух окружает Землю до определенной высоты. И этот слой воздуха называется атмосферой.
Запись: атмосфера (древнегреч. “атмос” - воздух, “сфера” - шар).
- Какой же высоты атмосфера? В этом помогут ее “этажи”.
На доске: таблица из картинок и указателей высоты.
30 км
Ученые посылают атмосферные зонды на высоту до 30 км
18 км
Атмосфера подвержена воздействиям погоды.
15 км
Летают реактивные самолеты.
8 км
Вершины гор.
Вывод: толщина земной атмосферы свыше 30 км. Дальше начинается открытый космос, планеты и звезды Вселенной.
- Для того, чтобы научиться предсказывать погоду и заставлять воздух работать на себя, человек должен хорошо знать свойства воздуха.
Запись: свойства воздуха.
VII. Работа в группах.
- Каждая группа получит карточку и постарается выявить какое-то одно свойство воздуха.
Задание для 1 группы:
Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?
Запись: упругость.
- Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?
- Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? (Добавить воздуха).
- Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? (Воздух сжимается).
- У кого из вас есть велосипед?
- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?
- А где еще используется это свойство? (Свободные высказывания детей).
Задание для 2 группы:
Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?
Запись 2: воздух легче воды.
- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?
- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?
Задание для 3 группы:
- Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
- Воздух - плохой проводник тепла.
Запись 3: теплопроводность.
- Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают?
- На самом деле, что же греет землю, снег ли?
- Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.
- Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?
- А что происходит с мехом животных к зиме?
- Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.
- А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).
Задание для 4 группы:
Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?
Запись 4: горячий воздух поднимается вверх.
- Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?
- Может ли быть одинаковая температура:
-днем и ночью?
- зимой и летом?
- у полюсов и на экваторе?
- Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается).
- Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).
- Значит, на Земле происходит постоянное перемещение воздуха, а попросту дует ветер.
Ф/м “Дует ветер нам в лицо…”
- Всегда ли ветер бывает такой легкий и ласковый? Какие еще ветры вы знаете? Открыть доску.
Ураганы |
Смерчи |
- Все это бури, скорость ветра которых достигает 120 км/ч. Такие ветры способны снести здания. Обычно сопровождаются ливнями. | - Это вращающиеся воронки со скоростью ветра до 5000 км/ч. Воронка засасывает все на своем пути (случай с розовыми лягушками). |
Много бед приносят ветры. Но представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?
- Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Почему?
- Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей. Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.
- Постарайтесь, когда вырастете и приобретете профессию, наладить производство так, чтобы ваши потомки дышали чистым воздухом.
VIII.
Итог урока:- Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Можно ли считать, что наш урок не пропал даром?
- Спасибо. Воздушные шарики в подарок.
IX.
Д/з:читать текст учебника, искать дополнительные сведения по теме в энциклопедиях “География”, “Неизвестное об известном” и др.