Цели урока:
- Обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нахождения части от числа и числа по его части за счет укрупнения дидактической единицы; совместное и одновременное изучение действий, единства процесса и решения прямой и обратной задачи.
- Способствовать развитию творческого мышления.
- Формирование навыков самоконтроля.
- Воспитание аккуратности, культуры учебного труда.
Ход урока:
I. Продолжаем работать по теме “Нахождение части от числа и числа по его части”.
Чем мы будем заниматься на уроке?
- Закреплять.
- Будем учиться распознавать в заданиях, какое из них часть от числа, какое число по его части.
- Формировать прочные навыки этих операций.
Вот цель урока.
Устно: Гимнастика ума. – Фронтальная работа.
“Ромашка”
Кому трудно, вам подсказка:
Опора:
Число | Часть | Значение части | Действие | Опорные слова |
36 | 1/2 | ? | * умножение 36*1/2=18 | От |
? | 1/2 | 18 | : деление 18:1/2=36 | Что составляет Дробь равна это |
II. Следующий этап урока – Самостоятельная работа на компьютере, во время которой вы должны показать умение распознавать, какое из изученных понятий -часть от числа, а какое число по его части.
2.10.А01 Уровень “О”. Вариантов: 30.
Найдите 5/8 числа 232.
2.10.А02 Уровень “А”. Вариантов: 30
Найдите число, 3/8 которого есть 30.
2.10.А03 Уровень “А”. Вариантов: 30
В книге 30 страниц. Девочка прочитала 2/3 книги. Сколько страниц она прочитала?
2.10.А04 Уровень “А”. Вариантов:30
Число 22 составляет 2/7 некоторого числа. Найдите это число.
2.10.А05. Уровень “А”. Вариантов: 30
Число 192 составляет 8/17 некоторого числа. Найдите это число.
2.10.А06 Уровень “А”. Вариантов: 30
Велотуристы за три дня проехали 274 км. В первый день они проехали 1/5, а во второй день 3/8 всего пути. Сколько километров проехали велотуристы в третий день пути?
2.10.А07 Уровень “А”. Вариантов: 30
В книге 189 страниц. Мальчик прочитал 32 страницы. Какую часть книги прочитал мальчик?
2.10.А07 Уровень “А”. Вариантов: 30
В книге 198 страниц. Мальчик прочитал 17 страниц. Какую часть книги прочитал мальчик?
2.10.А08 Уровень “А”. Вариантов: 18
Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/15 возраста отца. Сколько лет отцу?
2.10.А08 Уровень “А”. Вариантов: 5
Сыну 8 лет. Его возраст составляет 2/11 возраста отца. Сколько лет отцу?
2.10.А08 Уровень “А”. Вариантов: 4
Сыну 4 года. Его возраст составляет 2/11 возраста отца. Сколько лет отцу?
А09 Уровень “А”. Вариантов: 15
Сыну 75 лет. Его возраст составляет 5/7 возраста отца. Сколько лет отцу?
2.10.А09 Уровень “А”. Вариантов: 6
Сыну 60 лет. Его возраст составляет 5/7 возраста отца. Сколько лет отцу?
2.10.В01 Уровень “В”. Вариантов: 30
Найдите число, 4/9 которого равны 31.
Листок ответов:
Фамилия___________________
Ответ
01__________________________
02__________________________
03__________________________
04__________________________
05__________________________
08__________________________
09__________________________
6 человек работают индивидуально по карточкам на местах.
Фронтально проверяю выполнение заданий на компьютере.
Итог:
- 6,5,7 заданий – промежуточная оценка – “5”
- 4 задания – оценка – “4”
III. Приступаем к решению задач.
На доске плакат:
№ 1. Продали 3/4 части привезенных яблок, что составляет 48 кг. Сколько всего яблок привезли? | Обратная задача (сначала закрыта от
учеников) В магазин привезли 64 кг яблок. Продали 3/4 от привезенных яблок. Сколько яблок привезли? |
Схема: (я вписываю в квадратики)
Число | часть | как найти | число | часть | как найти |
? | 3/4 -48 | 48: 3/4 =64 кг | 64 3/4 -? | 64* 3/4 |
А теперь изменим условие! Закрываю вопрос и 60 кг яблок. Какую задачу можно составить? |
А если закрыть в условии часть, какую можно составить задачу? |
№ 2. Морковью занято 60 кв. метров участка. Сколько кв. метров занято свеклой? | Всего привезли 64 кг яблок. Продали 48 кг.
Какую часть от всех яблок составляют 48 кг. (Этот разговор на следующих уроках). |
А) Решили задачу № 1.
Б) Что находим в задаче № 2 (находим часть от числа).
В) В какой связи находится % и дробь? (30 % = 0,3 = 3/10)
Г) А чем она отличается от предыдущей задачи кроме сюжета? (Тем, что в этой задаче часть выражена % и нужно найти часть от числа.) (Решение самостоятельно, один человек на обратной стороне доски).
Составим обратную задачу (вместе проговорили условие).
Что находим в задаче? Какие действия?
Решили самостоятельно.
Домашнее задание
П.18.п.15 № 664, 665, 675 (а).
Дополнительно: Составить задачу обратную № 665.
IV. Выполняем тест.
№ 1. 1. В школе 85 учеников приняли участие в олимпиаде, что составляет 1/10 всех учеников. Сколько учеников в школе?
Р/ 850 | Щ/ 750 | Х/ 520 |
2. Найти 40 % от 90.
А/300 | С/ 36 | К/ 360 |
3. В парке 120 деревьев, 5/6 березы. Сколько берез в парке?
М/15 | Л/18 | О/100 |
4. Турист прошел 50 % пути, что составляет 16 км. Каков путь туриста?
Г/320 | У/8 | Т/32 |
№ 2. 1.В ремонте школы приняли участие 94 ученика, что составляет 1/10 всех учащихся школы. Сколько учеников в школе?
О/ 940 | Л/360 | М/54 |
2. Найти 20 % от 80.
Ц/ 160 | Р/16 | В/200 |
3. В саду 50 деревьев, 3/5 яблони. Сколько яблонь растут в саду?
Ч/100 | Д/250 | Т/30 |
4. Пешеход прошел 8 км, что составляет 40 % всего пути. Каков путь пешехода?
Ж/30 | Э/16 | С/20 |
Назовите буквы ответов задания (Р.О.С.Т.)
Поставьте следующую промежуточную оценку и поставьте оценку, какую вы получили в целом за урок.
В журнале вы получите оценку после проверки теста и решений задач на компьютере.