Цели:
- В игровой форме показать детям значимость знаний русского языка и литературы;
- Развивать внимание, наблюдательность, логику.
- Воспитывать любовь к родному языку, интерес к чтению.
Оборудование:
- Дворец Зимы.
- Лес летний, осенний, зимний.
- “Волшебные” цветы из бумаги с заданиями.
- Куб с цифрами.
- Фишки.
- Короны для участников.
- Плакат “Волшебный лес”.
- Медали “Снежинки” для победителей и призы.
Волшебный лес не обязательно должен нас привести к Зиме. Можно и к Осени, и к Весне, и к Лету. Это зависит от темы, времени года. Задания могут быть любые, связанные с математикой, русским языком, чтением, природоведением. Всё зависит от творчества учителя.
Я провела эту игру в декабре, а значит, мы отправлялись в гости к Зиме. Принимали участие две команды: Василисы Премудрые и Иваны-Царевичи. У Василис на голове короны, расшитые бисером, у Иванов - короны царевичей. На игровом поле “лес”, сделанный из веток на подставках. Из цветной бумаги на ветках прикреплены листья. Игровым полем служил зал, на котором и расположился волшебный лес. Посередине зала-леса - извилистая тропинка. Вдоль тропинки слева и справа “растут” цветы с заданиями для игроков. Играющие должны пройти по лесной тропинке в Снежное царство, где у ворот победившую команду встретит сама Зима с приветствием и наградой. Ходы участники делают по очереди. Для этого изготовлен большой куб с цифрами (от одного до шести). Бросив куб, участники игры передвигают свою фишку на столько цветов, на сколько указывает цифра на кубе. Если фишка останавливается на “нечистой силе”, команда делает ход назад, выполняя задания цветка, на котором остановилась фишка. Если задание выполнено неверно, фишка возвращается на старое место. “Нечистой силой” могут быть дети, переодетые в костюмы Бабы Яги, Лешего, Чёрта, змея Горыныча, Дракона и т. д. Побеждает команда, которая первой дойдёт до дворца Зимы, выполнив задания и пройдя все препятствия. На каждом цветке должны быть 2-3 задания на случай, если фишки приведут к одному и тому же цветку другие команды.
Представление команд:
Мы - премудрые девицы - На все руки мастерицы. Всех нас знают там и тут, Василисами зовут. |
Наша команда - Иваны-царевичи. Долго придётся нам путь продолжать Много чего нам в пути повстречается, Но и науки хотелось бы знать. |
Приветствие Зиме:
Здравствуй, матушка Зима!
Мы пришли с поклоном,
Чтоб сказать “спасибо” Вам,
Пригласить к нам в гости.
Приходи, Зима, скорей,
Расстели коврами снег,
Чтобы нам на лыжах бегать,
На коньках кружиться,
Чтоб играть могли в снежки мы,
Вместе веселиться.
Будем верными друзьями,
Не соскучишься ты с нами.
Приходи к нам в гости,
Зимушка-Зима!
Наша “лесная тропинка” состояла из тридцати цветов. На каждом цветке по три лепестка, на которых написаны подобные задания. Таким образом, всего было приготовлено девяносто вопросов и заданий. Лепестки прикрепляются при помощи скотча с обратной стороны сердцевины цветка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.
Являюсь я важнейшей частью речи…,
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. Кто я?Определяю я предметы,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
2. Объясни значения слов:
- задира, лакомка, лежебока.
- попрошайка, обжора, разиня.
- тупица, тихоня, пустомеля.
3. Объясни выражения:
- “Яблоку негде упасть”, “Слышно, как муха пролетит. ”, “Сел в калошу”
- “Комар носа не подточит”, “Сидеть как на иголках”, “Как рыба в воде”
- “В рубашке родился”, “Голова, как решето”, “С миру по нитке, голому рубаха”
4. Собери слова (из двух слов составить одно новое слово)
сено воз тепло овод поле косилка сад вод
Собери слова ( из двух слов составить одно новое слово)
мясо ход зерно аппарат фото хранилище везде рубка
Собери слова (из двух слов составить одно новое слово)
молоко отвод громо модный старо воз зло памятный
5. Назвать 5 словарных слов на тему:
- “школа”.
- “фрукты и овощи”
- “животные”
6. Наборщик. Составить не менее 5 слов из слова
- АКТИВНОСТЬ
- ГОСУДАРСТВО
- НАСЕЛЁННОСТЬ
7. РЕБУСЫ. (имена людей)
Рисунок1
Рисунок 2
9. Подобрать однокоренные прилагательные:
- река-
- вкус –
- рука –
- ужас –
- звук –
- небеса –
- место-
- мука –
- честь –
- молоко –
- капуста –
- удача –
- век –
- ясность –
- известие –
10. Переставь буквы,чтобы получились новые слова:
- ложа –
- пион –
- мазок –
- тьма –
- халва –
- числа –
11. Кто как издаёт звуки голосом:
- лошадь –
- корова –
- овца –
- собака –
- свинья –
- волк –
- кузнечик –
- курица –
- гусь –
- кошка –
12. Шарада :
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
С буквой “к” я в школе на стене,
горы, реки есть на мне,
с буквой “п”- от вас не утаю –
тоже в школе я стою.
Мой корень в “просьбе” заключён,
в ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое –все ждут ответа.
13. Прочитай слово:
УКВЫБ
ИСЛГО
АВОЛС
14. Замените одну согласную,чтобы получилось другое слово:
ФАРА ИГРА КРЫСА ХАТА КОЧКА ЧАЙКА ЛЕВ РОЩА МАЙКА
15. Отгадайте загадку.
Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдёт немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая-для лета,
Для зимы-белого цвета.
Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим.
16. Подобрать антонимы.
Я – антоним к слову “лето”.
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …. .
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям …. .
Я – антоним к слову “смех”.
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались?Это …. .
17. Угадайте пословицу по двум слова:
- свет, тьма
- погибай, выручай
- труд, лень
18. Каков смысл выражений?
- Рукой подать,
- Морочить голову.
- В час по чайной ложке.
- Засучив рукава.
- Во весь дух.
- Спустя рукава.
19. Подобрать к имени существительному возможные имена прилагательные,
- подходящие по смыслу:
- небо ….
- дорога…
- песня…
20. Составьте слово. Возьмите:
- корень в слове “снежинка”,
- приставку в слове “подъехал”,
- суффикс в слове “лесник”,
- окончание в слове “ученики”.
- приставку в слове “посмотрел”,
- корень в слове “дорожка”,
- суффикс в слове “лыжник”.
- приставку в слове “подъехал”,
- корень в слове “уши”,
- суффикс в слове “мышка”,
- окончание в слове “луна”.
21. Расскажите стихотворение
- о зиме.
- об осени.
- о зиме.
22. Составьте пословицу из слов:
- ОДИН, СЕМЬ, ОТРЕЖЬ, РАЗ, ПРИМЕРЬ, РАЗ.
- ЗА, ВСЕХ, И, ВСЕ, ОДИН, ЗА, ОДНОГО.
- ПОГОНИШЬСЯ, ЗА, НИ, НЕ, ДВУМЯ,
- ЗАЙЦАМИ, ОДНОГО, ПОЙМАЕШЬ.
23. Закончи предложение: Часть слова, которая пишется впереди корня…. .
Назови в этих словах приставки: ПРИШЁЛ, УЕХАЛ, СВИЛА
Закончи предложение: Часть слова, которая пишется после корня…. .
Назови в этих словах суффиксы: КОШКА, КОТЁНО, КОТИК
Какая часть слова служит для связи слов в предложении?
Назови в этих словах окончания: ШКОЛА, ШКОЛЬНИК, ШКОЛЬНИКОМ
24. В какой части слова пропущены буквы?
- КНИ. . КА
- ПОГО. . КА
- П. . БЕГАТЬ
- З. . ЛЕТЕЛ
- П. . СМОТРЕТЬ
- СЛА. . КИЙ
- ГОЛУ. . КА
- МОР. . КИ
- ПОВ. . Р
- ПР. . КРАСНЫЙ
- Н. . ПИСАЛ
- К. . РОВА
25. Найдите ошибки: (неправильно разобраны слова по составу)
Рисунок 3
26. Найдите лишнее слово. Объясните.
27. Отгадайте кроссворд.
- коса без буквы “и”
- ядовитый гриб, убийца мух
- насекомое, которое живёт у воды, а пьёт кровь
- делает из воды лёд и снег
- питательный напиток белого цвета
- инструмент
- край земли у воды
- шкаф для хранения и замораживания продуктов
- населённый пункт
- растение
- название птицы
- название домашнего животного
28.
- “Подруга дней моих суровых …” О ком это?
- Из какой это сказки? – “Если ты опоздаешь хоть на одну минуту,- сказала она,- твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами. . ”
- Из какой это сказки? – “Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь…”
29.
- У кого смерть на конце иглы?
- Как звали мальчика – луковку?
- Аппарат, на котором Баба Яга совершала полёт?
30.
- Что ответили почтальону Печкину, когда он постучал в дверь?
- Сергей Михалков рассказал о человеке огромного роста. Как его звали?
- Кто мог послать такую телеграмму: “Спасите! Нас съел серый волк!”